Об истоках личного одиночества

ОБ ИСТОКАХ ОДИНОЧЕСТВА

Размышления в ответ на статью Ольги Малышкиной

https://m.vk.com/wall-90034315_20125

«Я один, но это не значит, что я – одинок»
В.Цой
«Я просила любви – и Бог послал несчастных, которые нуждаются в моей помощи»
Мать Тереза

Фундаментальные словари (Даля, Ожегова и др) дают нечеткие и порой противоречивые определения термина одиночество, например: «Одиночество – состояние одинокого человека» (Словарь Ожегова); «Изолированность, отсутствие соц. контактов, помощи и понимания» (Социологический словарь); «О. представляет собой деструктивную форму самовосприятия» (Психологическая энциклопедия).
Наиболее полное определение термина в новейшем философском словаре: ОДИНОЧЕСТВО - состояние и ощущение человека, находящегося в условиях реальной или мнимой коммуникативной депривации (изоляции от др. людей, разрыва социальных связей, отсутствия значимого для него общения, недостаточности общения и др.). …Как психогенный фактор О. влияет на психику человека и вызывает появление острых эмоциональных реакций (в т.ч. тягостныхпереживаний, тревожности, депрессии, деперсонализации, галлюцинаций), изменение сознания исамосознания, индивидуальных и личностных особенностей человека. Тяжело переносится людьми различных возрастов. В значительнойчасти случаев приводит к серьезным психопатологическим эмоциональным нарушениям…»

Создается впечатление об отсутствии четкого определения и различных трактовках термина, в чем несомненную роль играет искусственное объединение иностранных слов, имеющих различное значение, в том числе, изоляция, уединение, отчуждение…

Одиночество ассоциировано с негативными переживаниями и страданием. В отличие от уединения – которое может быть сознательным выбором человека, отдыхом от общения с людьми, состоянием радостного созерцания, способствующим размышлению, творчеству, духовному росту и др.
Напротив, одиночество не ассоциировано с радостью; это страдание, разрушительное состояние. В одном и в другом случае человек остается наедине сам с собой и прерывает общение с другими людьми, но в первом случае – он страдает, а во втором – это желаемое состояние.
Таким образом, фактически являясь одним и тем же уединение и одиночество приносят совершенно разные плоды.

Монашествующие, уходящие в затвор, стремятся к уединению для познания полноты общения с Богом. Они, вероятно, могут испытывать страдание от отсутствия общения с людьми, однако воспринимают это состояние как искушение, препятствие, ведут с ним борьбу духовными методами и побеждают. Уединение в затворе имеет конкретную цель, и переживание одиночества может возникнуть лишь как препятствие к достижению этой цели.

Изоляция – вынужденное состояние, при котором возможность общения отсутствует, как рядом нет людей, с которыми общение фактически возможно (на необитаемом острове, в плену, в иммиграции). Обычно в этих случаях все усилия уходят на выживание, и страдание от отсутствия общения уходит на второй план. Изоляция может быть результатом отвержения обществом человека или отвержение человеком общества (отверженность). И к этом близко Отчуждение – это скорее нежелание общаться, негативное восприятие окружающих, самоизоляция. Оно связано с негативными эмоциями, но не является страданием от отсутствия общения.

В полной мере страдание от отсутствия необходимого общения развертывается именно в состоянии одиночества.
Человек глобально одинок всегда (можно назвать это «вселенское одиночество»). Он приходит в этот мир один и все самые важные состояния он переживает один. И это одиночество никогда не находит удовлетворения в общении людей. Для верующих людей спасением от этого глобального одиночества становится непрерывное общение с Богом, Божией Матерью, святыми, Ангелом Хранителем. Только невидимый мир всегда остается с человеком. Не теряя способность к молитве и получая помощь, человек побеждает вселенское одиночество.

Однако находясь среди людей на протяжении всей жизни человек пытается скомпенсировать вселенское одиночество общением с людьми. И здесь можно выделить более общее (можно сказать, «социальное») и «личное» одиночество».

С моей точки зрения, страдание при одиночестве связано с неудовлетворенностью глубинных потребностей человека в эмпатии, сопереживании, понимании, определенных способах и методах коммуникации, приносящих наслаждение, успокоение и др. необходимые эмоции конкретному человеку.

В большей степени эти индивидуальные потребности проявляются при «личном одиночестве» (страдание от отсутствие очень близкого человека, партнера, супруга, сердечного друга). Есть также более «общее» состояние О., когда человек страдает от отсутствия в целом близких людей в своем окружении (близких родственников, друзей). Общество устроено так, что человек в принципе всегда может найти тех, кто нуждаются в его заботе, может занять себя делом, в том числе, связанным с постоянной заботой о каких-то людях и общением; может занять свое время. Однако при О. человек страдает от неудовлетворенности своих потребностей и желаний. И если у него есть потребность в заботе о других, то эта потребность в какой-то определенной заботе, которая приводит к удовлетворению его индивидуальных потребностей (а не потребность в любой заботе и расходовании сил, структурировании времени). Это потребность в заботе, от которой человек получает что-то лично для себя.
Если нужные потребности в общении, особенно личном, удовлетворены, то человек спокоен; его личное пространство занято. Если же оно пусто и он не получает желаемого, человек испытывает страдания.

Сейчас много говорят о самодостаточности.
Однако, я считаю – что краеугольным камнем в этом страдании служат именно неудовлетворенные потребности.
При этом человек может страдать от О. и в центре большой семьи, будучи замужем и др.
К сожалению, человек может иметь потребности, обрекающие его на О.
Чтобы понять это, надо уметь честно разговаривать с собой. Очень многие женщины не могут создать семью, будучи внешне привлекательными и обладая множеством достоинств. Проблема в том, что им нравятся «мерзавцы», или интерес возникает только в том случае, когда их игнорируют. Попытки создать семью с хорошим заботливым человеком в этом случае безуспешны, так как искаженные потребности не удовлетворены.

Острое чувство одиночества в сочетании с искаженными потребностями может завести в опасный тупик например в виде формирования болезненных связей с совершенно случайными людьми.

Чтобы исправить их, нужно вначале понять себя и осознать их. Может ли их исправить психолог? Я не знаю. Хотя некоторые психологи считают, что они это умеют.
Можно ли это исправить с Божию Помощью? Вероятно можно, как и любой грех, порок, искажение человеческой личности исправимо при большом труде и с Божию Помощью.
Чем сложней внутренний мир человека и чем более он необычен, тем обычно человеку сложнее найти свою пару и решить проблему личного одиночества.
Можно ли считать, что проблема личного одиночества в гордости? Думаю, что она – в искаженных внутренних потребностях.

Для того, чтобы человек правился с личным одиночеством и создал успешную счастливую семью, нужно соблюдение двух условий:
(1) Бог посылает нужного человека, (2) человек может принять Дар Бога и построить отношения с нужным человеком.

Бог по разным причинам может не посылать нужного человека, например (1) у Бога нет замысла о том, чтобы этот человек создал семью, у Бога есть другой замысел об этом человеке (монашество, социальное служение); (2) наказание за грехи прошлого; (3) для исправления и духовного роста; (4) пока еще рано.

«Мы еще не осознали, что покаянием человек может изменить решение Бога» - (Паисий Святогорец).
«Просите - и дано вам будет, ищите - и найдете, стучитесь - и отворят вам. Ибо всякий, кто просит, получает, кто ищет, находит, и тому, кто стучится, отворяют.»

Человек может попытаться изменить решение Бога о своем личном одиночестве молитвой и духовным совершенствованием.

Но нередки такие случаи, когда человек считает, что Бог не посылает ему нужного человека, а на самом деле нужные люди не раз были посланы, но ни в одном случае удержать посланный Дар человек не смог в связи с его искаженными потребностями и желаниями. Он просто не заметил посланного человека и не заинтересовался.

И мне кажется, что черты характера и гордыня здесь играет даже меньшую роль, чем искаженные потребности. Так как эти потребности приводят к тому, что посланный Богом человек просто не нравится (а с гордыней можно бороться, главное, чтобы человек нравился и было за что бороться).

Создать нормальную семью можно с хорошим заботливым мужчиной.

При искажении внутренних потребностей такие люди просто не вызывают интереса, не привлекают, женщина не может полюбить хорошего человека. Она сама это не понимает. Думает, что причина а чем то другом - в ее внешности, поведении, в расплате за грехи.

Дело в ее желаниях. В большинстве случаев.

В большинстве случаев, когда замысел Бога о человеке не предусматривает монашество и другие цели, при которых создание семьи ненужно.

Есть разные виды общения и соответственно разные виды одиночества и его причины. И гордость - это причина не всех видов одиночества. И самоуничижение по поводу своего эгоизма соответственно тоже не всегда служит выходом и даёт результат.

Пример:
Дети играют вместе. Одна девочка говорит: «я самая красивая и умная, а Вы дураки». Это гордость. Бог говорит «ты гордая, дитя моё. Это нехорошо» и девочке становится грустно. Это нарушение общения с Богом.

Дети говорят: «ну и играй одна, раз ты такая» и уходят. Это нарушение общения с людьми.

А законы личной жизни иные. Все дети ушли, а один мальчик остался и влюбился. Потому что его мама была сильной и эгоистичной, подсознательно он привык и ему нравятся такие женщины и у него есть потребность в подчинении сильному.

Он говорит: «ты - самая лучшая. Я буду носить твой портфель». а дальше если к девочки есть потребность в доминировании у них может сложиться счастливая личная жизнь. Потому что потребности обоих удовлетворены. А если у неё другие потребности, то личная жизнь не получится.



Мы очень беспокоимся о нашем личном одиночестве, а между тем многие тысячи, миллионы людей в мире страдают от одиночества и боли в больницах, приютах, домах престарелых, психоневрологических интернатах… на войне…
Столько кричащих от боли душ, так нуждающихся в человеческой помощи и поддержки.

Почему же столь любимые сомнительными психоаналитиками внутренние (подсознательные) потребности значат гораздо больше, чем возможность отдать совершенно свободные силы своей души для помощи тем, кто действительно в ней нуждается


откуда пришло мое одиночество? (Пылаева Ольга 1) / Стихи.ру
www.stihi.ru


Рецензии