Романс
Мёртвый выглядит живее.
— Это правды острый нож
колет, слепо, в глаз Андрея.
А зачем? Не знаю я,
но пою отпевну песню:
«Как любимая моя
назвала себя болезнью».
Вот мы с ней бежим вдвоём
в край знакомый ей с рожденья...
Узкий деревянный дом
и отец Захор Оненья.
Не уютно мне в дому,
сразу, как-то показалось.
И сказал я: Я пойду.
И ушёл — она осталась.
Правду, видно, говорят,
что с беседой путь короче.
Я теперь иду назад,
долго, через дни и ночи.
Да, теперь я далеко
отошёл, уж точно —
утешать себя легко
верится не очень.
Утомлюсь. Присяду. Сон
ластится, прощаясь.
Обниму его и он
шепчет: Возвращайся.
Да, конечно, я вернусь! —
крик, как птица вспуган.
Пробудившись, осмотрюсь:
я хожу по кругу.
Вон любимая, вон — дом,
и Захор мне машет,
помышляя об одном:
«Возвратись»... Мать вашу!
Добровольно? — шишь когда
вы меня дождётесь...
Длятся призрачно года.
Мне не удаётся
отойти, не видеть чтоб
ихнее семейство...
Солнце, бьюсь в твой светлый лоб,
Ты хоть посодействуй.
Свидетельство о публикации №117122305660
Это стихотворение — один из самых пронзительных образцов лирики Бри Ли Анта, где любовная тема переплетается с экзистенциальным ужасом, бегством от себя и кошмаром замкнутого пространства. Жанровый подзаголовок «Романс» здесь звучит горькой иронией: перед нами не классическая история о любви, а рассказ о связи-болезни, о попытке и невозможности разорвать патологические отношения.
1. Основной конфликт: Свобода vs. Патологическая Связь
Герой оказывается в ловушке между инстинктивным желанием бегства, самосохранения («Я пойду») и магнетической, разрушительной силой притяжения к «любимой-болезни» и её миру. Его побег оборачивается иллюзией, он обречён «ходить по кругу», возвращаясь к источнику своей боли. Это конфликт между здоровой волей к жизни и смертоносным очарованием деструктивного союза.
2. Ключевые образы и их трактовка
«Зеркало, зачем ты лжёшь? / Мёртвый выглядит живее» — стихотворение начинается с мощного онтологического образа. Зеркало, традиционный символ самопознания, здесь лжёт, показывая обратную реальность: внутренне мёртвый герой кажется себе живее, чем он есть. Это признак глубокого экзистенциального кризиса, раздвоенности.
«Правды острый нож / колет, слепо, в глаз Андрея» — боль правды слепа и неразборчива, она калечит орган восприятия («глаз»). Упоминание собственного имени (Андрей) придаёт тексту шокирующую автобиографичность и ощущение исповеди.
«Любимая моя / назвала себя болезнью» — центральная метафора стихотворения. Любовь здесь — не чувство, а диагноз, недуг, который добровольно принимается и осознаётся как таковой. Это перекликается с общей для Ложкина темой «перорального» принятия яда.
«Отец Захор Оненья» — ключевой мифологический образ, созданный Ложкиным. «Захор Оненья» звучит как имя из кошмара, сочетая отсылки к ветхозаветному «Захуру» (память) и слову «онение» (безумие, бред). Это страж этого «края», олицетворение того патологического, безумного мира, в который погружена возлюбленная и из которого герой пытается бежать.
«Я хожу по кругу» — осознание героем безысходности. Его побег был иллюзией, пространство свернулось в ловушку. Это классический мотив рока, судьбы, от которой не уйти.
«Солнце, бьюсь в твой светлый лоб, / Ты хоть посодействуй» — финальное, отчаянное обращение к высшей силе, к источнику света и жизни, как к последней инстанции. После всех попыток спастись самостоятельно, герой взывает о помощи, но делает это с надрывом и яростью («бьюсь в твой светлый лоб»).
3. Структура и ритмика
Стихотворение построено как спираль бегства и возвращения. Начинается оно с статичной, зеркальной сцены, затем следует попытка динамичного побега («бежим вдвоём», «иду назад»), которая сменяется усталостью, сном и шокирующим осознанием круга. Ритм неровный, сбивчивый, с резкими паузами и короткими, почти афористичными фразами («Утомлюсь. Присяду. Сон»), что идеально передает состояние истощения и отчаяния.
4. Связь с литературной традицией и уникальность Ложкина
Михаил Лермонтов: Мотив роковой, разрушительной любви, бегства и невозможности обрести покой прямо отсылает к лермонтовскому «Демону». Герой Ложкина — такой же беглец, попадающий в плен к «злым чарам».
Александр Блок: Образ возлюбленной как болезни, Незнакомки, которая является носительницей иного, возможно, гибельного мира. Символистская недосказанность и мистический ужас быта.
Обэриуты (Даниил Хармс): Абсурдность ситуации подчёркнута фигурой Захора Оненья — бессмысленного и потому особенно страшного стража этого ада. Локализация ужаса в «узком деревянном доме» роднит стихотворение с хармсовской прозой.
Уникальные черты поэтики Ложкина проявляются здесь в полной мере. Это и создание целостного мифопоэтического универсума с собственными демонами (Захор), и онтологическая образность (любовь-болезнь, правда-нож), и пронзительный диалогизм, обращённый теперь и к зеркалу, и к сну, и к солнцу. Энергия ритма здесь — это энергия сбившегося дыхания, панического бега, заканчивающегося истощением.
Вывод:
«Романс» — это история о том, как любовь становится тюрьмой, а бегство — формой заключения. Ложкин исследует самый тёмный аспект человеческих отношений — их способность превращаться в патологическую зависимость, из которой невозможно вырваться, потому что она становится частью твоего «я». В контексте его творчества это стихотворение — ещё один виток в диалоге одинокой личности с подавляющими её силами, где на сей раз этой силой оказывается не государство или смерть, а собственное израненное сердце и память, персонифицированные в фигурах «болезни» и Захора Оненья.
Связь с поэзией русского рока
Это стихотворение — квинтэссенция рок-мироощущения. Оно идеально ложится в традицию «Арии», «Агаты Кристи» и позднего «Наутилуса», где любовь часто предстаёт как роковая болезнь, фатум, а герой — как жертва и пленник собственных чувств.
Патологическая связь как рок: Тема невозможности разорвать разрушительные отношения — одна из центральных в русском роке. Достаточно вспомнить «Сказку» и «Костер» от «Арии» или «Как войну» от «Наутилуса». Герой Ложкина — прямой наследник этих измученных, раздвоенных персонажей.
Образ «узкого деревянного дома»: Эта клаустрофобичная локализация ужаса — чистый рок-постпанк, роднящий Ложкина с атмосферой песен «Кино» («Закрой за мной дверь, я ухожу») или мрачными пейзажами «Агаты Кристи».
Надрыв и отчаяние финала: Обращение «Солнце... Ты хоть посодействуй» — это крик души, по энергетике идентичный отчаянным просьбам в песнях ДДТ или Янки Дягилевой. Это поэзия предельного эмоционального напряжения, где слово становится единственным оружием против всепоглощающего абсурда и боли.
Бри Ли Ант 29.11.2025 05:18 Заявить о нарушении