Поэма о Кипре. Остров любви. ч1. История
(1994 -1999)
Поэма о Кипре
Часть I. История.
1.
Есть чин луны спокойный и упрямый, (1)
Легко скользящий в глубине небес,
Как амфора округлый, медный, плавный (2)
Весь в лентах облаков наперевес.
А над Маккензи споры самолета (3)
С морским дыханьем бесконечных волн,
И розовых фламинго перелеты
Из Африки в ларнакский пансион.
Бог с теми, кто изведал как отраву,
Палящий зной на солнечном кругу,
Апостол Павел во Христе и славе (4)
Дал Слову жизнь на этом берегу.
2.
У икон свое начало,
В доску свой во всем мотив, (5)
Если вера прозвучала,
Если этой верой жив.
Если глаз - не только зренье,
Где за светом - ничего,
А прозрачное прозренье
И простое естество.
Есть у слуха рот и уши...
Но смиренно звук затих,
Чтоб случайно не нарушить
Схему чисел вековых.
Так едины меж собою
Звук и свет, глаза и рот,
И в молитвах пред доскою
Лазарь снова сходит в гроб. (6)
У судьбы своя расплата...
И Христос среди камней
Чудо дал ему когда - то -
Жизнь вторую до страстей.
Снова черным многоточьем
Ангел прилетел и сник,
Терпким запахом восточным
Наполняя жизни миг.
3.
Там, от Средиземноморья,
От пространств, зайдясь тоской,
Дышит человек привольно
В звездной скачке кочевой.
Утомленный долгим нордом
Капитан к рулю стал сам,
Там, вдали, остовы форта
А по карте - остров там.
Там есть остров Афродиты (7)
Волнами заласкан так,
Что любви всегда открыт он,
Всем богам - всегда маяк.
Там уходит в человека
Сокровенный шум волны,
Чтоб от века и до века
Ложью были только сны.
Изначальное начало -
Кипр встречает всех теплом,
Как бы воздух накачало
Синью с теплым молоком.
Остров, остров тьму историй
Расскажи нам, наконец,
Кто в соленом ищет море
Сладкой жизни леденец?
Мы ведь тоже дышим прошлым
Очень бурным и святым,
И во всем, что есть хорошем
Страсть свою в себе храним.
4.
Это там, в Хирокитии, (8)
Солнце славил человек
И природные стихии,
Воду, виноград и хлеб. (9)
У луны краснеют веки-
Сайпрус медный до Христа, (10)
Это выдумали греки -
Рыжей амфоры бока.
Это выдумали греки -
Торг и корабельный мор,
По эгейской картотеке -
Всем отплывшим приговор.
Ассирийцы, египтяне, (11)
Рыбаки и моряки -
Все в судьбе своей цыгане,
Всех народов языки.
5.
От царя Эвагораса (12)
Македонского мечи
Взяли в подвигах опасных
В дань от острова ключи.
И звезда к звезде гаданье -
Астрономии почет!
Ночью счеты на сиянье,
Днем - на солнце новый счет.
Птолемеи небо сдвинут, (13)
Пирамид извечен пафос,
И уходят Саламины
Новою дорогой в Пафос.
6.
И Юлий Цезарь, и Марк Антоний (14)
Дарили остров с военной жатвы,
Мечи сжимали в своих ладонях...
Для Клеопатры, для Клеопатры!
В подарок остров, в подарок грезы,
Любовь в подарок неотвратима...
Для Клеопатры, как под наркозом
Делился славой Проконсул Рима. (15)
Сто лет эпохи мечей коротких,
Вина и оргий среди наложниц...
И вот апостол приплыл на лодке – (16)
Ушло в историю многобожье.
7.
Не дай нам, Боже, сладких синагог, (17), (18)
Пусть море и надежды не остынут,
Песнь Соломона, как любви итог, (19)
Вела евреев прямо в Палестину.
Мир средиземный выходил на пир,
Вводя богов в ранжир, по трафарету...
Но возрождался Христианский мир,
Языческую кончив эстафету. (20),(21)
И возрождался Византийский храм,
Империи оплот - Константинополь, (22)
Чтоб Кипр провинциальный строил сам
Опоры православной твердый цоколь.
8.
Не горит и не тлеет
Евангелие от Матфея. (23)
На сновидение спросы
У пророка Антимедоса. (24)
На императорскую славу
Гроб святого Варнавы. (25)
Автокефальная сила (26)
Пурпур, скипетр, чернила. (27)
Привилегии привилегий...
Да грядут мусульман набеги. (28)
9.
Когда купец разложит свой товар,
Кто белой глины выберет коварство?
Она - богов земли великий дар,
Скрывающий троянское бунтарство.
И юг, и север Словом спасены
И в Промысле Его живут великом, (29)
Лишь ветки верб да зелень от сосны
С теплом иерусалимским свято слиты.
Так пальму дикий север не взрастил,
Портвейном заменил Командарию,
Глаз голубых несвойственный отлив
Казалось, высмотрел уже Мессию.
10.
O yes, o yes... волна не съест...
И звездный холод от небес,
Да шкипер пьян и не просох...
Храни вас Бог! Спаси нас Бог!
В остов, скелет - один удар,
Да рулевой и слеп и стар...
Соленой пеной, как кнутом,
Разбито судно, став плотом.
Но Ричарда спасает Бог,
Ему Он остров приберег,
Пусть рыцарю заплатит дань,
Хоть есть Наварра и Бретань.
11.
А тюремщик - не простак,
Он правитель был - Исаак, (30)
Дерзок, мрачен и упрям,
По манерам - сущий хам.
«Мокрой курицы блузон,
Скинь, принцесса балахон,
Красоту с лица не пить,
Тело можно застудить»
И забыв про род и честь,
Стал он сальным взглядом есть,
Искушая мелким бесом
Беренгарию принцессу.
Но ответ пришел сполна -
Острый меч у Сердца Льва
Дал к правленью Кипром свет
Лузиньякам в триста лет.
Примечания:
(1) Чин - чинопоследование - так в богослужебных книгах православных называется полное изложение всех молитв, предназначенных для богослужения. Луна на Кипре - больше, чем спутник земли, это бесконечная череда видов, о которых хочется петь торжественным слогом.
(2) Кипр славен своей керамикой. Во многих деревнях есть свои гончарные мастерские. В исторических музеях, в магазинах, на прилавках можно увидеть кувшины для вина, воды и т.д. различной формы. Большой диапазон размеров - от небольших узкогорлых сосудов с двумя ручками - амфор до традиционной большой посуды - питари, в человеческий рост. Округлость форм и цвет от красно - коричневого, светло - желтого до белого напоминают полную луну, поднимающуюся над морем, являющуюся таким же украшением Кипра, как питари украшением в домах киприотов, гостиницах и популярных туристических местах. Традиционно белые кипрские керамические изделия, покрытые мелким рисунком со сценами из греческой мифологии или изделия из красной керамики, разрисованные с художественным мастерством, напоминают луну с причудливыми зигзагами облаков на ее фоне
(3) Побережье Маккензи - это курортная зона в г. Ларнака с прекрасными пляжами, отелями и ресторанами, расположенными у побережья и недалеко от аэропорта. Вереница строений тянется как вдоль побережья, так и вглубь района, доходя до соленого озера, зимнего пристанища перелетных птиц - розовых фламинго. Здесь есть отель с названием «Фламинго», а в соседних отелях и ресторанах - картины, изображающие розовых птиц на озере в лучах заходящего солнца.
(4) Между 40 и 50-м годами после Рождества Христова апостолы Павел и Варнава прибыли на Кипр. Они были посланы Святым Духом. Считается, что это был период благовестнических трудов ап. Павла. Но Кипрская Церковь не была основана ап. Павлом. Варнава был связан с Кипром и ранее первого путешествия ап. Павла. Кипр был его родиной. Через него, или через других членов Иерусалимской Церкви, бежавших в дни общего гонения, вызванного делом Стефана, благая весть дошла до Кипра уже в эти ранние дни, и кипрские христиане, вместе с другими, положили основание Антиохийской Церкви. Ясно одно Кипрская Церковь была основана не Павлом, и Варнава стоял к ней ближе, чем Павел.
(5) Православная икона подчиняется системе жестких правил написания икон. Для нее характерны следующие принципы: подчеркивание духовного в изображении, нимб (слава, ореол), зерцало, надписи на иконе, условность изображения, «обратная перспектива» -особая система изображения пространства, одновременное изображение разновременных событий, золотой фон, изображающий умопостигаемый свет и т.д.
(6) На Кипре в г. Ларнака главной достопримечательностью для христиан является Церковь Святого Лазаря, вторичное погребение которого состоялось в Ларнаке. («ларнакс» по-гречески - ящик, гроб, урна). Первая же смерть и воскресение Лазаря состоялось в Вифании, около Иерусалима. Важнейшая христианская история и тема связана с Лазарем. Воскрешение Лазаря по пути Христа на Страсти есть прообраз воскресения Христова. И когда на Пасху в Церкви Святого Лазаря над его гробом бьют колокола, а православные, расположившись вокруг церкви тесным кольцом, зажигают свечи и после Богослужения несут их к себе домой, по-особому воспринимаются слова: «Христос воскрес!" («Христос анести!» по - гречески). В Евангелии повествуется о том, что, когда Господь собирается к умершему Лазарю, Фома восклицает: «идем и мы, чтобы умереть с Ним». С «Ним» значит не «с Лазарем», а «с Иисусом». Опасность представлялась неминуемою. В известном смысле Фома был прав: воскрешение Лазаря имело значение кризиса. Оно побудило Синедрион, по инициативе первосвященника Каиафы, принять решение. Решение было: убить Иисуса. Это решение существенно отличается от предыдущих покушений побить Господа камнями. Оно предложено главою иудейской теократии и принято Синедрионом, хотя бы и в частном, а не формальном заседании. Дальнейшее развитие событий будет не более, как исполнением. Восстание Синедриона есть восстание против веры в Иисуса как Мессию и Сына Божия и во имя земных, национальных интересов. Оно есть открытое восстание мира против Бога.
(7) На Кипре, в западной части острова, между г. Лимассол и г. Пафос есть красивейший пейзаж на морском побережье. Здесь любуются местом рождения Афродиты («афрос» - по-гречески - пена) - богини любви, здесь она ступила на берег из морской пены. Большой камень в море с общим профилем всего морского побережья напоминают различные легенды из греческой мифологии. Имеются в этом же районе у рыбацкой деревни Латчи и «Ванны Афродиты» - живописная пещера, на скалах которой имеются трещинки, через которые струятся ручейки, стекающие в небольшой естественный бассейн.
(8) Хирокития - наиболее древнее поселение на Кипре неолитического периода (5800-3000вв.до н.э.), расположенное по дороге между городами Никосия и Лимассол.
(9) Вода в обрядовых омовениях Ветхого Завета служила образом нравственного очищения евреев, в Новом Завете вода служит образом таинственного очищения от грехов и духовного возрождения в жизнь новую, благодатную. Образ духовного хлеба преподал Господь словами «Я есм хлеб жизни» (VI,35) в Евангелии от Иоанна. Изображая внутреннее духовное и теснейшее единение верующих с Собою, сам Господь называет Себя виноградною лозою, о чем говорит Евангелие от Иоанна «Я есм истинная виноградная лоза, а отец мой виноградарь» (XV,1-6).
(10) Cyprus, (Cuprum -медь). Открытие меди на Кипре историки соотносят с 3000 - 1000 вв. до н.э. В этот период растут торговые отношения с Ближним Востоком и районом Эгейского моря. Древние эллины основывают здесь свои первые поселения.
(11) Богатство и культура Кипра, а также его удачное расположение в Средиземном море всегда привлекали торговцев и завоевателей. Период 700 - 350 гг. до н.э. отмечен поочередным господством здесь ассирийцев, египтян и персов.
(12) Освобождение от персов на Кипре произошло в период царя Эвагораса, который платил им дань, а в 333 г до н. э. Александр Македонский разрушил Персию и взял Кипр под свою защиту.
(13) После смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. на Кипре наступило господство египетских Птолемеев и их потомков. Столица была перенесена из Саламины в Пафос.
(14) В 50-60 г. до н.э. Рим завоевал остров. Столица Кипра Пафос становится местом пилигримов, посещавших святые храмы Афродиты. В этот период островом поочередно распоряжались великие люди Рима - Юлий Цезарь, затем Марк Антоний, который подарил остров Клеопатре.
(15) В 20 -е годы до н.э. управление островом осуществлялось римским Проконсулом.
(16) В 45 г. н.э. на Кипр вместе с Варнавой совершил свое первое миссионерское путешествие великий апостол Павел, и в этот период римский Проконсул Сергиус Павел принял христианскую веру в Пафосе. Кипр стал первой страной, управляемой христианином. Следует отметить, что благовестнических служение ап. Павла стоит от начала до конца под знаком благодатного действия Св. Духа. Сила Св. Духа в лице ап. Павла покорила Христу языческий мир. Павел и Варнава вышли в свое первое путешествие по прямому указанию Св. Духа. До первого путешествия ап. Павла члены христианских общин были в большинстве иудеи. Язычники в церковь уже входили, но их было немного. Во время первого путешествия ап. Павла обозначился переход благовестия от иудеев к язычникам. В этом и было всемирно-историческое значение момента. Апостолы обратились тогда к язычникам, когда их учение было отвергнуто иудеями.
(17) Песнь Песней Соломона. (Ветхий Завет. Гл.2. Ст.3.) «Что яблонь между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей».
Прибрежный мир Средиземного моря был покрыт множеством синагог, без которых невозможнно было бы установление христианства. Поучительные слова апостолов произносились в синагогах.
(18) Синагога (греческое - «синагоги»-собрание) - иудейский молитвенный дом (еврейское «бейт кнэссет» -дом собрания). Синагоги возникли в Палестине в IV веке до Рождества Христова. В синагоге не приносили жертв, а занимались богослужением, которое сводилось к чтению и комментированию Торы и которое вели не священники, а обученные миряне. Со временем они стали называться раввинами, т.е. учителями.
(19) Соломон был десятый сын Давида и родился в 1033году до Р.Х. Соломон означает «мирный». Это имя дано ему родителями в знак возвращения мира и милости Божьей и в ознаменования мирного его царствования, в отличие от воинственного царствования Давида. Соломон является автором следующих книг: «Притчи Соломона» (в них собраны мудрые изречения о поведении и судьбе человека в домашнем и общественном быту), «Екклезиаст» (решает вопрос в чем можно найти на земле самое высшее благо), «Песнь песней» (боговдохновенная песнь, содержащая таинственный смысл. Под символом чистой любви, которую выражают друг к другу тинственные жених и невеста, Песнь - песней изображает ту высокую любовь, которою Христос Господь возлюбил Свою Церковь, и то пламенное стремление к соединению с Господом, какое питает всякая душа истинно верующая и любящая Его), «Премудрости Соломона» (книга с поучительным содержанием в переводе только с греческого языка).
(20) Благовестие ап. Павла шло от иудеев к язычникам. Языческий мир был подготовлен к восприятию благовестия. Религии эллинистическо - римской эпохи были религии искупления. Со времени Александра Великого народы восточной Европы и Передней Азии жили в атмосфере непрекращающегося страдания. В почитании царей языческий народ сроднился с идеей богочеловека.
(21) В 50- 100 - е годы н.э. христианская религия продолжала распространяться среди евреев и язычников. 116 год был отмечен восстанием евреев против римской империи, которое было жестоко подавлено и тысячи евреев и киприотов убиты. Евреям было запрещено поселяться на Кипре.
(22) Раздел Священной Римской империи в 395 году н.э. между двумя сыновьями императора Феодосия привел к тому, что Кипр стал провинцией Византийской империи со столицей в Константинополе.
(23) Для понимания этой части поэмы необходимо вернуться к деяниям истории Апостольского Века (29 - 100 год н.э.) и основанию Антиохийской Церкви. Приведем следующую периодизацию.
Первый период обнимает несколько лет, которые протекли от Вознесения (около 29 года нашей условной эры) до распространения христианского благовестия за тесные пределы Иудейства после убиения Стефана и связанного с ним общего гонения на Церковь (около 35 г.)» (Стефан был привлечен к суду Синедриона за хулу на храм и закон. Он показал, что Ветхозаветное обетование получило исполнение во Христе, и что исполнение Ветхого Завета означает переход к Новому Завету. За это Стефан был побит камнями).
Второй период, имеющий значение переходное, обнимает промежуток времени около десяти лет, от убиения Стефана до гонения на Церковь Ирода Агриппы I. На основании внехристианских источников, смерть Ирода Агриппы II тесно связана с его гонением, может быть отнесена к 44 г. К этому второму периоду Апостольского Века относится начало благовестия о Христе в неиудейской среде.
Третий период начинается с 44 г. и кончается во второй половине шестидесятых годов, в тот момент, когда иерусалимские христиане, перед надвигающейся национальной катастрофой Иудейства, вышли из святого города и переселились в Пеллу за Иордан. Это переселение было концом Иерусалимской Церкви. Основное содержание истории третьего периода есть распространение христианства - главным образом, трудами апостола Павла - в бассейне Средиземного моря.
Четвертый период истории Апостольского Века - это история христианской церкви в последнюю треть I века и ее можно заключить в условных рамках: от 65 до 100 года.
(24) Патриарх Антиохии в 488 г. пытался подчинить церковь Кипра. (Исторически Антиохийская Церковь была основана во второй период истории Апостольского Века. (35 -44 г). При сохранении за Иерусалимом первенства иерархического, Антиохии была тем центром, куда ушла жизнь из Иерусалима. С этой Церковью связана деятельность Варнавы, Павла и Петра. Упоминание первоверховных апостолов говорит о том значении, которое принадлежало этой церкви в христианском мире. Следует отметить, что Павел, Апостол Языков, для которого Антиохия была миссионерской базой, встречал в Антиохийской Церкви полное сочувствие и понимание). Антимедос, кипрский архиепископ,
после пророческого сновидения нашел могилу святого Варнавы с рукописью Евангелия по Матфею, которую он показал императору Зинону.
(25) Император Зинон утвердил автокефальный статус церкви Кипра.
(26) Автокефальная Церковь - (греч. «автос»-сам, «кефали»-голова) - иначе Поместная Церковь; в православии канонический термин, обозначающий административно независимую Церковь.
(27) По автокефальному статусу церкви Кипра, ей были предоставлены императорские привилегии: скипетр, пурпурная мантия и роспись красными чернилами. Эти привилегии до сих пор принадлежат архиепископам кипрской церкви.
(28)7-10 вв. на Кипр совершаются постоянные набеги арабов и происходит разрушение церквей и религиозных реликвий.
(29) Промысел Божий - провидение, от латинского «провиденциа» -предвиденье -деятельность Бога, направляющая весь ход событий в сотворенном Им мире. Благонаправленность Промысла - одно из основных положений христианства. Промысел Божий сохраняет создания, направляет их ко благу, а возникшее через удаление от добра зло уничтожает или направляет к добрым последствиям.
(30)1184 г. Исаак Комнинос, управляющий из Византии, провозгласил себя императором Кипра. 1191-1192 г. - период, связанный с пребыванием на острове Ричарда Львиное Сердце. Часть судов Ричарда разбилось в районе Лимассола по пути в Иерусалим в период третьего крестового похода. В числе выживших была невеста Ричарда принцесса Беренгария Наваррская, которая не была гостеприимно встречена Комниносом. Ричард Львиное Сердце захватил остров. Затем он передал остров Ги де Лузиньяку, основателю 300-летней кипрской королевской династии.
Свидетельство о публикации №117121904555