Свобода в XXI веке, ценность или пустое понятие?

Что такое свобода личности? Наверняка каждый из нас хотя бы раз задавал себе этот вопрос. Найти ответ пытались и многие философы, уделившие идее свободы большое внимание в своих трудах. В ряду таких мыслителей Б. Спиноза, В. Гегель, К. Маркс и многие другие. Но что есть свобода в XXI веке, в век информационных технологий и великих открытий, когда основными движущими силами цивилизации являются знания и информация? Является ли она основной ценностью индивида или же пустым понятием, имеющим лишь декларативный характер? Пытаясь ответить на эти вопросы, нужно понимать, что, несмотря на то, что сам термин «свобода» претерпевал ряд изменений в процессе становления нынешнего общества, нельзя рассматривать свободу на данном этапе развития цивилизации в отрыве от прошлого. Анализируя современное бытие, не просто желательно, а необходимо уметь находить ту взаимосвязь свободы «сейчас» и свободы «тогда», которая позволяет видеть проекции имеющегося в наши дни понятия на рассуждения философов различных эпох и различных течений. Что ж, давайте попробуем найти точки соприкосновения этих двух понятий и выяснить, какова же идея свободы в XXI веке.
Согласно толковому словарю  Ожегова С. И., под свободой в философии понимается «возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества». Таким образом, свобода – это некая философская категория, характеризующая сущность человека и его существование. При этом, несмотря на определенность и конкретность понятия, свобода не существует сама по себе. По своей сути она есть результат взаимодействия многих факторов, таких, например, как время, географическое пространство, принадлежность к определенным социальным группам, характер взаимоотношений с другими представителями человеческой расы и других. Можно задать, казалось бы, тривиальный вопрос, вытекающий из обыденного понимания свободы. А не является ли свобода возможностью осуществлять любую деятельность, которая только может заблагорассудиться? Ответ, пожалуй, тоже очевиден. И да, и нет. С одной стороны, бесспорно, свобода есть результат волеизъявления индивидуума. С другой, процесс подобного волеизъявления сопряжен с определенной обратной связью как природы, так и социума. И природа, и социум ограничивают поток волеизъявлений личности. Происходить это может как до осуществления действий индивида, так и после. В первом случае, речь идет об ограниченности человека, можно даже сказать, в некоторой степени его беспомощности в вопросах бытия. Во втором случае, мы говорим об определенных механизмах самосохранения природы и общества, которые создают прецеденты для предотвращения повторных аналогичных поступков индивидов.
Говоря о свободе, нельзя и не затронуть тему выбора, ведь что такое волеизъявление, как не процесс осознанного выбора между энным количеством различных вариантов дальнейшего развития событий. Волюнтаризм. Вот то слово, которое характеризует волю человека, как высшее начало бытия над другими
проявлениями духовной жизни человека. Но, как и у любой мысли, у любого философского течения, и у волюнтаризма есть оппоненты. Имя им – фаталисты. Для приверженцев этой точки зрения весь ход жизни человека, каждый его поступок есть не что иное, как реализация неотвратимой судьбы, рока, как предопределение некой сверхъестественной силы, исключающую свободу выбора и случайность. И, как и в любой философской теории, будь ее истинность абсолютной, не было бы у нее и оппонентов. Но поскольку определенная доля правды есть в обоих взглядах, оба они имеют право на существование. Тем не менее, в перспективе XXI века, пожалуй, главенство в этом споре приобретает именно волюнтаризм. Свобода воли является одной из основных свобод личности в XXI веке. Ведь недаром последнее время так популярно выражение «человек сам кузнец своего счастья». Позиционируя себя в обществе определенным способом, ставя перед собой конкретные цели и задачи, добиваясь их, человек расширяет круг своих возможностей и степень свободы. Конечно, сейчас в большей части мира нет той ситуации, которую можно было наблюдать еще каких-то пару веков назад, когда вполне обыденной вещью было то же рабовладельчество. Бесспорно, есть много уголков на нашей планете, где можно увидеть несомненные ограничения прав и свобод человека, как, например, в диктаторских режимах КНДР и Зимбабве. Но, несмотря на это, современная цивилизация предоставляет огромное количество различных возможностей для развития индивидуума и личности. Другое дело, что не всегда на базовом этапе можно наблюдать эти возможности равными. Большое значение как  в XXI веке, так, в общем-то, и в прошлые годы, имеет степень экономической свободы индивида, а так же степень экономической свободы его семьи, в привычном ли нам понимании о возможности осуществления денежно-валютных операций, или же, например, как однажды выразился австрийский философ и лауреат Нобелевской премии Фридрих фон Хайек и назвал экономическую свободу «свобода любой деятельности, включающая право выбора и сопряжённые с этим риск и ответственность».
Вообще говоря, рассматривая всецело жизнь определенного индивида, а также стереотипы современного общества, можно вполне логично обосновать одно, опираясь на другое. Так наверняка каждому знакомо выражение, стремящееся переиначить цитату известного древнегреческого философа Протагора, считавшего человека мерой всех вещей. «Деньги – мера всех вещей», говорит нам современный уклад жизни каждый день. Но ведь в этом есть большая доля правды. В свое время человечество придумало деньги для оценки и посредничества в транзитивном равенства результатов своей деятельности. Ведь действительно, пытаясь в течение жизни достичь экономического благополучия, человек стремится к полной экономической свободе, которая важна не только в XXI веке, но и на любом этапе развития цивилизации пока есть такая вещь, как деньги.
Учитывая ускорение технического прогресса, которое наблюдается особо четко именно в XXI веке, следует добавить, что свобода по своей сути, есть такая категорийная величина, которая не всегда идет рука о руку с процессами развития общества. Так с одной стороны, появляется все больше благ, способствующих удовлетворению всех типов потребностей согласно Маслоу. С другой стороны, если, например, предположить существование какого-либо человека, допустим, на необитаемом острове, вдали от государства и цивилизации, то хоть количество доступных в наше время благ для него резко снижается, но его возможности добывать и потреблять пищу, строить жильё, и т. д. становятся никем извне не ограничены. Ведь действительно, он не должен платить никаких налогов, пенсионных отчислений, не должен призываться в армию, не должен ничего никому. В этом случае можно говорить о полной свободе индивида, которая является его совокупностью неограниченных никем извне и не связанных с исполнением чьих-то обязанностей возможностей для выбора. С одной стороны, парадоксально, а с другой – логично, но любое государство ограничивает индивидуальную свободу. При этом совокупность обязательных на данной территории ограничений свободы человека есть объективное право государства.
Разные философы понимали свободу личности по-разному. Так, например, Августин Блаженный связывал ее с божественным предопределением. То есть по сути Августин считал, что все поступки человека имеют как раз-таки фаталистический характер, и свободы как таковой не существует. Очевидно, что на данном этапе существования общества, такое видение является не популярным в виду волюнтаристских наклонностей человечества.
Спиноза объяснял свободу  наличием мышления. Согласно его теории, «мышление в идеале, в пределе своего развития, есть, поэтому способность человека осуществлять свою активную деятельность в мире сообразно совокупной мировой необходимости». Еще со школьного углубленного курса обществознания известна его знаменитая цитата «Свобода – есть осознанная необходимость». Данную теорию уже можно считать близкой к тому, что было и в годы жизни Спинозы, и в наш век. Ведь действительно, согласно Спинозе, «Человек, поскольку он является "мыслящей вещью", способен не только воспринимать состояния собственного тела, вызванные внешними причинами, но, кроме того, еще сообщать своему телу состояния, согласующиеся с природой прочих вещей».
Карл Маркс в своей концепции свободы разделяет фаталистические настроения Августина. Ее он противопоставляет как субъективно-идеалистическим представлениям о свободе воли человека, отрицающим причинную обусловленность его поступков, так и механистическому сведению детерминизма к предопределенности.
Тем не менее, несмотря на то, что изучая идею свобод, следует обращаться к трудам более ранних философов, все их теории имеют скорее теоретический характер, а если и практический, то примененный к определенному историко-географическому этапу. На изучаемом же этапе следует брать во внимание нынешние обстоятельства.
Так, обращаясь более подробно  к свободе личности в XXI веке, стоит обратиться к тем фактам, процессам и  проблемам, которые могут охарактеризовать наш нынешний век. Наука определяет четыре основных тенденции, которые определяют судьбу человечества в XXI веке. Это глобализация, демографический сдвиг, технологическая революция и смена экономических полюсов. Остановимся на каждом из них подробнее.
Итак, глобализация. Мир становится одной общей деревней. Этот факт наверняка известен большинству жителей нашей планеты. Обращаясь к сказанному выше, можно напомнить, что государство сужает круг свобод индивида, предоставляя взамен такие возможности, как выплата пенсий, пособий и другая социальная поддержка. В настоящее же время субъективные права, предоставляемые каким-либо государством, всё больше приобретают международное значение и гарантии. Это связано с появлением международных конвенций, развитием системы межгосударственных договоров, глобализацией, развитием средств массовой информации и некоторыми другими факторами. Нередки ситуации, когда гарантом осуществления прав человека в каком-либо государстве являются другие государства. Происходящее постепенно начинает принимать характер конкуренции государств за качественное предоставление прав человеку, подобно тому, как магазины конкурируют за привлечение покупателей. Более того у человека появляются новые свободы, которых не было ранее. Теперь он может обменять свои свободы на права в разных государствах. Так, при смене гражданства человек полностью оплачивает своими свободами права в другом государстве, а при создании человеком международного холдинга, человек расплачивается свободами с несколькими государствами в определённых пропорциях.
  Еще одним трендом XXI века является бурный процесс старения населения, который оказывает большое влияние на мировую экономику. Он приведет к росту издержек на здравоохранение, а также окажет влияние на инвестиции. Все это будет способствовать сужению прав и свобод граждан, касающихся вопросов медицины и охраны труда.
Следующим на очереди и очень важным по своей сути является технологическая революция, которая идет уже не первый год. Мобильный интернет, искусственный интеллект, нано- и био- технологии, 3d-принтеры, - все это уже давно вошло в наш обиход и позволяет человечеству более полно использовать свои возможности. Свобода слова, свобода передвижения, свобода воли – все эти свободы реализуются более полно, благодаря результатам технического прогресса.
Наконец, последней тенденцией нашего столетия является смена экономических полюсов в мире, выраженная в перемещении центра мировой экономики в Азию и потере экономического влияния со стороны развитых стран. Все это, конечно, в меньшей степени будет влиять на характер свобод населения, но полностью не лишится этой способности.
Но наряду с вышеописанными тенденциями, которые в большей степени позволяют развивать и расширять свободы индивидуумов, очень важно и не забывать о тех проблемах, которые нам сулит текущее столетие, и том влиянии, которое оно может оказать на нас. Так, в процессе глобализации страны в большей степени становятся зависимыми друг от друга, люди - свободно передвигающимися между государствами, будут расти торговые, финансовые и другие потоки. Бесспорно, в этом есть большой плюс, но вместе с тем любой локальный кризис в таком обществе может быстро стать глобальным. Другими опасностями для свобод человечества в XXI веке становятся боты, вирусы и даже кибер-атаки, спонсируемые государствами. Мировая экономика и общество становятся более уязвимыми к кибер-преступности. Все это ставит под угрозу многие свободы граждан, и в большей степени свободу слова и свободу переписку. И, наконец, пожалуй, самая важная проблема – это, конечно же, глобальная эпидемия, которая не просто ограничивает свободы индивидуумов, а даже может поставить под сомнение их существование.
Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что в большинстве своем идея свободы в XXI веке – это все-таки основная ценность человечества. Процесс развития и гуманизации общества привел нас к тому, что свободу личности в наши дни намного ценнее, чем раньше. Социум на данном этапе пути своего, развития развиваясь сам, пытается развивать и права и свободы своих представителей, предоставляет им различные возможности для увеличения каждой из степеней свободы, будь то свобода воли, свобода слова или свобода вероисповедания. Безусловно, существуют и факты, которые могут заставить задуматься о пустоте понятия свободы в XXI веке. Такими, например, являются до сих пор действующие диктаторские режимы как минимум в десятке стран мира, «сфабрикованность» судебных дел или те же информационные технологии, которые, развиваясь, с одной стороны, предоставляют индивидуумам множество новых возможностей, а с другой, являются угрозой для осуществления таких важных свобод, как свобода слова, свобода переписки и др. В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек – индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. Тем не менее, это лишь ложка дегтя в бочке меда, наличие которой вполне привычно для многих философских и жизненных категорий. Идея свободы в XXI веке жива и является основной ценностью цивилизации в данном историческом периоде. Сейчас неразделимы такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.


Рецензии