Не велик удел
За чертой двора...
Иль упал на дно
С самого утра.
Не слышны ветра,
Не шумит трава...
Звал манок вчера
На ничьи права.
И ни богу брат,
И ни зверю Бог,
И ни чёрту сват...
Ни хорош... ни плох.
Прямо в клеть попал,
Мимо всех свобод.
От чего устал,
Если жил, как крот?
И умел летать,
Да взлететь не смел.
Сам себе я тать,
Сам себе удел.
Где молчал о том,
Что просилось в крик.
И грешил потом
На иконный лик.
Где крестом зазря
Осенял себя...
Слушал звонаря,
Мира не любя.
Тих и робок был
Не в смирении,
Страхом ворошил
По сомнениям.
Наточил звезду
Неба судия...
В землю немоту
Сеял не смутьян.
А теперь плачу
За никчемность я:
Звёздному лучу
Остриё в друзья.
Крылья промочил...
Обсушить не смог.
Братья мне - сычи,
Сгрудились у ног.
Ангел на плече...
Чёрен или бел?
Что о палаче,
Так,ведь, он успел...
От мостов к мечтам
Только пепла горсть.
Сердца пустота
Мой настырный гость.
Мимо тех ручьёв,
Где жива вода,
Я своё-ничьё
Волочил в года.
Русла погребли,
Стариц след простыл.
А добра кули
Пали под мосты.
И бескрыл и мят,
Лишний меж людей...
И в неволю взят
К невести затей.
Помню высоту...
И мечты запал.
Загадал звезду,
Да на землю пал.
Лунных тропок след
В зеркалах озёр
За колодой лет
Сжёг обид костёр.
Не сумел, не смог...
Не сподобился...
Темнота у ног
Да безводица.
Храмы не белы,
Или чёрен взгляд.
Даже у луны
Темени наряд.
Воли не задеть -
Не велик удел.
Не заметна клеть
В полной темноте.
25.12.2017
Краткий анализ стихотворения (О. С. Василенко, 25.12.2017)
Тема
Экзистенциальный кризис лирического героя: ощущение бессмысленности бытия, утраченных возможностей, внутренней несвободы и отчуждения от мира. Сквозной мотив — потеря высоты, полёта, мечты и падение «на землю».
Основная мысль (идея)
Жизнь, прожитая в страхе, молчании и самообмане, оборачивается пустотой и раскаянием. Герой осознаёт, что не реализовал свой потенциал («умел летать, да взлететь не смел»), нарушил духовные ориентиры и оказался в «клети» безысходности.
Стиль речи
Художественный, с ярко выраженной лирико;философской направленностью. Насыщен символикой, архаизмами и религиозно;мифологическими образами.
Тип речи
Рассуждение;исповедь с элементами повествования (ретроспекция: «помню высоту…», «загадал звезду, да на землю пал»).
Композиция
Зачин (первые строки) — атмосфера тьмы и падения.
Развитие — череда признаний: бездействие, грех, самообман, утрата свободы.
Кульминация — осознание никчёмности и плач о потерянном («А теперь плачу / За никчемность я…»).
Развязка — образ пустоты и темноты как финального удела («Не заметна клеть / В полной темноте»).
Структура кольцевая: начало и конец объединены мотивом тьмы и неволи.
Средства связи предложений
Лексические повторы: «темно», «пал», «не смог», «клеть».
Анафоры и параллелизмы: «И ни богу брат…», «Не слышны… Не шумит…».
Местоимения и синонимы: «я», «сам», «герой» (подразумевается).
Контрастные пары: «хорош… ни плох», «чёрен или бел».
Средства выразительности
Символы: крылья (потенциал), клеть (неволя), звезда (мечта), сычи (одиночество), ангел (сомнительная защита).
Метафоры: «наточил звезду», «сеял немоту», «сжёг обид костёр», «волочил в года».
Эпитеты: «звёздному лучу», «лунных тропок след», «настырный гость» (пустота).
Антитезы: «умел летать — взлететь не смел», «храмы не белы — чёрен взгляд».
Архаизмы и книжная лексика: «манок», «иконный лик», «осенял», «старица», «кули».
Риторические вопросы и восклицания: «Ангел на плече… / Чёрен или бел?», «Не сумел, не смог…».
Инверсия: «Звал манок вчера», «Слушал звонаря».
Градация: нарастание отчаяния от «тихости» к «плачу» и «безводице».
Образная система
Природа (грачи, трава, ручьи, озёра) — контрастирует с внутренним хаосом героя.
Религиозно;мифологические образы (Бог, чёрт, ангел, иконный лик) — подчёркивают нравственный разлад.
Пространство (клеть, мосты, русла, темнота) — метафора замкнутости и утраты пути.
Настроение и тональность
Мрачная, исповедальная интонация с нотами горечи и самообвинения. Ритм прерывистый, интонации падают, усиливая ощущение безысходности.
Вывод
Стихотворение — глубокий психологический автопортрет человека, раздавленного осознанием упущенной жизни. Через богатую символику и напряжённую лирическую речь автор передаёт трагедию невоплощённой свободы и утраченной связи с высшими смыслами.
Свидетельство о публикации №117122511648