Кисмет

   В советское время мне часто приходилось летать по Союзу. Из республик не бывал только в Молдавии и Туркмении. Но, как правило, только в столицах и их пригородах. Дважды прилетал в столицу Таджикистана Душанбе. Чудесный город - сад. Оба раза мне везло и начальство разрешало на пару дней "убегать" в Нурек, где геологом работал мой однокашник по МГУ Николай Ломоносов.
   Он родом с небольшого городка на Украине. Закончив школу с золотой медалью, он в 1955 году написал ректору МГУ заявление примерно такого содержания:
  "Ректору МГУ им. М.В. Ломоносова...от Николая Ломоносова .Прошу принять меня на геологический факультет МГУ им. Ломоносова."  И был принят. После завершения учёбы он работал на Сахалине, а потом в Москве и, наконец, попал в Таджикистан, где в конце шестидесятых годов начали строительство  легендарной Нурекской ГЭС. Не побывать у него я просто не мог.
   Путь из Душанбе до города строителей ГЭС Нурека, расположенного на высоте 880 метров над уровнем моря, завораживает. Дорога кружит среди гор через перевал Шаншар. Вдали - снежные вершины Памира. Чем ближе к Нуреку, тем круче обрывы .Изредка вдалеке видны редкие кишлаки. Но дорога крайне опасна из-за непредсказуемых оползней, селей и не прощает ошибок.
    В постсоветское время русское население фактически было изгнано из Таджикистана, оставив всё нажитое. Так было и с Николаем, проработавшим там более 15 лет.
   В 2009 году китайцы построили туннель "Озоди" длиной более 2000 метров, который сокращал и упрощал путь, а потом  перестроили и часть Нурека, в том числе и гостиницу "СССР", название которой, говорят, сохранено и поныне. Не тронут и памятник В.И. Ленину. Сейчас в городе около 25 тысяч населения, вдвое меньше, чем было при Союзе.
   Нурекская ГЭС - шедевр гидростроительства. Высота плотины - 300 метров. Она перекрыла реку Вахш, приток Амударьи, и была самой высокой в мире, возможно,и сейчас. Площадь образовавшегося "зеркала" водохранилища - 98 квадратных километров, объём - 10,5 кубических километров. Длина -около 70 км. Это бомба замедленного действия, поэтому плотина тщательно охраняется. Её прорыв приведёт к катастрофическим последствиям.
   Голубое море пресной воды среди красновато - серых скал завораживает. Потрясающее сочетание природной красоты с плодами человеческого гения! Особенно впечатляет прогулка по водохранилищу на катере. Простор бескрайнего водохранилища причудливо изгибается, следуя очертаниям гор. Свежий ,душистый и умиротворяющий воздух вдыхается как нектар. Ощущения мистического характера.
   Но запомнилось это путешествие и по другой причине. Мы приплыли на катере к другу Николая Садуло. Геолог таджик был рад принять нас у себя. Полулёжа на коврах мы наслаждались причудами таджикской кухни, как оказалось, вполне подходящей к русской водке. Мусульманин Садуло  не отставал в любви к ней от православных. Он предложил нам остаться заночевать, но Николаю надо было вернуться домой. Катер давно ушёл и был только один выход - возвращаться на машине Садуло(газик). Мы, пьяные мужики, спорили, кто сядет за руль. Всех убедил Садуло, который знал и опасную дорогу, и машину. Но чувство тревоги не оставляло. И Садуло, успокаивая нас, повторял, КИСМЕТ, КИСМЕТ. Ночью, по временной горной дороге, на которой самосвалами  возили породу для плотины, мы благополучно  добрались до  Нурека. И сразу отметили эту удачу.
    Потом Садуло прилетал в Москву и мы с ним прекрасно проводили время. Помню ,что в одном из ресторанов ему предложили девушку на ночь, цена которой поразила его до такой степени, что он долго не мог поверить в это, повторяя :Да я за такие деньги  три шубы куплю  своей жене на всю жизнь.
   Через несколько лет я опять приехал в Нурек. Спросил о Садуло. Оказалось, что он погиб на дороге из Душанбе, куда они ездили улаживать дела с ГАИ. Естественно, абсолютно трезвые. Всё закончилось удачно. За рулём своих Жигулей был товарищ Николая. Садуло полулежал на заднем сидении. Когда они проезжали кишлак, где жили родители Садуло, Николай  предложил ему  заехать к ним, но он отказался. А через несколько минут они  на повороте въехали в грязевую кашу недавно прошедшего селя. Машину развернуло и бросило в ущелье. Садуло погиб сразу и, по мусульманским традициям ,в тот же день был похоронен. Николай с товарищем отделались  переломами и ушибами, проведя несколько дней в больнице.
               Такова Судьба.  Или, как говорят на Востоке, КИСМЕТ.


Рецензии
Да, судьба. Не обойдёшь. не объедешь. Интересный рассказ, Дмитрий. С теплом, Николай.

Николай Мартынов 4   17.02.2023 15:47     Заявить о нарушении
Николай, спасибо.

Дмитрий Павлов 3   18.02.2023 15:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.