Итоги 17 Лепестки сакуры Вещественность в хайку

        Дорогие друзья!

 Подводим итоги нашего конкурса "Вещественность в хайку"! В этом конкурсе мы старались исключить авторскую оценку в хайку. Начали мы это делать с отказа от прилагательных. Чтобы не было недоразумений и недопонимания, ниже приводятся разряды прилагательных:
1)качественные (отвечают на вопрос «какой?»)
2)относительные (отвечают на вопрос «какой?») - относительные прилагательные не имеют степеней; обозначают материал, из которого сделан предмет, пространственные и временны;е признаки предмета: дерево — деревянный, январь — январский, мороз — морозный; большинство относительных прилагательных не сочетается с наречием «очень»; Относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени. Относительные прилагательные не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречием очень, не имеют антонимов. Относительные прилагательные изменяются по падежам, числам и родам (в единственном числе).
3)притяжательные — отвечают на вопрос «чей?» и обозначают принадлежность чему-либо живому или лицу (отцовский, сестрин, лисий).
Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего - либо лицу и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? Притяжательные прилагательные изменяются по падежам, числам и родам (в единственном числе).
Чтобы отнести имя прилагательное к какому-либо разряду, достаточно найти хотя бы один признак этого разряда у прилагательного.
Границы лексико-грамматических разрядов прилагательных подвижны. Так, притяжательные и относительные прилагательные могут приобретать качественное значение: собачий хвост (притяжательное), собачья стая (относительное), собачья жизнь (качественное).
Внимание! Существуют местоимённые прилагательные (весь, мой, свой, другой, самый, каждый, тот, ...)

 Спасибо всем за участие и обсуждения, которые безусловно станут полезными для дальнейшего творческого роста. Напоминаю, что к оценкам прибавляется 5 баллов за соблюдение формы 5-7-5 и отнимается 5 баллов за использование прилагательного любого вида. Насколько удачно нам удалось обойтись без них, давайте посмотрим. Но все, безусловно - молодцы, потому что до этого конкурса мы в основном писали, используя прилагательные:

1. Арина Шик
1) дом у пристани -
расходятся кругами
лодка и листья
*
- 5-7-5 прилагательных нет, вроде они здесь и не нужны, картинка рисуется, есть разночтение. минус - возвратный глагол.
- 4( нет послевкусия и пищи для размышления и созерцания. Как может расходиться кругами лодка? +2(киго отсутствует)
- 1-я – Прилагательных нет. Предлогов два. Аллитерация есть, и есть ассонансы. Есть природа, и есть человек. Двучастность. Описываемая картинка и понятна и нет - лодки кругами не расходятся. Возвратный глагол.  2-я - Небольшие замечания по жанру хайку.
 - 1. Стихотворение понравилось! Однако, кругами по воде расходится всё-таки отражение лодки, а не лодка. Метафора. Дом у пристани, круги и осенние листья на воде вызывают образы, ассоциации и размышления. Возможно, кто-то возвращается домой. Благозвучно, но нет гармонии звучания строк: 10100 + 0100010 + 10010. Оценка: 6
2. Замечание по жанру хайку. Оценка: 3
- Не совсем понимаю, как лодка вместе с листьями расходятся кругами, но образ интересный, нравится.
- Киго - осень. Дом у пристани представила, но зависла над выражением расходятся кругами лодка и листья - это как? Круги на воде бывают во время дождя, но при чём здесь лодка и листья? Они что, в водоворот попали? Нет единства в образах. Автору чуть-чуть не хватило времени на доработку. Ко второй оценке претензий нет. Мне кажется, что было бы понятнее и естественнее сказать по-другому -
дом у пристани
качаются на воде
лодка и листья
- 1.Без прилагательных; аллитерация; 1 предлог; двучастность; КИГО нет; неправдоподобно - разве что лодка вместе с листьями попала в водоворот и выписывает концентрические круги? Домысливать нечего. Обе части стиха об одном и том же(пристань-лодка)
2.Не хайку.
Оценка:
8+4, 4+2, 6+4, 6 + 3, 5+5, 4+5,3+1=36+24 +5=58+5=65

8) следы на крыльце
  заметаются снегом
   листок под дверью
*
- 5-7-5; прилагательных нет; возвратный глагол; лучше бы "заметает", тогда бы средняя строка стала связующей.
- 8 ( Описываемая картинка понятна и прозрачна. Всё ясно и легко понятно, что хотел сказать автор. Но кроме этого, возникают новые ассоциации, затрагивающие чувства) +4
- 1-я – Прилагательных нет. Предлогов два. Аллитерация есть, есть ассонансы. Есть природа, есть человек. Двучастность. Описываемая картинка понятна, возникают новые ассоциации. Использование уменьшительно-ласкательных слов не приветствуется – но здесь он как листок бумаги для известий . Хайку цельно воспринимается. Возвратный глагол не портит картину...но просится доработки стихо...
2-я – Замечаний нет.- 1. Стихотворение понравилось. Оценка: 8
2. Замечаний нет. Оценка: 5
- Хорошее, чувствуется аллитерация. Пассив не очень гармоничен здесь.
- Киго зима, картинка возникает, возвратный глагол заметаются, стык дд - под дверью. Слишком прямолинейно, нет послевкусия, всё сказано.
- 1.Без прилагательных; ассонансы; 2 разных предлога; двучастность; КИГО - снег , т.е. предположительно начало зимы,снега мало и листок мог оказаться под дверью. А может это записка под дверью? А следы? Птичка,собачка,кошка? Или тот кто записку принес? Есть над чем поразмышлять, но не интересно, не цепляет.
2. Хайку
Оценка:
6+3,8+4, 8+5, 8 + 5, 7+4, 6+3, 6+4=49+28+5=82

17)  хлопок на окне
притрушивает снегом
половик в доме
*
- 5-7-5; прилагательных нет; что автор хотел сказать - хлопОк или хлОпок? "притрушивает" - очень милый глагол; а как снег попадает в дом - через окно? одни вопросы, но впечатление какое-то тёплое, уютное.
 - 5 (Ассоциации просматриваются, но всё-таки недостаточно чувства)+ 4
- 1-я – Прилагательных нет. Предлогов два. Аллитерация есть, и есть ассонанс на «о». Есть природа, и человек. Двучастность. Ассоциация просматривается. Есть природа, и есть человек. Напряжения между частями не возникает. Пейзажная лирика отсутствует. Если в первом слове «хлопОк» поставить ударение на последний слог, то возникает другая картинка – лопнуло стекло и снег попадает на шторы и половик. Разночтения 1-2, 2-3.
2-я - Замечаний нет.
- 1.Что означает «хлопок на окне», некие узоры или шторы? И снег на половике быстро тает в доме, а не притрушивает снегом пол. К тому же это олицетворение. Не поняла это стихотворение, извините. Оценка: 4
2. Замечание по жанру хайку. Оценка: 3
- Негармоничная конструкция. Как ни соединяю строки, не могу понять, о чем хотел сказать автор.
- Киго зима, не поняла про хлопок на окне - это шторы или маленькие ситцевые занавески? И почему половик притрушивает снегом в доме, а не на улице? Какая-то странная картинка получается.
- 1.Без прилагательных; аллитерация,ассонансы; 2 предлога; двучастность; 2 строка читается с 1 и 3. КИГО-снег; Есть над чем подумать."Хлопок"- это отрезок ткани на окне, а может это хлопковая вата между рам? При порыве ветра распахнулась прикрытая форточка и притрушивает(интересное слово,не слышала раньше)снегом и половик, и ткань на окне, и вату между рам. Первую строку лучше изменить, мне кажется. Хорошее! Почему-то подумалось об утре сразу после Нового года,когда все еще спят, печка еще не растоплена и новогодний снежок проникает в открытую форточку.Да, теперь можно придумать массу вещей,которые могут лежать на окне после новогодней ночи.
2. Хайку.
Оценка:
7+4, 5+4, 8+5, 4 + 3, 2+3, 6+3, 9+4=41+26+5=67+5=72

2. Янковская Татьяна
2) мутнеет мой взор
под порывами ветра
театр Кабуки
*
- 5-7-5 прилагательных нет, хотя глагол "мутнеет" лучше бы заменить прилагательным, например, "туманный"; минус - личное местоимение.
- 4 ( нет послевкусия и пищи для размышления и созерцания) +2(киго отсутствует)
- 1. Понравилось. Есть интересное разночтение (1+2 и 2+3 строки). «Мой» - прилагательное, к тому же это присутствие автора. Возможно, это лишнее слово. Оценка: 7
2. Замечание по жанру хайку. Оценка: 3
- - «мой» - это ляп для хайку. 1-е лицо недопустимо. Ветер – невещественный, невидимый образ. В сравнении в с первой хайку, всё очевидно. Театр Кабуки – не знаю, что это такое, живу в России. Мутнеет взор и театр – причина в слезах, выясняется связь. Разночтение строк – это плюс, 1-2,2-3.
- Ассоциации возникают, но разрозненные. Может я опять чего-то не понял, прошу прощения, но "театр Кабуки" кажется искусственной вставкой. Такой универсальный образ, который можно связать почти с чем угодно. Написано от первого лица, КИГО не обнаружено
- Киго отсутствует. Как можно увидеть свой взор, если автор говорит про себя? Его может заметить только человек со стороны, да и то не под порывами ветра, это уж точно! Мутнеет взор, если человек в сильной ярости или болен, а может быть находится в преклонном возрасте и плохо видит. Опять-таки, нет единства в образах(попытка есть, но очень, корявая). Про театр Кабуки - понравилось! Может быть, лучше было обыграть так?
мутнеет небо
под порывами ветра -
театр Кабуки
- 1. Без прилагательных; аллитерация; ассонансы; 2-я строка читается с 1 и 3; двучастность; КИГО нет; местоимение "мой" и его можно избежать; "взор"- невещественное существительное; видна взаимосвязь человека и природы.Театр Кабуки замечательный, но в стихо у меня чувственных ассоциаций не вызывает.
2. Не хайку.
Оценка:
6+3, 4+2, 7 + 3, 6+2, 5+2, 4+3, 4+1=36+16 +5-5=52

9) сборщица чая
отдыхает средь листьев
персики в цвету
*
- 5-7-5; прилагательных нет; очень красиво!  гармонично!
- 9( Игра образов в хайку, благодаря присутствия единой, неразделимой связи природы и человека раскрывается её неповторимость и затрагиваются чувства. Хайку весьма цельно и легко воспринимается. Передаётся настроение пейзажа сезона.) +4
- 1. Трудно представить себе эту картину (собранные листья в корзинах, не собранные - на кустах; возможно, девушка отдыхает стоя?) Персики вряд ли цветут возле кустов чая. Слова «сборщица чая» («укладчица № 5») в этом контексте не поэтичны. Оценка: 4
2. Не складывается картинка, поэтому оценка: 4
- не понравилось "средь" - срезанный предлог, как половина пирога. Причём здесь персики? Весна, чувства, отдыхающая женщина - персик расцветший. Может быть... Аллитерация с-ц.
- Технически все хорошо, но отклика не вызывает, все слишком понятно.
- Киго весна,картинка рисуется, вспомнилась картина Серова "Девочка с персиком", сборщица чая тоже могла бы быть такой девочкой.
- 1.Без прилагательных; аллитерация; ассонансы; двучастность; КИГО. Красивые образы вызывают разные ассоциации. Очевидно противопоставление уставшей сборщицы чая и красоты цветущих персиков.Можно вспомнить и о том, что в начале марта в Японии, когда цветут персики,традиционно проводится Праздник девочек, поэтому можно домыслить, что сборщица чая вспоминала свое беззаботное детство,вдыхая аромат цветов.
2. Понравилось хайку!
Оценка:
10+5, 9+4, 4 + 4, 6+4, 5+5, 9+5, 10+5 =53+32 +5=85+5=90

16) по глади пруда
тихо бежит водомерка
чай на рассвете
*
- 5-8-5; прилагательных нет; похоже на туристический поход или рыбалку, другую картинку не могу представить; нет взаимодействия между частями; тихо бежит - что-то не нравится в этом словосочетании.
 - 9( Игра образов в хайку, благодаря присутствия единой, неразделимой связи природы и человека раскрывается её неповторимость и затрагиваются чувства. Хайку весьма цельно и легко воспринимается. Передаётся настроение пейзажа можно увидеть недосказанное.)+4
- 1. Понравилось очень. Замечательное стихотворение! Располагает к созерцанию и размышлениям. Оценка: 10
2. Замечаний нет. Оценка: 5
- две первые строки заменяются словосочетанием "водомерка в пруду". Все знают, что она делает и объяснять не надо, как то, что снег белый. Водомерка громко бегать не может. Последняя строка созерцание происходящего на пруду - это понравилось.
- Нравится. Мешает слово "тихо": если тихо - негромко, то это очевидность; если тихо - медленно, то такой процесс длящегося медленного бега не ассоциируется с водомеркой.
- Киго лето, очень гармоничная картинка, мне понравилась, единственное, чтобы я изменила - это глагол бежит, он найден неточно, автор поспешил. Я бы сказала так -
по глади пруда
тихо скользит водомерка
чай на рассвете
- 1. Без прилагательных; аллитерация,ассонансы; слово "тихо" - лишнее. КИГО - водомерка,скорее всего лето.Приятное погружение человека в рассветную красоту, а тут еще чашка горячего чая бодрит и замечаешь не только рассвет,а и выскользнувшую откуда-то водомерку. Красота,тишина и некуда спешить.Есть послечувствование. Понравилось!
2. Хайку.
Оценка:
5+2, 9+4, 10 + 5, 4+4, 6+5, 9+4, 9+4=52+28=80

3. Тамара Кувшинова
10)под фонарем в ночи
целуются снежинки
душа согрелась
*
- 6-7-5; прилагательных нет; возвратный глагол,  который легко заменить существительным;  "душа согрелась" - не хаечно, даже если это душа снежинки, да и глагол в прошедшем времени.
- 1-я – Прилагательных нет. Предлогов два. Аллитераций и ассонансов нет. Есть природа, есть человек. Двучастность. Используется глагол прошедшего времени, совершенного вида - согрелась. «Душа согрелась» - мнение автора, которое он нам навязывает. Неодушевлённые явления одушевляются – целуются снежинки. Возвратный глагол здесь к месту. Но описываемая картинка понятна и прозрачна. Всё ясно, что хотел сказать автор.
2-я - Хайку с большим количеством нарушений - инверсия,невещественное, существительное - душа, олицетворение
- 1. Олицетворение. Использование невещественного существительного «душа». Благозвучно, но нет гармонии звучания строк: 000101 + 0100010 + 01010.Оценка: 5
2. Замечания по жанру хайку. Оценка: 2
- очень интересно! Несмотря на олицетворение... У меня даже возник ещё один образ забавный: "фонарь", который под глазом, и на щеке целуются снежинки, тая... Простите, "под фонарём" - звучит грубовато, наверное поэтому. Не понравилось: два предлога в одной строке. Перебор. И ещё, согрелась душа - оценка состояния. Чья душа? Как это можно УВИДЕТЬ? Прошедшее время глагола.
В свете фонаря
кружение снежинок
первый поцелуй
- Лирично, но без неожиданных ассоциаций. Первая строка не совсем благозвучна. Олицетворение.
- Киго зима, олицетворение, мысли вслух самого автора, но не смотря на это картинка мне очень понравилась и от неё веет теплом.
- 1.Без прилагательных; ассонансы; 2 предлога; двучастность; КИГО(снежинки); олицетворение- снежинки целуются; невещественное существительное- душа; присутствие автора; два глагола в настоящем и прошедшем времени. Не затронули ни согревшаяся душа автора под фонарем в ночи,ни целующиеся снежинки. Совсем не хайково!
2. Киго и двучастность есть, но серьезные недочеты не позволяют назвать стихо хайку!
Оценка:
6+2, 7+2, 5 + 2, 7+2, 5+3, 10+3, 4+1=44+15=59

4. Лидия Булатова
3)теплится фитиль
некому масла подлить
ласточка в небе
*
- 5-7-5  прилагательных нет; "некому масла подлить" - мнение автора;  не вижу связи между фитилём и ласточкой в прямом смысле этого слова, но если фитиль в лампадке, а любимая умерла, тогда картинка рисуется, но выпадает ""некому масла подлить", потому что кто-то же эту лампадку зажёг.  Ещё минус - возвратный глагол.
- 7( Описываемая картинка понятна и прозрачна. Всё ясно и легко понятно, что хотел сказать автор. Но кроме этого, возникают новые ассоциации, затрагивающие чувства) +2(киго отсутствует)
-  1-я – Прилагательных нет. Предлог один. Есть аллитерация, ассонансы, природа, человек. Двучастность. Ассоциации просматриваются, недостаточно затрагивая чувства. Напряжения между частями не возникает, нет пейзажной лирики, не хватает ясности. Навязано мнение – некому масла подлить.
2-я - Хайку с большими недостатками по форме и жанру - инверсия, нет КИГО ласточка летает и весной и летом и осенью, отрицание (некому)
- 1. Ассоциаций не возникает, общая картина не складывается, извините. Трёхчастность, нет киго, автор навязывает своё мнение. Вторая строчка, наверно, лишняя. Оценка: 4
2. Много замечаний по жанру хайку. Оценка: 2
- предыдущие рецензенты навели на мысль об умершей возлюбленной. Ласковое обращение «ласточка» - м.б. Лампада перед иконой? Ласточка - вестник весны. Фитиль ассоциации с весенним солнцем. Отрицание – это не по хайку. Что говорить о том, чего нет, что не видимо? Явная оценка автора: некому что-то там сделать… Сенрю явное. Не хайку. Пейзажа и сезона нет. В первой строке провал ударения: 1 и последний слог. Этого надо избегать.
- Чувства и ассоциации возникают, третья строка добавляет многозначности. Гармоничная аллитерация. На мой субъективный взгляд - хорошо. Ласточка - КИГО?
- Киго отсутствует, картинка расплывается, представила лампу в темноте с теплящимся фитильком, но тогда как можно увидеть ласточку в небе, если кругом темно? Некому масло подлить - это вывод, сделанный автором, а в хайку мысли вслух не приветствуются. Понравился глагол теплится - от него веет теплом и хотелось бы, чтобы автор дорисовал картинку, но другими штрихами, мне видится такая картинка -
теплятся звёзды
вокруг садовой лампы
роятся мушки
Оценка:
5+3, 7+2, 5+2, 4 + 2, 5+1, 7+4, 3+1=36+15+5= 51+5=56

11)прыгнул кузнечик
одуванчиков салют
уносит ветер
*
- 5-7-5;прилагательных нет; прошедшее время, инверсия, метафора.
- 9( Хайку весьма цельно и легко воспринимается. Передаётся настроение пейзажа сезона. Фонетическое сочетание звуков только усиливает восприятие образов и помогает ощутить и увидеть недосказанное. Но нет человека)+4
- 1-я – Прилагательных нет. Предлог один. Аллитерация есть, ассонанс на «у». Есть природа, нет человека. Двучастность. Используется глагол прошедшего времени, совершенного вида - прыгнул, присутствует досказанность мостов в прошлое. Ассоциация просматривается, не затрагивая чувства. Напряжения между частями не возникает, пейзажная лирика присутствует. Имеется причинно-следственная ВИДИМая связь - прыгнул кузнечик (от этого) одуванчиков салют поднялся вверх и уносит ихветер, если бы не прыгнул, не было бы салюта...не хватает ясности и прозрачности для восприятия.
2-я - Жанр хайку с большим количеством нарушений - метафора, глаголы прошедшего времени, мост в прошлое, инверсия.
- 1. Понравилось! Весело и красиво. Однако, есть природа и нет человека. Использование глаголов прошедшего времени не рекомендуется (получается уже две картины). Оценка: 7
2. Замечания по жанру хайку. Оценка: 2
- прошедшее время. А в остальном - замечательная идея.
Салют (чей?) одуванчиков. Или всё-таки, салют (чего?) одуванчиков. Думаю, порядок слов говорит за первый вариант, а значит роль прилагательного. Как например, папин сын. Но на оценку это не влияет в любом случае.
-Есть очарование, лирика. Размышлений не вызывает. Салют применительно к одуванчикам кажется небольшим преувеличением. Прошедшее время, инверсии.
- Киго лето, метафора одуванчиков салют не понравилась, салют вспыхивает и гаснет, а здесь семена одуванчиков разносит ветер.Прыгнул глагол прошедшего времени. В общем, картинка меня не очень впечатлила.
Оценка:
6+2, 9+4,  5+2, 7 + 2, 8+3, 5+3, 4+3=44+19+5=63+5=68
 
19)зигзагом на снегу
следы первопроходцев
кочаны хрустят
*
- 6-7-5; прилагательных нет; ничего не поняла.
 - 5( нет послевкусия и пищи для размышления и созерцания.Ассоциации просматриваются, но всё-таки недостаточно чувства Напряжения между частями не возникает.)+4
- 1-я – Прилагательных нет. Предлог один. Аллитерация есть, нет ассонансов. Есть природа и человека. Двучастность. Описываемая картинка понятна, но нет напряжения между частями, всё понятно, что хотел сказать автор, но нет послевкусия, пищи для размышления - следы зайцев на снегу, к полю с неубранными кочанами...
2-я - Небольшие недочёты - глагол описывающего характера
- 1. Какая прелесть, понравилось очень! Благозвучно, радует буква «р», но нет гармонии звучания строк: 010001 + 0100010 + 00101, есть длинноты в первой и второй строках. Оценка: 9
2. Замечаний нет. Оценка: 5
- здесь явное сравнение: хруст качанов и лыж. Вопрос: где качаны? В рюкзаках? Не сложилась картинка, лично у меня.
- В полном восторге от этого хайку! Гармоничное, чистое, каждое слово подтверждает себя звучанием, настроение передаётся.
- Киго зима, зайцы пришли полакомиться капустой, скорее сенрю, чем хайку и вызывает улыбку, но мне понравилось!
Оценка:
5+3, 5+4, 7+4, 9 + 5, 6+3, 10+5, 8+4=50+28=78

5. Тамара Второва
4)Все двери настежь
Грузчики на пороге -
Вдоль стен коробки
*
- 5-7-5; прилагательных нет; слово "все" лишнее;  не совсем понятно, что происходит -
то ли приехали, то ли выезжают; видимо, это сенрю,  так как нет никакой связи с природой.
- 2( картинка слишком понятная, всё сказано, нет повода для домысливания. Все мосты достроены) + 2(киго отсутствует)
- 1-я – Прилагательное есть (двери «какие» все). Аллитерация есть и ассонансы. Нет природы, есть человек. Трёхчастность. Нет пейзажной лирики, нет КИГО. Картинка слишком понятная – двери открыли настежь, грузчики принесли коробки и поставили их вдоль стены. Всё сказано, нет повода для домысливания, все мосты достроены, нет пищи для размышления и созерцания.
2-я – Работа не имеет общего с жанром хайку, больше похоже на сенрю - мысли вслух.
- 1. Переезд, и что? Трёхчастность, нет киго, есть человек и нет природы. Оценка: 4
2. Много замечаний по жанру хайку. Оценка: 2
- три части вместо 2-х. Где пейзаж? Как это оценивать? Переезд – все двери настежь. Ну и что?
- Ассоциации возникают, природы нет, всё понятно. КИГО отсутствует
- 1.Без прилагательных; аллитерация(р); без глаголов; три предложения; КИГО нет; Все предельно ясно,домысливать нечего.Основное условие конкурса выполнено(без прилагательных) - это плюс!
2. Не хайку
Оценка:
4+2, 2+2, 2+1, 4 + 2, 2+1, 3+3, 2+1=19+12 +5-5=31

12) Снег липнет ко мне
 Обжигает поцелуй,
   Тая на губах
*
- 5-7-5; прилагательных нет;  от первого лица;  нет взаимодействия частей,  метафоры.
 - 4 ( нет послевкусия и пищи для размышления и созерцания. Лишние слова присутствуют- в первой строке про снег, и в третьей о том же. +3
- 1-я – Прилагательных нет. Предлогов два. Аллитераций и ассонансов нет. Есть природа, есть человек. Инверсия,метафора. Присутствует одушевление неодушевлённых явлений предметов – снег липнет. Используются глаголы описывающего характера – липнет, обжигает, в связи с этим присутствует навязывание испытываемых чувств. Трёхчастность. Ассоциация возникает, но нет послевкусия и пищи для размышления и созерцания. Нет взаимодействия частей. Написано от первого лица.
2-я - Большое количество нарушений жанра хайку.
- 1. Олицетворение, метафора. Присутствие автора. Нет места для размышлений. Благозвучно, но нет гармонии звучания строк: 11001 + 0010001 + 10001.Оценка:4
2.Замечания по жанру хайку. Оценка: 2
- очень слабая работа. метафора, олицетворение, первое лицо...
- Присутствие автора, метафора. Мосты достроены.
- 1.Без прилагательных;2 предлога; 2 глагола в наст.времени и деепричастный оборот; двучастность; КИГО-снег; присутствие автора.Не нравится словосочетание "липнет ко мне". ПоцелуЙ обжигает и тает и тут же снег липнет...и технически стихо построено как-то несуразно и эмоциональный отклик оставляет желать лучшего.
Не понравилось!
2.Не хайку.
Оценка:
5+2, 4+3, 4+2, 4 + 2, 3+2, 4+2, 2+1=26+14+5=40+5=45

18) Дети лепят снег
Снеговики во дворе
Улыбаются
*
- 5-7-5; прилагательных нет; снег и снеговики в одном хайку - перебор, и потом лепят не снег, а из снега; возвратный глагол, олицетворение.
 - 2 ( картинка слишком понятная, всё сказано, нет повода для домысливания. Все мосты достроены) +3
- 1-я – Прилагательных нет. Предлог один. Аллитерация есть, нет ассонансов. Есть природа, и человек. Двучастность. Полный каламбур – снег не лепят, лепят из снега. Возвратный глагол. Приписывание неодушевлённым явлениям природы одушевлённых действий – снеговики улыбаются. Ассоциации с трудом возникают, нет послевкусия и пищи для размышления и созерцания.
2-я - Большое количество нарушений жанра хайку.
- 1. Хорошее стихотворение, улыбаюсь в ответ, но есть олицетворение. Оценка: 7
2. Замечание по жанру хайку. Оценка: 3
- как можно лепить снег? Из него лепят, а не его! И снег, и снеговик - перебор. Две части об одном. Нет взаимодействия. Слово на строку - одно ударение, страдает поэзия.
- Все слишком понятно. Снег и снеговики мешают друг другу. Немного спасает только передаваемый позитив.
- 1.Без прилагательных; двучастность; 1 предлог; 2 глагола; наличие однокоренных слов не приветствуется в хайку(снег,снеговики); олицетворение - снеговики улыбаются; лепить можно пельмени, а снег лепить? А что его лепить, он уже есть, а вот ИЗ снега можно слепить многое. Все очень прямолинейно. Картинка радостная и основные признаки хайку есть, но недочеты не позволяют назвать стих хайку.
2. Не хайку.
Оценка:
 4+2, 2+3, 3+2, 7 + 3, 5+3,  2+4, 2+1=25+18+5=43+5=48

6. Елена Графская
5)остатки дождя
по трубе водостока
отблески луны
*
- 6 (Ассоциации просматриваются, но всё-таки недостаточно чувства Напряжения между частями не возникает. Но лиричность пейзажной лирики присутствует)+2( киго отсутствует)
-1-я – Прилагательное есть – отблески «чьи» луны. Предлог один. Глаголов нет. Аллитерация есть, ассонансы на «о». Есть природа, нет человека. Двучастность. Ассоциация просматривается, но недостаточно затрагивают чувства. Напряжения между частями не возникает. Нет пейзажной лирики.
2-я - хайку с недостатками – отсутствие КИГО.
- 1. Понравилось! Есть интересное разночтение (1+2 и 2+3 строки). Всё гармонично, передаётся настроение и есть простор для размышлений. Оценка: 9
2. Замечаний нет. Оценка: 5
- остатки дождя - оценка от автора. Разночтение строк 1-2,2-3. Аллитерация т-д отлично! Ассонансы на "о".
- Понравилось. Картинка возникает, гармонично, хорошая аллитерация. В качестве киго - дождь?
- Киго отсутствует, не понравилось выражение остатки дождя, почему нельзя сказать просто лужи? Или после дождя? И почему по трубе, а не на трубе? Вообще, воспринимается как одно неуклюжее предложение, простите автор, но слишком много вопросов возникающей картинке, где уж там добраться до каких-то ассоциаций.
- 1.Без прилагательных; ассонансы; 2 строка читается с 1 и 3; без глаголов; двучастность; КИГО нет. Остатки дождя - что это значит? Либо дождь идет,либо прекратился,т.е. по трубе водостока может стекать, хлестать дождь,а если он уже прошел, то какие могут быть остатки? Капли дождевые? Пока рассуждала и понимание пришло).Отблески Луны настраивают на лирический лад, но не с трубой водостока).
2.Не хайку.
Оценка:
6+2, 5+3, 9 + 5, 6+5, 7+4, 2+1, 4+1=39+21+5=60+5=65

13)столик у окна
подсвечивает фонарь
храм на берегу
*
- 6(Ассоциации просматриваются, но всё-таки недостаточно чувства Напряжения между частями не возникает. Но лиричность пейзажной лирики присутствует) +2( киго отсутствует)
- 1-я – Прилагательных нет. Предлогов два. Аллитераций и ассонансов нет. Нет природы, но есть человек. Разночтение: 1-2, 2-3. Используется уменьшительно-ласкательное слово – столик. Нет лиричности. При прочтении происходит стык ударений между 2-ой и 3-ей строками фонАрь хрАм – нарушение дыхания. Больше похоже на сенрю - слишком прямолинейно. Инверсия. Нет КИГО.
2-я - Большое количество нарушений жанра хайку.
- 1. Понравилось! Картина вызывает ассоциации, образы и размышления Однако, нет киго. Оценка: 7
2. Замечание по жанру хайку. Оценка: 3
- удалось! Сто лик = столик. Пример омофонов! Напрягло в прямом прочтении слово "берег" - не вписывается в картинку столик у окна, фонарь, храм, да ещё и берег! Перебор. И ещё, в первой и в третьей строках провал ударений, ударения на крайних слогах. А в остальном - весьма впечатляет, особенно разночтение. Автор - молодец!
- Лирично, интересно, многозначно. Мне не хватило природы и более продуманной фонетики. Нет КИГО
- Киго отсутствует, такое впечатление, что человек видит этот храм из окна идущего поезда, сидя за столиком, а может быть из окна кафетерия, куда он зашёл выпить чашечку кофе. В этой картинке есть какая-то недосказанность и это даёт простор воображению - зачем этот человек сюда зашёл, куда он направляется и т.п.
- 1.Без прилагательных;аллитерация;двучастность. Проверим читается ли первая строка со второй: получилось - столик подсвечивает(что?)- фонарь, а задумано было, что фонарь подсвечивает столик. Есть инверсия. Два предлога. Все досказано в тексте,картинка надуманная.Если фонарь подсвечивает столик, то он находится где-то рядом, а храм на берегу, в отдалении и не может подсвечиваться этим же фонарем. Поводов для домысливания не вижу.КИГО нет.
2.Не хайку.
Оценка:
6+2, 5+2, 7 + 3, 9+3, 6+2, 8+3, 2+1=44+16 +5=60+5=65

7. Наталия Белоус
6)Кормушка мокнет
На ветке две синицы
Чистят пёрышки
*
- 5-7-5; прилагательных нет; два глагола; вероятно, идёт дождь, во время дождя птицы обычно прячутся,  как-то я не видела, чтобы они под дождём сидели на ветках, но, наверное, бывает и так,
хотя картинка не рисуется.
- 6(Ассоциации просматриваются, но всё-таки недостаточно чувства Напряжения между частями не возникает. Но лиричность пейзажной лирики присутствует) +2(киго отсутствует)
- 1-я – Прилагательных нет. Аллитерация есть, ассонансов нет. Есть природа, нет человека. Двучастность. Ассоциация просматривается, но не затрагивает чувства. Напряжения между частями не возникает. Нет домысливания.
2-я - Хайку с большим количеством нарушений – нет КИГО, инверсия, олицетворение, глаголы описательного характера – мокнет, чистят.
- всё об одном. Нет взаимодействия частей. Одна следует за другой. Весна или осень? Или зима, как сейчас при плюсовой температуре? Нет киго. Птицы под дождём? Обычно улетают куда-нибудь. Повествование, не более. Чувства жалости к птичкам? Но для них мороз страшнее, по-моему. Числительное в хайку не приветствуется. К чему такая подробность? А если рядом ещё одна птичка? Какая разница. Здесь это лишнее. Они же не воркуют... Подмоченная кормушка, чистящие пёрышки птички... Что хотел сказать автор? Наверное что-то хотел сказать...
- Лиричность и гармоничность есть, но нет послевкусия. КИГО не нашёл
- Киго осень, чувствуется незримое присутствие человека, картинка очень понравилась, звукозапись замечательная, есть напряжение между частями кормушка мокнет, а птички чистят пёрышки, то есть прихорашиваются, возникают ассоциации, что у природы нет плохой погоды и каждая погода хороша, даже если грустно - всегда улыбайся, после дождя обязательно выйдет солнце и т.п. Автору респект и мои поздравления!
- 1.Без прилагательных; предлог 1; двучастность; КИГО нет; Синички,перышки и кормушку жалко...Все об одном и том же.Нет взаимосвязи "природа-человек"
2.Не хайку.
Оценка:
6+3, 6+2, 4+2, 5+3, 5+3, 10+5, 2+1=38+19 +5=57+5=62

14)Фонтан отключен
Бегут по кругу дети
Вдоль чаши снега
*
- 5-7-5; прилагательных нет;
вместо три слова "по кругу" и "вдоль"  можно заменить одним - "вокруг"; нет взаимодействия между частями.  "фонтан отключён" - излишняя подробность, и так ясно, что зимой фонтаны не работают.
- 2( картинка слишком понятная, всё сказано, нет повода для домысливания. Все мосты достроены) +4
- 1-я – Прилагательных нет. Предлог один. Аллитерация есть, ассонанс на «о». Есть природа, и есть человек. Двучастность. Используется отглагольное причастие прошедшего времени, совершенного вида - «отключён». Ассоциация просматривается, но не затрагивают чувства. Напряжения между частями не возникает, пейзажной лирики нет. Нет взаимодействия между частями. Инверсия.
2-я - Хайку с небольшими недостатками по форме и жанру.
Пример: замки из снега -
дети и лабиринты
в чаше фонтана
- да, отключение, да ещё в прошедшем времени - лишнее. Вдоль - это движение вытянутости, линейности, а не круга. Поэтому конфликт действий - вдоль и по кругу. Но ассоциации возникают: детский смех вместо брызг фонтана. Здесь образ - находка. Прокрутить бы ещё...
фонтан под снегом
на бегающих детях
шапки набекрень
- Картинка узнаваемая, ассоциации есть. Смысловая неточность - по кругу + вдоль.
- Киго зима, два глагола, один из них прошедшего времени, метафора, картинка слишком простая, всё этим сказано.
- 1.Без прилагательных;аллитерация,ассонансы;1 предлог;глаголы в прошедшем и настоящем времени;двучастность; КИГО - снег; Понятно,что чаша засыпана снегом и зачем тогда уточнение,что фонтан отключен?Дети бегут по кругу - зачем писать в другой строке бегут ВДОЛЬ! чаши снега? Текст стилистически не продуман.Признаки хайку есть, но признать такой текст за хайковый нельзя. Попробуйте доработать.
2.Не хайку.
Оценка:
4+3, 2+4, 4+3, 6+3, 4+3, 4+3, 2+1=26+20 +5=46+5=51

 20)На тропе к пруду
Замерли два старичка
Утки в полынье
*
- 5-7-5; прилагательных нет; старички, вероятно, охотники - уток жалко; глагол в прошедшем времени.
 - 7 (Описываемая картинка понятна и прозрачна. Всё ясно и легко понятно, что хотел сказать автор. Но кроме этого, возникают новые ассоциации, затрагивающие чувства)+4
- 1-я – Прилагательных нет. Предлогов три – использовать можно предлоги, но не более двух. Аллитерация есть, нет ассонансов. Есть природа, и человек. Двучастность. Используется глагол описывающего характера, прошедшего времени, совершенного вида – «замерли». Ассоциация просматривается. Напряжения между частями не возникает, есть пейзажная лирика и затрагиваются чувства. Инверсия. Используется уменьшительно-ласкательное слово – «старичка».
2-я - Хайку с небольшими недостатками по форме и жанру.
- Не верю, чтобы старичков удивили утки. Если только они с ружьями, охотники. Замереть, чтобы не спугнуть, так они ещё только на пути к пруду, не дошли. Впереди в пруду утки. Что-то не складывается у меня, что хотел донести автор... Чувств нет. Глагол прош. времени, два предлога в строке - не очень красиво, да ещё и третий предлог.
- Тоже очень интересно, фонетической красоты чуть-чуть не хватило. В первой строке два предлога.-
- Киго зима, и почему старички замерли на тропе, а не у края пруда, чтобы разглядывать уток? Замерли - глагол в прошедшем времени. Картинка рисуется, но этим всё сказано.
- 1.Без прилагательных; аллитерация,ассонансы; двучастность; 3 предл.-многовато; лучше - два старика; КИГО - полынья - думаю это скорее осень,чем весна. Именно осенью откормившиеся утки не покидают полыньи, пока вода совсем не замерзнет, а весной они прилетают уже на открытую воду. Есть что домыслить про старичков и уточек: вот встретились два одиночества и не могут наговориться,забыв про уток в полынье, ожидающих на пруду своих кормильцев. Да мало ли от чего замерли старики: может не могут оторвать взора от яблони с пылающими от заморозков бусин-яблочек, которые так хочется попробовать,вспоминая голодное детство. Понравилось.
2.Хайку.
Оценка:
6+3, 7+4, 6+3, 4+3, 7+3, 4+4, 8+4=42+24 +5=66+5=71

8. Якушев Павел
7)ветер проносит
воробьёв и лист клёна
через весь парк
*
- 5-7-4; прилагательных нет; слово "весь" лишнее; читается одним предложением, хотя в начальных словах "ветер проносит воробьёв" есть некоторая двусмысленность; странно, что на весь парк один лист клёна, складывается впечатление, что воробьи сидят  на листке как на ковре-самолёте.
 - 2( картинка слишком понятная, всё сказано, нет повода для домысливания. Все мосты достроены.) +2(киго отсутствует)
- 1-я – Прилагательные есть: парк «какой» весь и лист «чей» клёна. Два предлога. Аллитерация есть, ассонансов нет. Есть природа, нет человека. Двучастность. Ассоциация просматривается. Напряжения между частями нет, присутствует пейзажная лирика. Нет домысливания. Всё завуалировано и не понятно. Приписывание неодушевлённым явлениям природы одушевлённых действий – «ветер проносит воробьёв и лист клёна» (пассажир проносит ручную кладь в самолёт).
2-я - Хайку с недостатками по форме и жанру.
- 1. Одночастность. Олицетворение. Лиричность пейзажной лирики есть, но недостаточно затрагивает чувства. Благозвучно, но нет гармонии звучания строк: 10010 + 0010110 + 0001. Оценка: 5
2. Замечания по жанру хайку. Оценка: 2
- Что-то уже проносилось у нас через весь парк... А, вспомнила, паутины. Теперь воробьи и лист. Кстати, воробьёв много, а лист один! Как это? Кто-то стоит и наблюдает: ага, дистанция пройдена! Весь - прилагательное и притом лишнее. Всё равно 4 слога в 3-ей строке. Ветер проносит - олицетворение. Одна часть вместо 2-х. Но киго есть, если считать один оторвавшийся лист - это осень. Скорее лето с ураганом. Аллитерация на "с", "в" - сквозное. И это хорошо!
- Киго осень, картинка нарисовалась, но всё сказано одним предложением, нет двухчастности и напряжения между частями и ассоциации на нуле. И ветер не проносит, он дует, а проносятся листья и воробьи мимо деревьев в парке или над деревьями. Весь-  лишнее слово.
- 1.Без прилагательных; аллитерация(р); написано в одно предложение; воробьев не надо носить-проносить - они сами летают!Нет взаимосвязи "природа-человек". КИГО нет. Негармоничное троестрочие!
2.Не хайку.
Оценка:
5+2,2+2, 4+3, 5 + 2, 4+2, 3+3, 2+1=25+15 -5=40-5=35

15)зонты в панике
заламывают спицы
в городе метель
*
- 5-7-5; прилагательных нет; первая строка - олицетворение, вторая строка - спорная, зонты не могут сами себе заламывать спицы - это делает ветер; нет взаимодействия.
 - 7 ( Игра образов в хайку, благодаря присутствия единой, неразделимой связи природы и человека раскрывается её неповторимость и затрагиваются чувства. Хайку весьма цельно и легко воспринимается. Передается настроение.) + 3( два одинаковых предлога,)
- 1-я – Прилагательных нет. Предлог два и они одинаковые – это нарушение. Аллитераций и ассонансов нет. Есть природа, и есть человек. Двучастность. Инверсия. Присутствует мнение автора - «в городе метель». Ассоциация просматривается, но не затрагивают чувства. Напряжения между частями не возникает, пейзажная лирика отсутствует. Одушевление неодушевлённых явленияй природы – паника у зонтов, спицы зонты сами себе заламывают – это может делать только ветер.
2-я - Большое количество нарушений жанра хайку.
- 1. Олицетворение. Использование двух предлогов «в». Настроение передаётся: спасибо синоптикам, метель вместо дождя )). Оценка: 8
2. Замечание по жанру хайку. Оценка: 4
- как могут быть зонты в панике?!!! Метель и зонты - оксюморон. 3-я строка поясняет первые две. Этого не должно быть. Самостоятельные две части должны взаимодействовать друг с другом. Олицетворения сплошные. Город - слишком большое понятие для картинки хайку, даже если город - одна улица. Как охватить взглядом?
-  Киго зима, олицетворение, автор заставил улыбнуться - это плюс!
- 1.Без прилагательных; 2 одинаковых предлога; двучастность;КИГО - нет ясности - то ли зима теплая с неожиданной метелью,то ли осень-весна раз ждали дождя и запаслись зонтами? Олицетворение- "зонты в панике заламывают"; паника - невещественное существительное.В хайку не принято прямо называть эмоцию. Картинка понятна,есть взаимодействие человека и природных сил.
2. Не хайку.
Оценка:
4+2, 7+3, 4+2, 8 + 4, 4+2, 7+3, 2+1=36+17 +5=53+5=58

21) распахнул двери
выпустил чуть-чуть тепла
не мой троллейбус
*
- 5-7-5; прилагательных нет; два глагола в прошедшем времени, от имени автора, "не" в хайку не приветствуется, но в целом чем-то нравится.
 - 5( Ассоциации просматриваются, но всё-таки недостаточно чувства Напряжения между частями не возникает).+3( не поняла время года... поздняя осень, зима или ранняя весна)
- 1-я – Прилагательные есть – тролейбус «чей» не мой. Необходимо обойтись и без него. Предлогов нет. Аллитерация есть, нет ассонансов. Нет природы, но есть человек. Двучастность – присутствует разночтения 1-2, 2-3.. Используется два глагола прошедшего времени, совершенного вида - «выпустил» и «распахнул», Ассоциация просматривается, но не затрагивают чувства. Напряжения между частями не возникает, пейзажной лирики нет. Присутствует отрицание. Больше похоже на сенрю - это фотография, а не картина.- мысли вслух. Нет КИГО.
2-я - Хайку с видимыми большим количеством нарушений.
- 1. Понравилось. Стихотворение воспринимается, как одночастное. Нет киго, использованы глаголы прошедшего времени, прилагательное. Оценка: 6
2. Замечания по жанру хайку. Оценка: 2
- вау! Шикарный образ! Ассонансы на "у"! Омофоны "не мой" - "немой" Класс! Высший пилотаж! Жаль, не хайку, а чистое сенрю! Два прошедших глагола, нет сезонов. Тепло - невещественное. Олицетворение. Чуть-чуть оценка...
- Киго, вероятно, зима. Мысли вслух самого автора в хайку не приветствуются, но автору удалось выразить таким образом эмоции, и мне они близки, наверное, каждый из на сталкивался с такой ситуацией, и не раз.
- 1. Без прилагательных;аллитерация,ассонансы;отрицание и местоимение не приветствуются в хайку.Можно поправить,заменив"не мой" на "в парк"- исчезнет написание в одно предложение и появится двучастность.КИГО нет. Понравилось,осталось послечувствование, но стих сэнрюшный на мой взгляд.
2.Не хайку;
Оценка:
8+2,5+3, 3+2, 6 + 2, 6+1, 8+3, 5+1=41+14 +5-5=55


ИТОГИ 17 КОНКУРСА "Вещественность в хайку":

1-е место:   №9 - 90 баллов  ( Янковская Татьяна)

2-е место:   №18 - 82 балла (Арина Шик)
            
3-е место:   №16 - 80 баллов  (Янковская Татьяна)
            
4-е место:   №19 - 78 баллов (Лидия Булатова)      

Итак, насладимся ещё раз. Вот наше достижение в этом конкурсе:

1-Е МЕСТО
9)   сборщица чая
 отдыхает средь листьев
    персики в цвету

2-Е МЕСТО
8) следы на крыльце
  заметаются снегом
   листок под дверью

3-Е МЕСТО
16)  по глади пруда
  тихо бежит водомерка
    чай на рассвете

4-Е МЕСТО
19) зигзагом на снегу
  следы первопроходцев
    кочаны хрустят

Поздравляем наших призёров! Баллы переведены! Выражаем Янковской Татьяне за пожертвование баллов на развитие конкурса! Спасибо всем за прекрасную работу! Большая просьба, высказать своё мнение - чей обзор был более содержательный.
Поступило мнение, что обзор Арины Шик понравился - поэтому автор получает за обзор 200 балов!

 1337 17.12.2017 21:50 Перевод автору Шик Арина -306
1336 17.12.2017 21:50 Перевод автору Лидия Булатова-Иванова -102
1379 04.01.2018 22:54 Перевод автору Шик Арина -204

До скорой новой встречи!

С вами Татьяна Игнатова.


Рецензии
Всех поздравляю с завершением прекрасного конкурса!
Было предложено описать свои хайку... Всё вроде сказали.
Ну, хорошо, скажу открыто и прямо о своих. Кстати, у меня публикуются они в одном, три в одном, по теме и настроению: "Ветреные хайку" http://www.stihi.ru/2017/12/16/11628 (Буду рада отзывам и к Вам зайду!)

---------------
Согласно сезону - ветер. Его старалась передать, не называя это вещественное понятие.
1) дом у пристани -
расходятся кругами
лодка и листья
*
Ничего не буду менять. Представьте ветер качает лодки, а значит круги по воде. И хоть лодки привязаны, они норовят развернуться в бок и пойти по кругу, а не прямо. Такое наблюдала, когда пыталась в неё сесть, а лодка качалась, разворачивалась и выскальзывала. Киго - листья. Значит рядом дерево сбрасывает обильно листву, ива или другое. А когда деревья сбрасывают листья и ветер дует, раскачивая всё и вся? Осень.
Итак. Ассоциации мои: ветер перемен возвращает всё на круги свои. И сезонные явления и человеческие циклы - всё взаимодействует, и даже привязанное, как лодка, к своему отчему дому, расходится, отрывается со временем, но возвращается так или иначе в воспоминаниях, а иногда буквально. Эта хайку писалось с чувством и смыслом. Не пустое.

8) следы на крыльце
заметаются снегом
листок под дверью
*
А вот эта хайку написана технически, согласно наработанному опыту, как надо писать. И подействовало. Потому что мало к чему можно было придраться. Написала для конкурса третьим номером. Ничего особенного.

17) хлопок на окне
притрушивает снегом
половик в доме
*
А здесь, эффект неожиданности, как хлопок. Хлоп! - и свежий воздух с метелью врываются в домашний уют. Да, играла на омоформах, считаю найденное находкой. Притрушиваться может и половичок в доме из распахнутой форточки при сильной метели, и хлопковые затычки в рамах, и хлопковые занавески. Один образ тянет за собой другой, объясняя и добавляя детали. Считаю эту недооценённую на конкурсе хайку - находкой. Пришла идея ночью. Не давало заснуть. Перекрутила полностью все варианты, вплоть до хлопкового половичка - половичка из хлопка. Очень интересно было работать. Один атвор на Стихи.ру сообщил в личку, что омоформы нельзя ставить вначале, надо в середине хайку, во второй строке. Я пробовала, признаюсь и так и эдак, но не получилось.

Всем спасибо за Ваш мнения. Это очень важно! Одно - то, что мы считаем, а другое - то, что со стороны. Очень важно учитывать!

Всем удачи!

Шик Арина   18.12.2017 00:10     Заявить о нарушении
Елена, насчёт возвратных глаголов что-то я упустила в теории хайку... где бы почитать?

Шик Арина   18.12.2017 13:33   Заявить о нарушении
Татьяна, добрый вечер!!! Хотелось бы услышать почему возвратные глаголы не следует использовать в хайку...слышать слышала, а почему не помню...потеря памяти (что поделаешь...возраст...шучу)

Янковская Татьяна 2   18.12.2017 14:07   Заявить о нарушении
Добрый день!
Так как вопрос был направлен и к ведущей, предполагаю, что речь идёт о правилах русского языка. Возвратный глагол имеет направленное действие на сам объект за счёт прибавки -сь, -ся. (одевается, умываться, копаясь)
В рассмотренном выше примере при использовании возвратного глагола "заметаются":
следы на крыльце
заметаются снегом
листок под дверью
*
видимо, напрашивается прочтение, что следы сами себя заметают снегом, что некорректно. Следы заметает снегом. Следы заметены снегом. Переходная форма глагола "заметает" означает переход действия с одного объекта на другой. При возвратной форме глагола, этого не происходит. Действие остаётся на самом объекте, относится к нему, как-будто сами следы себя заметают. И ещё...

ИЗ ТЕОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА:
"Представление о форманте -ся как выражающем исключительно направленность действия субъекта на самого себя весьма распространено среди носителей языка, однако оно не соответствует действительности. Собственно-возвратное значение, т. е. обозначение действия, направленного на себя (бриться – брить себя, одеваться – одевать себя, причесываться – причесывать себя, сдерживаться – сдерживать себя), – это только одно из значений, выражаемых возвратными глаголами с постфиксом -ся. Помимо этого значения можно выделить еще несколько; академическая «Русская грамматика» 1980 года выделяет еще 6 лексико-грамматических разрядов таких глаголов:

1) Глаголы взаимно-возвратного значения, выражающие взаимное (совместное, направленное друг на друга) действие нескольких субъектов: целоваться, обниматься (целовать, обнимать друг друга), встречаться, видеться, мириться, ссориться, шептаться;
2) глаголы косвенно-возвратного значения, называющие действие, совершаемое субъектом в своих интересах; это значит, что субъект совершает действие для себя самого, но ни в самом глаголе, ни в его синтаксических связях это значение специально не выражается. Таковы глаголы прибираться, укладываться, строиться, построиться, запасаться, устраиваться;
3) глаголы активно-безобъектного значения, называющие (как правило, в формах наст. вр.) действие как постоянное и характерное свойство субъекта, его отличительную черту: крапива жжется, корова бодается, собака кусается, кошки царапаются;
4) глаголы характеризующе-качественного значения, называющие (при тех же условиях, что и в предыдущем пункте) действие как характерную для субъекта склонность или способность подвергаться какому-либо воздействию: нитки плохие, рвутся; машина хорошо заводится; фарфор легко бьется; кофе плохо растворяется. Подлежащим при таких глаголах выражается субъект – носитель свойства, характерного признака;
5) глаголы общевозвратного значения, называющие действие, замкнутое в сфере субъекта как его состояние: сердиться, тревожиться, удивляться, радоваться, томиться, пугаться, беспокоиться, веселиться, печалиться, конфузиться;
6) побочно-возвратные глаголы, называющие действие как соприкосновение с объектом, причем объект своим наличием как бы стимулирует, порождает само это действие, делает его возможным: держаться за перила, взяться за ручку двери, цепляться за руку, стукнуться, удариться, ушибиться об угол, тереться о забор."
=====================================

Что либо об употреблении возвратных глаголах в теории Хайку мною не найдено. Видимо, речь идёт о правилах и специфики исключительно русского языка. Пишем по-русски, грамотно выражая мысль.

Клуб Золотое Сечение   18.12.2017 14:55   Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна за подробный ответ...об я и думала...повторение мать-учения

Янковская Татьяна 2   18.12.2017 15:27   Заявить о нарушении
об этом я и думала...но повторение мать-учения

Янковская Татьяна 2   18.12.2017 16:14   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Татьяна и все участники конкурса!
Поздравляю победителей и всех благодарю за ваши замечания.
К своим работам отношусь весьма скептически, размещаю их на своей странице, как пейзажную лирику. В моих работах мне не хватает философской составляющей, да и других недостатков полно.
Со многими замечаниями к моим работам я согласна, но особенно близок мне анализ Арины Шик. Единственное, что меня удивило в этот раз, так это то, что двух старичков сочли за охотников, потому что я описываю обычно либо наш сад, либо сад юннатов, где охотников на уток не может быть априори. Что ж, таково «мастерство» автора ((
Всего самого доброго вам всем! С уважением, Наталия.

Наталия Белоус   19.12.2017 08:22   Заявить о нарушении
Наталия, а как иначе насчёт первопроходцев? На лыжах по снегу. Другого даже на ум не пришло...

Шик Арина   19.12.2017 16:15   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Арина. Не поняла вашего вопроса, о чём он?
Отвечу завтра. С уважением, Наталия.

Наталия Белоус   19.12.2017 17:26   Заявить о нарушении
Арина, наверно, ваш вопрос не ко мне?
На всякий случай поясню своё голосование. Мне понравилось слово «первопроходцы», в нём много возможностей для восприятия картины. Изначально мне представилось, что это люди пришли убрать капусту, но ночью выпал первый снег. Затем подумалось о зайцах. И это хорошо, что возможна многовариантность. Однако, сомнительно, что лыжники ходят зигзагами. Скорее, они обогнут поле. Впрочем, всё может быть.
Всего доброго вам. С уважением, Наталия.

Наталия Белоус   20.12.2017 06:18   Заявить о нарушении
А я представила первопроходцев в лесу. Прелставляете, лыжни нет, а ты всякие палки и сучки натыкаешься. Прониклась впечатлением. Кочаны не вписались, только как сравнение. А до этого... Это был не вопрос, а просто своё мнение.

Шик Арина   20.12.2017 11:44   Заявить о нарушении
Понятно, поэтому у вас и возник вопрос – где кочаны? и картинка не сложилась.
Задумалась над новым заданием, и пока что мне кажется, что предложенную тему трудно нарисовать без предлогов, прилагательных и наречий.
Удачи вам. С уважением, Наталия.

Наталия Белоус   20.12.2017 13:11   Заявить о нарушении
Высокую планку можно немного опустить... новый конкурс - пишем без наречий! Остальное, как получится. Главное, было бы что написать. Всем искромётных находок!

Шик Арина   20.12.2017 16:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.