Грош медяный
Кулачок-то не схоронит:
Лунный луч не тёмном склоне
Так сияет серебром.
А в погоне за добром
Каждый скок - душе урон...
Ветрено со всех сторон -
Злато гонит.
Колоколят веры стоны:
Плачут нА людях иконы...
А вокруг полно пленённых:
Славой да златым тельцом.
Ложь с коверканым лицом,
Лесть на пару с подлецом,
Гнусь под царственным венцом...
Всё законно.
Захудало захолустье:
Много горя вместо грусти...
Нищета надежд не пустит
На парадное крыльцо.
Души ноют от рубцов.
Над заветами отцов
Переклик угроз свинцов
По над гнусью.
И свербят нещадно раны...
И следы от них багряны...
Видно поздно, а не рано
бозначена вина.
Что ж, немые небеса
Не приводят чудеса
На простор, где нам цена
Грош медяный?
24.12.2017
Краткий анализ стихотворения
1. Тема
Социально;нравственный кризис общества: погоня за материальным (злато, слава), утрата духовных ориентиров, нищета и горе «захолустья», моральная деградация. Центральный символ — «грош медяный» как метафора ничтожной цены человеческой жизни и достоинства.
2. Основная мысль
Современность поражена алчностью, ложью и бездуховностью; люди пленены «златым тельцом», а высшие ценности (вера, заветы отцов) порушены. Лирический герой ощущает безысходность: даже «немые небеса» не приносят чудес в мир, где человеческая жизнь оценивается в «грош медяный».
3. Стиль речи
Художественный, с чертами публицистичности (обличительный пафос) и философской лирики (размышления о добре, вине, цене человека).
4. Тип речи
Рассуждение с элементами описания и повествования:
описание картин деградации («Ложь с коверканым лицом», «Гнусь под царственным венцом»);
повествование о «погони за добром», приносищей «урон» душе;
рефлексия о вине и отсутствии чуда.
5. Композиция
Три смысловых блока, каждый завершается рефреном или итоговой фразой:
Первый блок (1–8 строки): мотив тщетной погони за богатством и сиянием, контрастирующим с внутренней пустотой.
Второй блок (9–16 строки): обличение морального упадка (стоны веры, пленённые славой, ложь и подлость).
Третий блок (17–24 строки): картина нищеты и боли, осознание запоздалой вины и риторический вопрос о «цене» человека.
Финал («грош медяный») замыкает композицию, возвращая к заглавию.
6. Средства связи предложений
лексические повторы: «грош медяный», «злато», «рана», «вина»;
синтаксический параллелизм и анафора (например, перечисления в духе «Ложь… Лесть… Гнусь…»);
контрастные образы («лунный луч… серебром» vs «тёмный склон», «нищета» vs «слава»);
риторические вопросы и восклицания (последний катрен).
7. Средства выразительности
метафоры: «колоколят веры стоны», «шумная птичья конференция» (в другом тексте примера, но стиль сходный), «переклик угроз свинцов»;
эпитеты: «коверканое лицо» (ложи), «немые небеса», «парадное крыльцо» (как символ недоступного достатка);
символы: «златой телец» (культ богатства), «грош медяный» (ничтожность человеческой ценности в таком мире), «лунный луч» (хрупкое сияние добра на тёмном фоне);
архаизмы и книжная лексика: «колоколят», «гнусь», «завет», «переклик» — усиливают обличительный тон;
антитеза: духовное vs материальное, свет vs тьма, вера vs ложь;
звукопись: аллитерации на «с», «з», «р» создают ощущение скрежета и тревоги («свербят нещадно раны», «следы от них багряны»).
8. Размер и рифма
размер: вольный акцентный стих с переменным количеством ударений (ближе к тоническому стихосложению);
рифмовка: перекрёстная и смежная, часто неточная/ассонансная («стоны — пленённых», «лицом — венцом»), что придаёт речи разговорную, исповедальную интонацию;
строфика: три восьмистишия с вариативной рифмовкой и финальным четверостишием-вопросом.
9. Общая тональность
Трагическая, обличительная, с нотами горькой иронии («Всё законно», «Всё законно»). Интонация нарастает от созерцания к обвинению и завершается риторическим вопросом-приговором.
Свидетельство о публикации №117122411189