Конкурс 18 Лепестки сакуры Содержательность хайку

              Здравствуйте, друзья!

Продолжаем работать над задачей исключения оценочной характеристики в хайку.         
   "Оценочность действий окружающего мира (чем больше оценки автора, тем хуже")
   “Хайку - это выражение момента проникновения в природу окружающего мира, в мир природы. Если образ человека или автора и присутствует, он представлен как часть природы - природа деликатно поглощает его.” (ЖЖ “Азбука хайку”)
 Вспомним, что "автор называет не представление о какой-то вещи, не рассуждает о том, что та или иная вещь значит для нас, он просто показывает нам эту вещь как таковую. Увидеть мир в песчинке не свойственно для хайку. Хайку видит саму песчинку как таковую. Автор не использует ту или иную вещь как повод поговорить об идеях, фантазиях или воображении, он просто пишет об этой вещи как она есть. Простой способ состоит в ОТКАЗЕ ОТ ОПРЕДЕЛЕНИЙ и НАРЕЧИЙ. Называть вещи своими именами — вот что требует хайку. Хайку не говорит читателю, что он должен думать, а показывает вещи, ведущие его по пути, по которому шла авторская мысль."

 Определение - это член предложения, которым часто является прилагательное.
Прилагательное - часть речи, отвечает на вопросы «какая», «какие», «какой», «какое», «чья», «чей», «чьи», «чье» и обозначает признак предмета. Изменяется  по числам, родам, падежам, может иметь краткую форму. Чаще всего в предложениях оно выступает определением.
 В 17 конкурсе "Вещественность в хайку" мы уже работали над тем, чтобы исключить из хайку прилагательные. И в основном нам удалось это сделать. Но что было замечено? Например в хайку:
*
по глади пруда
тихо бежит водомерка
чай на рассвете
             (Янковская Татьяна)
 - Было использовано наречие "тихо", что несомненно внесло оценку действия: бежит (как?) тихо. Этого в хайку не должно быть. Вспомним, что такое наречие:

НАРЕЧИЕ – это самостоятельная неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, признак признака или признак предмета и отвечающая на вопросы:
- как? каким образом? – громко, кипуче;
- как? в какой мере (степени)? – очень, абсолютно;
- когда? с (до) каких пор? – рано, допоздна;
- где? куда? откуда? – высоко, близко;
- зачем? с какой целью? – нарочно, в насмешку;
- отчего? почему? – сгоряча, сдуру.

Наречия обозначают ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ, если примыкают к глаголам: изучать упорно, говорить шёпотом.

Наречия обозначают ПРИЗНАК ПРИЗНАКА, если относятся к прилагательному или другому наречию: очень сладкий, неимоверно тяжело.

Наречия обозначают ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА, если относятся к существительному: спуск вниз, мясо по-казахски. 

================
  Итак, давайте поработаем не только над исключением прилагательных, но и НАРЕЧИЙ в наших хайку.  Иными словами, поработаем над СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬЮ. Каким образом мы пытаемся передать читателю чувства от увиденного и насколько нам удалось отойти от личной оценки. Когда в одной из хайку автор написал "виднеется впереди остров Кижи" не произвёл ли он оценку происходящего? У кого впереди? Несомненно у автора! Не у читателя же... Значит, в хайку не должно быть никакого своего собственного видения со своего ракурса и оценки происходящего. Автора просто не должно быть в хайку. Чтобы легче было справиться с поставленной задачей, перед тем, как написать хайку словами, напишите мысленно её на полотне, как художник, и мысленно отойдите, рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона. И тогда такие слова, как "впереди", "сзади", "громко", "тихо", "мягко" и прочие признаки действия и предметов не придут вам на ум. Всё очень просто!

  Итак, задание для конкурса «СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ В ХАЙКУ»:

1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах ( от 13 до 20, например). Но кроме этого, только в этом конкурсе ЗА КАЖДОЕ НАРЕЧИЕ БУДЕТ ВЫЧИТАТЬСЯ 5 БАЛЛОВ из итоговой суммы полученных баллов. И ещё... Для поощрения исключения полностью авторской оценочной составляющей: за НЕИСПОЛЬЗОВАНИЕ полностью И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, И НАРЕЧИЙ В ОДНОЙ ХАЙКУ БУДЕТ ПРИБАВЛЯТЬСЯ 5 БАЛОВ к итоговой оценке! 
Итак, раскрываем содержание без ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И НАРЕЧИЙ!

2. В хайку будет оцениваться НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ ОБОЙТИСЬ БЕЗ НАРЕЧИЙ, А ТАКЖЕ ОПРАВДАНИЕ ИХ НЕЗАМЕНИМОСТИ.  А также будет приниматься во внимание фонетическое звучание, благодаря наличию АЛЛИТЕРАЦИИ И АССОНАНСАМ. Всевозможные разночтения и создание дополнительных образов приветствуются.  Вместе с поставленной задачей не забывайте, что каждое слово в хайку должно быть на своём месте и незаменимо. И стараемся употреблять как можно меньше предлогов и союзов, и если употребляем, то не более 2-х и обязательно разные.

 Для настроения рекомендуемая тема "ВЕТЕР ПЕРЕМЕН". Но не обязательно.

 Заявку на участие в конкурсе публикуем в виде рецензии ниже! Но ТЕКСТ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:

Текст хайку в количестве от 1 до 3 от каждого автора присылайте мне на почту:
ignattur@gmail.com   (можно послать сообщение на страницу "Татьяна Игнатова 5" http://www.stihi.ru/avtor/ignattur , но обязательно должен прийти от меня ответ)
По форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку

Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ.

Призовой фонд:

1-е место - 400 баллов,
2-е место - 300 баллов,
3-е место - 200 баллов,
4-е место - 100 баллов.

Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее  у читателя   ассоциации  пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя  и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное остутствие рифмы
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10)Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы  действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21)  Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) стараться не использовать прилагательных и наречий. Никакой навязываемой оценки автора!

И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.

Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.

Жду только новые работы! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!

Приём работ до 3 ЯНВАРЯ 2018 года, СРЕДА,  или до 25 работ! После будет объявлено голосование!

Принято 24 хайку.

Ведущая конкурса Татьяна Игнатова.


Рецензии
Приём завершён! Голосование начнётся 4 января вечером...

Клуб Золотое Сечение   04.01.2018 00:07     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.