В крепких объятиях юного снега... На разбор

Для Журнала Рецензент http://www.stihi.ru/avtor/referent1 . Разбор стихотворения «В крепких объятиях юного снега...», автор Марина Капуста.

2 - Рецензии на «вы меня не поняли - заявки на разбор, декабрь»
http://archive.li/Ik1yW http://www.stihi.ru/comments.html?2017/12/04/11904

В крепких объятиях юного снега...
автор Марина Капуста
http://www.stihi.ru/2017/02/21/2335

ПЛАН РАЗБОРА.

0. Цитирую стихотворение, дабы читатель смог оценить его и сделать те или иные выводы относительно его разбора.
1. МЕТРИЧЕСКИЙ РАЗБОР.
2. РИТМИЧЕСКИЙ РАЗБОР. По-строфно.
3. РАЗБОР ПО СМЫСЛУ. По-строфно.
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ОЦЕНКА СТИХОТВОРЕНИЮ.

0. Цитирую стихотворение:

===========================
В крепких объятиях юного снега
Зимняя ночка казалась прозрачной.
Лучик Луны золотистым побегом
Бился в окошко бобовником дачным.

Раз в пятилетку Давалка Сюрпризов
Может исполнить любое желанье,
Даже сверхсложное: трезвый Фаизов,
Может лечить упоровшихся лисов,
Впрочем, они не достойны вниманья...

Входит по-свойски с охапкой сирени
Мальчик, с которым я в детстве дружила:
"Будем, как раньше, мультфильм под пельмени?
Досмерти мне надоела могила!
Долго ли длилась от жизни отсрочка?
Сохнет сирень, ты б её напоила.
Сколько же минуло лет как цветочки
Эти ты в гробик ко мне положила?"
===========================

МЕТРИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Стихотворение в 17 строк — три авторские строфы: 4+5+8 .

1. Размер: 4- стопный Дактиль, преимущественно диметральной структуры*.
2. Схема рифмовки (по строфам): 4 - крестиком; 5 - АБААБ; 8 - двойным крестиком; хотя в авторском видении (или предчувствии): АБАВГВГБ
3. Альтернанс: однородный женский**.

* — Ч. 2 Строчный Синтаксис 4-стопного Дактиля (Собиратель Гербариев Лунных) http://www.stihi.ru/2017/02/27/9470 — о структурах.

** — Серия 4-стопных стихов к Итальянскому 11-сложнику (Собиратель Гербариев Лунных) http://www.stihi.ru/2017/03/13/1138 — первые два стиша Д4 с однородным женским Альтернансом. Но не диметральной структуры.

================================================

РИТМИЧЕСКИЙ РАЗБОР. По-строфно. С моей критической позиции строфического Синтаксиса.

===1===
В крепких объятиях юного снега
Зимняя ночка казалась прозрачной.

Лучик Луны золотистым побегом
Бился в окошко бобовником дачным.
===1===

Первые две строки — идеальны, гармоничны, великолепны. Третья строка, в принципе, продолжает заданный алгоритм, несмотря на то, что диссонирует в начале — как бы не продолжая две строки, но обособляясь от них. То есть строфа, по сути — диметральной структуры 2/2. Однако на три удара, третья строка, также гармонична. На четвёртом ударе (на последнем слове) явный диссонанс:

1. Сцепкой губных звуков на неударных слогах: золотистыМ Побегом. Говорить можно ещё дольше...: золотистым парусом, золотистым па... — нормально. У автора плохо. Если есть похожие моменты сцепок, не ленитесь — пишите.
2. «Лучик Луны» не может быть «побегом». Побег — это отступление.

В третьей строке, примерно такой же диссонанс приходится на третий удар...:

1. Само по себе слово «бобовник» из серии детских сказочек.
2. «Лучик Луны...Побегом Бился...Бобовником...» — так кем бился лучик в окошко, побегом или бобовником?

Вобщем, намереный или не намереный уход от клише (напрашивающихся слов) создал во второй части строфы войну аллитераций.

===2===
Раз в пятилетку Давалка Сюрпризов
Может исполнить любое желанье,
Даже сверхсложное: трезвый Фаизов,
Может лечить упоровшихся лисов,

Впрочем, они не достойны вниманья...
===2===

Строфа структуры 4/1 . С точки зрения нарушения преимущественной чётной строфики (4, 4+4) эту строфу можно обозначить как 4- стишную со строкой-басой . Особых проблем нет, кроме как обычных деталей. В первой строке, это вновь проблема третьего удара...:

1. Вот опять же, что это, уход от клише или, действительно детское слово «Давалка»... — автор понимает какие ассоциации оно за собой влечёт?
2. Это отглагольное слово — движущееся, явно акцентированно и несёт, помимо негативного фона, и неудачный Синтаксис: «Раз в пятилетку» (что?) вино и веселье? — бабы и пиво? — цветы и подарки? — нет: Свистелка, Кричалка, Давалка — на выбор. Всё — явно неудачное. И Фоника, здесь, тоже не последнюю роль играет.

Помню, нам, в детстве говорили, что любая Галка Сюрпризов, может исполнить любое желанье, даже сверхсложное, но... — я заворожён этим синтаксисом, а вы? Но у нас не так пишут Верлибры... — скорее от балды. А здесь, да, интересно получилось. И однако же, диметрально идущий Дактиль, обязан превратиться в Дактильный Диметр в третьей строке. Причём на повышение...:

===========================
ДИМЕТРЫ

1 Дактильные.

+++++1оо1+1оо1+++++
++++1оо1+0+1оо1++++
+++1оо1+0+0+1оо1+++
++1оо1+0+0+0+1оо1++
+1оо1+0+0+0+0+1оо1+

а) Дробный Логаэд 4- стопных ДХ_а1 или ХД_а3, — 2- стопный ХореЯмб
1оо1/1оо1...

б) Диметр (Метрически) 4- стопного ДХ_б2
1оо1/о/1оо1...

в) Диметр (Ритмически) 4- стопного Дактиля
1оо1/о/о/1оо1...

г) 4- я форма (диметральная) 5- стопного ДХ_б3
1оо1/о/о/о/1оо1...

д) 4- е формы (диметральные) 5- стопных ДХ_в2_в3

В двух словах, 4- стопный Дактиль может быть Диметром. Все остальные — Дактильные Диметры. Когда между вторым и третьим ударом приходится нарушение Метра. Но — не обязательно нарушение Ритма.
===========================

1. «Даже сверхсложное: трезвый Фаизов,» — я так понял сверхсложное задание.., это — трезвый Фаизов — нет? Тогда необходимо нарушение Метра. В данном случае и Размера.
2. Опять же, война аллитераций и смысла этому тоже способствуют... — Даже СВеРхСложное ТРеЗВый ФаиЗоВ. Необходимо нарушение Метра.

Четвёртая строка, также начинается с перескока... — и опять этот загадочный третий удар!

1. «упоровшихся» — великолепно ужасное слово! Сначала, «Давалка», теперь «упоровшиеся лисы». У меня такое чувство, что я скоро не выдержу.
2. Дорогой автор, это слово, также неудачное, и где-то фонетически (аллитерационно и ассоНАнсно) тоже. «Даже сверхсЛОжное... упоРОвшихся лисов».
2.1 И чудится мне здесь другое слово в конце. А лисы бегут в последний ряд.

Хотя пятая строка хороша. Диссонирует, да, но приятно. Нарушение строфики, я уже говорил, вполне себе очень и очень успешно.

===3===
1
Входит по-свойски с охапкой сирени
Мальчик, с которым я в детстве дружила:
"Будем, как раньше, мультфильм под пельмени?

Досмерти мне надоела могила!

2
Долго ли длилась от жизни отсрочка?
Сохнет сирень, ты б её напоила.
<?>
Сколько же минуло лет как цветочки
Эти ты в гробик ко мне положила?"
===3===

Строфа структуры 3/1//2/2 . Пойдёт. Но... По порядку. В первой части, первые две строки — хороши. Третья строка, немного сложновата. Во-первых, слово «будем» требует действия, то есть — глагола. Будем ДРУЖИТЬ, ЛЮБИТЬ, РАЗГОВАРИВАТЬ... и т.д., это не слово «будет» — ДРУЖБА, ЛЮБОВЬ, РАЗГОВОР. Поэтому я упал... — где? — на мистическом ударении этого стиша. Поразительно! Какой по счёту... — четвёртый? Четвёртый третий удар:

Будем как раньше МУЛЬТФИЛЬМ... — понятно, почему, да? Будем как раньше, я — мультфильм, а ты — пельмени. Не знаю... Но Второй Ритм, на грани фола, вроде бы есть. Когда ты знаешь, что да как — пойдёт. Хотя, пельмени, это нечто. Так сирень, может только дывчина приголубить. А, ну да. Ещё —

с точки зрения банальной эрудиции, Рифмант: СИРЕНИ-ПЕЛЬМЕНИ — ни о чём. Я это к выбранной форме авторского видения строфики. Бо, если следовать логике специалистов по Рифме, коим, судя по всему, автор симпотизирует (но по своему — дывчина же...) пары будут такими: 2ДРУЖИЛА-8ПОЛОЖИЛА и 4МОГИЛА-6НАПОИЛА, — идущие на 8- стишие. Но не как парные 4- стишия, с Рифмантами: 2ДРУЖИЛА-4МОГИЛА и 6НАПОИЛА-8ПОЛОЖИЛА.

Баса четвёртой строки, — хороша. Ритмически, она такая же как пятая строка второй строфы — поэтому и баса. Баса-строка. Ну... Я так подумал... Нужен глагол — или не помешает — в предыдущей строке. Досмерти! — поразительно. Не помешает.

Во второй части первые две строки с небольшим Винтом (смотрю крутится в одну сторону, на самом деле в другую.). В этом смысле, вполне может быть, что структура этой строфы не 2/2, а 1/1/2:

===3===
2
Долго ли длилась от жизни отсрочка?

Сохнет сирень, ты б её напоила.
<?>
Сколько же минуло лет как цветочки
Эти ты в гробик ко мне положила?"
===3===

Но... Это дело такое, что... не важно. Строки хороши и ладно. Последние две строки, — не диметральны. Каждая имеет структуру 4 и 1/3 . Во второй, первое слово Жабаман — немного чувствительный и немного падучий, но пойдёт. Строки плавны, что даже удивляешься насколько. А смысл несут... Но об этом потом. Сейчас подытожим эту строфу и в целом.

Однако, эта строфа, поразительно, но обошлась без больших сюрпризов. Что радует. В целом, ещё раз, отмечаю довольно интересное по своей Ритмике стихотворение. Если убрать известные обороты и слова — которые я отметил... Или мне как-то попытаться их почувствовать... Что вряд ли... Но всякое бывает... Стихотворение, как и все известные мне, написанные 4- стопным Дактилем (пусть их и немного на моей памяти) в этом смысле, обычно — драматизирует. Всё в этом слове — на уровне 4- стопного Дактиля с однородным Альтернансом. Конкретно, женским. Но. Одна отличительная черта у разбираемого нами сейчас 4- стопного Дактиля есть, это —  диметральность. И басовость.

Конешно, насчёт диметральности может оказаться намного больше вопросов, чем мы попробовали озвучить (практически ни разу...), однако, это дело такое, что не так и важно насколько — но оно такое. И две первые строки задают этот темп. Да и вся первая строфа в принципе — отмечаю в диметральной структуре:

===1===
В крепких объятиях/
Юного снега
Зимняя ночка/
Казалась прозрачной.
Лучик Луны/
Золотистым побегом
Бился в окошко/
Бобовником дачным.
===1===

Все первые два удара/ несут вполне себе осмысленные отрезки речи. В этом случае сложны третьи удары — слова идущие на них — они, по возможности не должны настолько явно продолжать начатую диметральность — ни по смыслу ни аллитерационно, но быть бессмысленными или фонетически глушить смысл трёх ударов: Лучик Луны / золотистым... — бессмысленно; Бился в окошко Бобовником... — !! — аллитерационно цепляет и нарушает начатый темп. Да и сама по себе, строка по идее (если исходить из Д4) должна быть такой: Бился Бобовником дачным(!) в окошко. И так далее...

Четыре третьих удара в стихе диссонируют: 4«бобовником», 5«Давалка», 8«упоровшихся» и 12«мультфильм». Где первые три сильно. Из них — последние два очень сильно. Ассоции аховые. Диссонирует, также, один четвёртый удар — 3«побегом». Из строк, одна — 11 строка, крайне неудачна: «Даже сверхсложное: трезвый Фаизов,». Говоря о диссонации, хочется подчеркнуть, стихотворение в голове автора лежит дольше, нежели в голове критика. Сказали — и забыли.

Если представить цвета этого стихотворения, то они — насыщенные. Но не яркие. И не светлые. Вобщем, стихотворение, в этом смысле концентрированное (маслом). Насколько в этом повинны аллитерации.., но так есть. Магия Ритмики присутствует. Но чего тут больше, музыки или картины... — скорее картины. Достаточно.

================================================

РАЗБОР ПО СМЫСЛУ. Стихотворение, на слух (за исключением разобранных деталей) приятное. Магия Ритмики и отчасти, художественного полотна первой строфы передают нужное впечатление и держат его до конца. Однако, для того он и разбор, чтобы взглянуть на вещи более пристально.

===1===
В крепких объятиях юного снега
Зимняя ночка казалась прозрачной.
Лучик Луны золотистым побегом
Бился в окошко бобовником дачным.
===1===

Больше не буду говорить о том, что было сказано в ритмическом разборе. Шучу! Но первая строфа, это действительно полотно, пусть это и грубо звучит, однако — сказочная идиллия среди хаоса средневековья. Здесь нет ничего, что указывает нам на героев картины в целом, однако, тут, они и не нужны. Мальчик и девочка заруку шагают по краешку луны. Золотистый лучик... — до сих пор не могу понять, что это означает и какое отношение он имеет к луне. Серебристой. Однако, лучик как ключик всегда должен быть золотым. О побеге, мы уже говорили — ну какой же это побег.., бьющийся в окошко? Зелёный росток рождающегося чувства... Щас я наговорю... На даче... — несколько не туда стимулирует картину выгоняя её из хаоса итальянской новеллы времён папы Борджа. Немного дразнит её. И в целом, гипнотизируемый сеанс тайного свидания первой строфы заканчивается...

===2===
Раз в пятилетку Давалка Сюрпризов
Может исполнить любое желанье,
Даже сверхсложное: трезвый Фаизов,
Может лечить упоровшихся лисов,
Впрочем, они не достойны вниманья...
===2===

Да уж... Ну я уже говорил... «Давалка Сюрпризов»... — пи@сец, одним словом. Автор просто убил Вашего покорного слугу. Всю трогательную первую часть стиха превратил... и если бы в бордель. А то ж, в какой-то дачный слёт странной пубертатной активности. И не самой свежей на вид. Настолько, что критик до сих пор не может прийти в себя... «Лучик Луны»... «Давалка Сюрпризов»... — насколько разительные образы перед нами. «Трезвый Фаизов» «упоровшихся лисов» только укрепляют меня в желании не разбирать эту строфу. Бо это какой-то... пи@сец, одним словом. Двойной.

===3.1===
Входит по-свойски с охапкой сирени
Мальчик, с которым я в детстве дружила:
"Будем, как раньше, мультфильм под пельмени?
Досмерти мне надоела могила!
===3.1===

Вы знаете, чем хорошо детство, в нём нет ничего взрослого. Пельмени, это взрослая еда. Но девочка (героиня) выросла (так она думает) и ей, теперь не до мультфильмов. Однако, девочка-то с сюрпризом. Или капризом. «Досмерти мне надоела могила!» — но строка хороша. Могила чего — такой жизни с сиренью, мультфильмами и пельменями? А ну да, девочка-то повзрослела.

===3.2===
Долго ли длилась от жизни отсрочка?
Сохнет сирень, ты б её напоила.
Сколько же минуло лет как цветочки
Эти ты в гробик ко мне положила?"
===3.2===

С момента первого прочтения этого стихотворения и до сих пор (что-то в районе недели или чуть больше) меня не покидала попытка понять как охарактеризовать этот последний отрезок стихотворения. Кто, здесь, говорит, вообще? То, что тут всё правильно... на слух — да, но кто говорит-то? Вначале — я подумал за мальчика... так незатейливо обретшего дар речи. Потом за девочку-девушку-женщину — обращающуюся к самой себе: девочка верит, девушка действует, женщина говорит. Теперь, вот, пришла мысль, опять же о девочке-- но говорящей не себе а волшебной фее. Будем называть нашу Даму Сюрпризов так. Ну давайте разберём оба варианта — отметая вариант с мальчиком за ненадобностью. Бо — пиво, бабы и футбол, о таких гробах не думают.

1. ДЕВОЧКА ГОВОРИТ... (дежавю предыдущего разбора***). Точнее женщина говорит девушке. —Ты была девочкой и поверила фее, нагадавшей тебе о принце с сиренью. (...Мальчик, конешно же это подслушал и пришёл парнем...). —Но ты не поверила ему (или себе), забыла или поумнела — и верить тому, что случилось в детстве... Смешно же!.. — Ты повзрослела и тебе не до этих детских росказней... — А теперь ты в «гробу» своей памяти или себя, вспоминаешь и не можешь простить себе... И всех воспоминаний разве что эти сухие ветви сирени... — уж не знаю, настоящие или символические. Однако, так есть. Как и второй вариант.

2. ПРОЗАИЗМ ЖИЗНИ. То же дежавю... Поверила девочка, поверила девушка... А теперь, тот же «гроб», но не воспоминаний, а самой, что ни на есть семейной жизни. И в этом женщина-героиня винит Даму Сюрпризов — нашу волшебную фею.

Из двух вариантов — в некоторой степени фантастических, понимаю — мне, почему-то, ближе первый. Не знаю почему. В нём нет особой логики, но и противоречий нет (кроме, разве что пельменей). Эхом, там вибрирует: «Досмерти мне надоела могила!». И это же эхо, в некоторой степени рушит логику второго варианта — семейной жизни. Если уж тогда это было сказано, то зачем же надо было продолжать?

Одно лишь нарушает или, лучше сказать диссонирует оба варианта, это строфа, где мы узнали о Даме Сюрпризов — сама по себе, она, отнюдь не детская. Получается, то ли Ваш покорный слуга, что-то напутал (придумал), а теперь не хочет признаться, то ли автор, как-то не прав с ходом композиции. Тот же «трезвый Фаизов», отнюдь не красит девочкины воспоминания. А в третьей строфе, приходит мальчик с которым девочка дружила в детстве — а где оно, детство-то, там, где был упомянут «трезвый Фаизов»? Какая-то нестыковка, однако. И этот «Фаизов» — зачем он нужен... Кстати, своего рода канцелярит. Ремизов, Девизов, Капризов... — да что угодно. Однако, под лисов (фантастическое везение). Которых, он лечил. От чего? Продолжать не хочется...

Вот она — простота стихотворения. Но да ладно. Будем подводить итоги. Итак,

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ОЦЕНКА СТИХОТВОРЕНИЮ. Дежавю продолжается. Мы не на конкурсе... — плюс. Магическая Ритмика этого 4- стопного Дактиля нам понравились. Жаль, только, что некоторые слова и выражения пришлись нам не по душе...

================================================

Ещё разборы для Журнала Рецензент:

1. «На Земле безжалостно маленькой», Роберт Рождественский http://archive.li/udAAY http://www.stihi.ru/2017/12/13/7283 — Архивная ссылка.

Оригинальная http://www.stihi.ru/2017/12/13/7283

2. стихотворение Валерия Гамаюнова, «Нашествие Серых» — http://archive.li/s7Eiu http://www.stihi.ru/2017/12/15/5511 — Архивная ссылка.

Оригинальная http://www.stihi.ru/2017/12/15/5511

3. *** — «Кроме...», Сплиногрыз — http://archive.li/zcQq9 http://www.stihi.ru/2017/12/16/9687 — Архивная ссылка.

Оригинальная: http://www.stihi.ru/2017/12/16/9687


Рецензии
Гипертекст творит чудеса! Он как путеводная нить Ариадны вывел меня на ваш разбор.
Удивительные вещи происходят на просторах Стихиры. За разбор спасибо. Я и сама понимаю, что это лютый пи*дец и давно его удалила. Но не из-за "Давалки" и "упоровшихся лисов", а из-за того, что стихотворение "разваливается". В нём нет стержня. Точнее он есть для меня, но людьми, которые не знают, о чём я писала - это не считывается. А раз так - в топку! Сохранила только первые две строчки, которые мне тоже показались самыми удачными и вписала их в новый текст: http://www.stihi.ru/2018/04/06/3187

Добавляю вас в список избранных авторов.

Спасибо.

Марина Капуста   24.01.2019 19:38     Заявить о нарушении
Марина! — спасибо — за новые впечатления, вдвойне.

Насколько я могу судить — помня былое — есть краски тёплые, жаркие, холодные и т.д. Смешиваясь, они образуют, как бы единый фон. Насколько одно контрастирует с другим — всегда загадка. Можно, наверное, простую куклу нарядить пираткой. Однако будет ли это приемлимо, если выражение пиратства будет выражено лишь на лице — вот что это, в воздушном платье со следами копоти на лице... — и т.д. Поэтому всегда проблема разбирать контрастные стихи.

Касательно читателя, дело Ваше, однако, первый читатель, всё равно — автор. У меня нет связи с небесной канцелярией и я не могу подключить гугл-подсознание, чтобы посмотреть всё — о том или ином стихотворении. Мнение читателя конешно же важно, — и даже в плане нра/не нра, но так или иначе не читатель пишет стихи за автора. Хотя, он всегда может сделать это, если пожелает — представить свою картину происходящего. Пойду смотреть, как Марина исправилась.

Ага, был дактиль стал амфибрахий. Диметральный и со своим альтернансом — что можно сказать передаёт тон депрессии. Строчки, действительно удачные, дактиля тоже в тему. Правда, я вспомнил только одну. Внутренние рифмы, несколько контрастируют — придают красок (нужных ли, опять же...). Ну и.., Марина, Вы знаете, что такое дольник или тактовик? В схемах разбираетесь?

Пээс: Если Вы любите читать долгие разборы, то вот Вам — один из них — Рецензия на «Оценка произведений и стихирская тусовка» (Творческая Мастерская Ежи) http://www.stihi.ru/rec.html?2018/10/10/6305 — о проблеме непонимания и т.д.

Рихард Мор 2   25.01.2019 13:43   Заявить о нарушении
Про дольники слышала

http://www.stihi.ru/2018/12/22/8257

http://www.stihi.ru/2019/01/07/8058

Это они?

Обзоры я люблю, особенно те, что не перегружены специальной терминологией.
Их я понимаю))

Марина Капуста   25.01.2019 15:02   Заявить о нарушении
Это тактовики. Лёгкие. Да. Вот тебе и гугл-подсознание. Чуть позже попробую пару слов сказать.

Рихард Мор 2   25.01.2019 15:24   Заявить о нарушении
Спасибо, Марина, что напомнили мне за моё отношение к искусству — когда надо что-то найти ничего не найдёшь.

В двух словах, отталкиваясь от силлаботоники, есть двухсложная силлаботоника — ямбы и хореи, и есть трёхсложная силлаботоника — дактили, амфибрахии и анапесты. Всё это — простые размеры. Двухсложники, более раскованы, трёхсложники — более скованы. Переходя на территорию силлабометрики (логаэдики) — смешанных размеров — эти особенности раскованности и скованности перенимают дольники и тактовики. Можно сказать, что дольники, это свободные скованные трёхсложники, а тактовики — свободные раскованные двухсложники. Показываю на схемах, — вначале, дольники — 4- стопные и амфибрахий:

о1оо1оо1оо1о — Ам4

о101оо1оо1() — ЯЯА4_б1
о1оо101оо1() — ЯА4_б2
о1оо1оо101() — ЯА4_б3

Говоря языком амфибрахия, между его ударами происходит усечение одного безударного слога. Только давайте сразу договоримся, амфибрахий один, а логаэдов с анакрузой больше (намного причём). Амфибрахий — это силлаботоника, а логаэды (которых больше) — это силлабометрика. Главная отличительная черта дольников, их устойчивость. Теперь тактовики (неустойчивые) — по той же системе, только вместо амфибрахия — ямб:

о1о1о1о1(о) — Я4

о1001о1о1() — ЯА4_а1
о1о1001о1() — ЯЯА4_а2
о1о1о1001() — ЯЯА4_а3

Говоря языком ямба, между его ударами идёт добавление одного безударного слога. Вся система выглядит так — от самого лёгкого (в данном случае ямба) до самого тяжёлого (в данном случае амфибрахия):

========================
ТАКТОВИКОВАЯ ЗОНА — лёгкие (летучие, мажорные) размеры — от и до:

о1о1о1о1() — Я4

о1001о1о1() — ЯА4_а1
о1о1001о1() — ЯЯА4_а2
о1о1о1001() — ЯЯА4_а3

ДОЛЬНИКОВАЯ ЗОНА — тяжёлые (устойчивые, минорные) размеры — от и до:

о1оо1оо101() — ЯА4_б3
о1оо101оо1() — ЯА4_б2
о101оо1оо1() — ЯЯА4_б1

о1оо1оо1оо1о — Ам4
========================

Как правило, начинающие авторы пишут всё — где, нередко, это зависит и от того, что они читают — в этом случае необходимо понимать к чему они тяготеют и чего в их стихах больше. Это касается и относительно простых размеров и относительно смешанных. Если ритмический слух автора более предрасположен к простым, он, вначале, должен приучиться писать их. Если к смешанным, то желательно, чтобы он писал дольники. Если же он пишет тактовики (что редкость), то ему желательно познакомиться с дольниками. Скажу по секрету, эти тактовики создают достаточные проблемы. Да. Пусть и фольклор наш тактовиков. А редкость потому, что тактовики начинающих авторов, тяготеют к двухсложникам. Теоретически как и фольклор — преимущественно хореический. Но по порядку.

========================
========================

Примеры дольников — нашёл лишь разностопные (и первый, — прошу, ничего такого не подумайте):

ПЕРВЫЙ ПРИМЕР. ЯА4/3 (Ам4)

МмМм

Дурочка
http://www.stihi.ru/2009/11/09/6833

На празднике дур ты была хороша,
Ты там получила приз.
И вот мы домой идём не спеша,
Твой взгляд удивительно чист.

Мне радостно видеть улыбку твою,
Я счастлив слышать твой смех -
Я спел бы тебе, но я не пою,
Всю жизнь ты влюблялась не в тех.

9. 11. 2009

© Copyright: Алексей Крони Торопов, 2009

===

о1оо1оо1оо1
о1оо10?1
о1оо10?1оо1
о1оо1оо1

о1оо1оо1оо1
о10?1оо1
о1оо10?1оо1
о1оо1оо1

========================

ВТОРОЙ ПРИМЕР. Дол. 4/3

Лодка (Черная Лиса)
http://www.stihi.ru/2006/07/12-557

Здесь никогда не бывало вёсен,
И не было даже зим.
Не было лодки, а в лодке – вёсел,
И только ты приходил –

Под утро – и, мокрую сняв одежду,
Ложился в мою постель,
И засыпая, смотрел прилежно
Мой сон. И скрипела дверь,

Впуская солнце, и воздух свежий,
И запах утренних рос,
И ты просыпался, когда я нежно
Касалась твоих волос.

И лодка ждала тебя, как обычно,
Нос высунув из песка.
И я удивлялась, уже привычно, –
Откуда взялась река?

© Copyright: Черная Лиса, 2006

===

Здесь два размера которых не было в первом примере:

о1оо1оо1о1() — основной в стихе
о1о1оо1о1() — а этот (диметральный) размер, с территории тактовиков, и практически всегда тусит с тяжёлыми размерами. Ещё, во втором примере нет ни одного амфибрахия.

Оба автора, достаточно уверенные в своём слухе. В этом случае, их дольники можно брать за образцы. И это ладно. Другое дело, если начинающий автор, читая такие стихи, будет неосознанно им подражать (что происходит практически всегда), а его будут критиковать за не соблюдение правил силлаботоники (что происходит практически всегда) — для него, это может быть непонятно, а в иных случаях и стрессово.

========================
========================

Ваши тактовиковые примеры, Марина, безусловно, также показательны для ритмического слуха, — и хорошо, что так. Хотя, кто-то может со мной не согласиться — как впрочем и я сам. Но об этом долго говорить. Лёгкие они потому, что раскованы лишь на цезуре, а полустишиями, они — ямбы и хореи. —

Это присказка, не сказка (Марина Капуста)
http://stihi.ru/2018/12/22/8257

"Силою литкритика было мне дано
знание, которое тайною полно:
дескать, обмусолю я много букв, пока
присказкой и сказкой засветится строка."

Выйду я в поле погулять в обед
Силою критика напишу ответ
Несколько неловко мне нечего писать
Не знаю Марина что Вам тут сказать

"Вывернулось солнце иголками вовнутрь,
море облупило с жемчужин перламутр,
стейки собирают в молочного телка —
сказочка проходит литкритиков пока."

Тактовик свободен от всех хлопот
Силлаботоники Матушки первый обормот
Силушкой своею он богатырь
Первый на деревне танцующий сатир

СХЕМЫ:

1ооо1оо/1о0о1
1ооо1оо/1ооо1
1ооо1оо/0о1о1
1ооо1о/о1ооо1 — логаэдный тактовик с передвижной цезурой (третья строка проблемная)

1оо1о/оо1о1
1оо1оо/оо1о1
1ооо1оо/1ооо1
о1оо1о/1о0о1 — собственно тактовик (цезурный) на четыре удара.

1ооо1о/о1ооо1
1ооо1о/о1ооо1
1ооо1о/о1ооо1
1ооо1о/о1ооо1 — логаэдный тактовик с постоянной цезурой

оо1о1о/о1о1
ооо1оо1оо/1ооо1
1ооо1о/1оо1
1ооо1о/о1ооо1 — тактовик (цезурный) на четыре удара.

Говоря языком простым, Ваш тактовик правильный, мой — если пить так пить (только желательно лучше). Но пить, в данном случае правильно — цезуру я выдерживаю. Цезура — главное. Остальное — импровизация.

На полустишиях (по краям):

...1о1...
...о1о1...
...1оо1...
...о1оо1...
...1о1о1...
...оо1о1...
...1ооо1...

На цезуре (в середине):

...о...
...оо...
...ооо...
...оооо...

Ага. Это я к чему — будете Вы так писать, не будете, но приблизительно так пишут цезурные тактовики (преимущественно на 4 удара). Главное в них цезура, остальное — под чутким руководством.

На всякий случай, схемы — для детализации строк. И служат они для этого. К ритмическому слуху они отношения не имеют. Говорю, потому что обратное Вы наверняка слышали. —

1
"Силою литкритика было мне дано
знание, которое тайною полно:
дескать, обмусолю я много букв, ПОКА"

1ооо1оо/1о0о1
1ооо1оо/1ооо1
1ооо1оо/0о1о1

2
"Силою литкритика было мне дано
знание, которое тайною полно:
дескать, обмусолю я много букв,"

1ооо1оо/1о0о1
1ооо1оо/1ооо1
1ооо1оо/1о1

Второй вариант, ритмически верный, как угодно лучший, как угодно прочитаешь сразу. Но, нарушающий симметрию. Собственно, далеко ходить не надо, Вы это и сами сделали во втором стихе — Хэллоуин (Марина Капуста) http://stihi.ru/2019/01/07/8058

"...
под осенний охровый куцый хвост.

...
редкозубых благостных алкашей.

...
сквозь хрусталик выцвевших синих глаз."

Правда, Марина, сделала это несколько хитро — симметрично, — молодец, Марина (обманула Рихарда), — другое дело, что во второй строфе, всё равно, чувствуется потеря, поскольку она на три удара. Небольшой, но чувствительный ритмический диссонанс присутствует. Кстати, эти строки сапфического метра (при дактилической цезуре): Сапфо Цезурная. С комментариями (Собиратель Гербариев Лунных) http://www.stihi.ru/2017/04/06/5010 — болтовню можно не читать, но примеры можно.

Остальные строки того же размера, что и в первом стихе. Единственная разница, во втором стихе, Вы, импровизируете (правильно) — и на цезуре и по бокам. —

На полустишиях (по краям):

...1о1о1... — можно сказать, в первом полустишии, нет.
...оо1о1... — практически везде, да.
...1ооо1... — в первом полустишии, нет.

На цезуре (в середине):

...оо...
...оооо...

Правильно импровизировать, в данном случае, значит — при логаэдической цезуре сохранять в начале хореические полустишия, а в конце — хореические и ямбические (в зависимости от цезуры):

ПЕРВЫЕ ПОЛУСТИШИЯ:

1о1о1/
этот мир до дна*
1о1о1о/
Мне пейзаж осенний,

оо1о1/о/о/
этот мир до дна*
Оборванка осень,
из карманов сыплются

* — на выбор — в любом случае — хорей_3м

ВТОРЫЕ ПОЛУСТИШИЯ:

/1о1о1
стужа злых ежей -
/о1о1о1о
кротовый чёрный выход,
/оо1о1о1о
спозаранку мною выпит.

/оо1о1
на себя сейчас
/ооо1о1
что кишкоблуду пост - (интересно!)

/1ооо1о
грецкие орехи.
/о1ооо1о
ошмётки да прорехи,

НА ЦЕЗУРЕ:

...1/оо1...
до дна спозаранку
...1о/о1...
солнце на куполе
...1оо/1...
злобные тыквы

...1оо/оо1...
прелые запихну

ВСЕГО ВОЗМОЖНОСТЕЙ (основных) этого (тактовикового) логаэда 1о1о1/о/о/1о1о1о — ХД6_а3 — будет 9 форм и соответственно 27 цезурных:

========================
1о1о1/оо1о1о1
1о1о1о/о1о1о1
1о1о1оо/1о1о1

1о1о1/оо0о1о1
1о1о1о/о0о1о1
1о1о1оо/0о1о1

1о1о1/оо1о0о1
1о1о1о/о1о0о1
1о1о1оо/1о0о1

===

0о1о1/оо1о1о1
0о1о1о/о1о1о1
0о1о1оо/1о1о1

0о1о1/оо0о1о1
0о1о1о/о0о1о1
0о1о1оо/0о1о1

0о1о1/оо1о0о1
0о1о1о/о1о0о1
0о1о1оо/1о0о1

===

1о0о1/оо1о1о1
1о0о1о/о1о1о1
1о0о1оо/1о1о1

1о0о1/оо0о1о1
1о0о1о/о0о1о1
1о0о1оо/0о1о1

1о0о1/оо1о0о1
1о0о1о/о1о0о1
1о0о1оо/1о0о1
========================

Можно было бы сказать ещё проще — писать одним размером. Но это я так — давно не рисовал схемки. Простите, слабость. Этот размер, в своё время, при дактилической цезуре входил в состав нашего константного 13- сложника. Ага. И на этом, пожалуй, всё. Надеюсь только, что не сильно перегрузил Марину. Поверьте, не специально. Так получилось.

Рихард Мор 2   25.01.2019 23:07   Заявить о нарушении
Ого. Я, кажется, зависла. Без Литинститута тут не разберёшься)
Завтра буду перечитывать.

А если по простому, стихи-то вам как?
Стоит ли писать в таких размерах? Читатель не воспримет это как сбой ритма?
Не будет ли ему сложно?

Марина Капуста   25.01.2019 23:36   Заявить о нарушении
Читатель в моём лице, Марина прочитал свободно. Однако, если бы я одел масочку здешнего критика я бы Вам рассказал, что так писать нельзя. Имеется ввиду шалить на цезуре — почему Вы шалите? Обычно такие логаэды пишут на дактилической цезуре, чтобы сохранить хореический слог. Читатель который повяз в силлаботонике Вас не поймёт. Точно. Но таких, возможно меньше, чем можно себе представить. А стихи мне Ваши понравились, Марина. Правда я не знаю какой больше. Первый — более динамичный (кое-что мне ещё напомнил*). Второй — интересный ход мысли в конце каждой строфы. Однако, у Вас нет ещё одного варианта. Но сначала

========================
ДИНАМИКА* — К динамичному АЛЕКСАНДРИЙЦУ:

Огнедышащий зверь ты приходишь как мышь
Не стучась твои тропы это тени звёзд
Ты петляешь во мраке ты совсем не спишь
Где-то в сумраке снов ты говоришь со мной

"Силою литкритика было мне дано
знание, которое тайною полно:
дескать, обмусолю я много букв, пока
присказкой и сказкой засветится строка."

С безрадостной улыбкой на беду смотреть
Да кто там не осудит кто войдёт в мой лес
Пробегая сквозь кварталы проносясь сквозь блеск
Улиц и витрин жму на тормоза чудес

"Вывернулось солнце иголками вовнутрь,
море облупило с жемчужин перламутр,
стейки собирают в молочного телка —
сказочка проходит литкритиков пока."

ПолнЫ где закрома там царит полумрак
Не царь но королевич заводных макак
Неизменно одно мой телевизор шлак
Я бы хотел другого но чего не знал

Мой огнедышащий зверь ты мне друг или враг
Я это не пойму и никогда а жаль

ВАРИАНТА КОТОРОГО НЕТ У МАРИНЫ:

Все стихи как розы опустошенья роз
Говорят с тобою как тени свет петляя
И холодным днём обречённо просят розг
Как же сложно выразить эти сны словами

Выйдя на тропу забегая им вперёд
Эти тени света перерастают ночи
Светлые от звёзд шелковистые от снов
Нарушая запреты и где-то и все законы

Вот такие они логаэды знакомьтесь ждут
Ваших откровений и баллад жизни вечной
Сколько же я нарушил законов сколько пут
Я разрезал веря что именно так лучше

Вы ведь понимаете нарушая слог
Я противоречу божественному слову
Забывая всё и переходя их вброд
Не пытаясь выйти обратно в этот омут
========================

Спасибо, Марина!

Пээс: Эксперементировать в Поэзии — обязанность каждого пиита. Ага.

Рихард Мор 2   26.01.2019 10:25   Заявить о нарушении