Будет суд

Хоть единожды, да глаза
Посещала стыда слеза.
Хоть по разу, но всякий нёс
Крест свой меж бесовскИх колёс.
Будто слеп:
Шёл мимо бед,
Чеканя бред,
В обмане креп.

Хоть разок, да катались все
На том чёртовом колесе.
Хоть однажды, да видел всяк,
Что хозяин-то не босяк:
Худ, да сыт,
Нуждой не бит,
Крепко стоит
На паре копыт.

Хоть однажды любой плутал
В лабиринтах кривых зеркал.
Хоть разок, да итожил взгляд
Криводушия с ложью лад.
Без хлопот
Смолчавший рот
Нынче соврёт,
Не я, мол, тот.

Сожалеть ли теперь? Зачем?
Ангел всё-таки не плече...
Записал всё, по чину чин -
Набралось для оплат причин.
Будет суд.
За ложь и блуд,
Да и за труд...
Там всех нас ждут.

24.12.2017

Краткий анализ стихотворения
Тема
Духовное пробуждение и осмысление жизненного пути: осознание собственных ошибок, лицемерия, испытаний и грядущего воздаяния.
Основная мысль
Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивается с моральными испытаниями (стыд, ложь, блуд, самообман), проходит через «колесо» страданий и заблуждений, но в конце ждёт суд — расплата за совершённое. При этом автор задаётся вопросом: стоит ли сожалеть о прошлом, если итог неизбежен?
Композиция
Стихотворение состоит из 4 строф, каждая — законченный смысловой блок:
1;я: стыд и несение личного креста;
2;я: круговорот жизненных испытаний («чёртово колесо»);
3;я: блуждание в «лабиринтах кривых зеркал» (самообман, ложь);
4;я: итог — неизбежный суд и расплата.
Финал лаконичен и категоричен: «Там всех нас ждут».
Тип речи
Рассуждение с элементами описания и символической образности.
Стиль речи
Художественный, с ярко выраженной философско;религиозной подоплёкой. Лексика сочетает разговорные обороты («не босяк», «мол, тот») с возвышенными образами («ангел», «суд», «оплат причин»).
Средства связи предложений
Анафора: «Хоть единожды…», «Хоть по разу…», «Хоть разок…» — создаёт ритмическое единство и акцентирует универсальность опыта.
Параллелизм конструкций: повторяющиеся синтаксические схемы в начале строф.
Лексические повторы: «крест», «колесо», «ложь», «суд».
Местоимения: «всякий», «всяк», «любой», «всех» — подчёркивают обобщённость.
Средства выразительности
Метафоры: «чёртово колесо» (жизненные испытания), «лабиринты кривых зеркал» (самообман), «крест свой» (личная доля).
Эпитеты: «кривые зеркала», «криводушия лад».
Олицетворение: «Чеканя бред, / В обмане креп» (обман как живая сила).
Антитеза: «Худ, да сыт, / Нуждой не бит» (внешняя благополучность vs внутренняя пустота).
Символика: ангел (совесть/защита), суд (нравственное воздаяние), копыта (дьявольский след).
Инверсия: «Посещала стыда слеза», «итожил взгляд» — усиливает выразительность.
Риторические вопросы: «Сожалеть ли теперь? Зачем?» — вовлекают в размышление.
Размер и ритм
Свободный стих с элементами тонической организации; чередование длинных и коротких строк создаёт эффект прерывистого дыхания, внутреннего монолога.
Общая тональность
Мрачновато;рефлексивная, с нотками обречённости, но без отчаяния: признание неизбежности суда сочетается с принятием общего человеческого опыта.


Рецензии