Кажись
А меня, однако, увела
Из покоя в проклятые дали,
Где отрада душеньке мала.
Спал ли я, когда твоею сказкой
Поднят был на острия страстей?
Приговор твой мне казался лаской,
Хоть и под присмотрами чертей.
Наведьмачила во сне без меры,
В душу яду капнув от щедрот.
Странно жить меж камушками веры
На болоте, где неведом брод.
Что во мне от сна, а что от яви,
Сам не знаю... крепок ведьмин взвар.
Глаз вороний видит, что корявей
Из соблазнов... ворон скажет "Кар".
И пойди пойми его науку:
То ли глуп я, тол ль не смел, то ль слаб.
Посмеяться можно над докукой
Вырваться у нечисти из лап.
В кабале влечения дебоши:
Страсти не поделят мир и лад.
Я тобою в это рабство брошен...
На потребу дьявольских услад.
Криво, косо да не по закону,
На приличный, правый, трезвый взгляд
Ставить на кону страстей икону.
Я, кажись, поставил. На кой ляд?
16.12.2017
Краткий анализ стихотворения
Тема
Внутренний конфликт лирического героя, охваченного страстью и колдовской силой возлюбленной. Противостояние разума и чувства, реальности и наваждения.
Основная мысль
Страсть, подобная ведьмовскому наваждению, лишает героя воли и здравого смысла, ввергая его в мир хаоса и сомнений. Он осознаёт пагубность чувства, но не в силах ему противостоять.
Композиция
Стихотворение выстроено как монолог;исповедь из 6 строф. Развитие мысли:
1;я строфа — начало «колдовства», уход из привычного мира;
2–3;я строфы — описание воздействия «ведьминской» силы;
4–5;я строфы — смятение героя, размытость границ реальности;
6;я строфа — признание поражения, риторический вопрос о смысле происходящего.
Тип речи
Рассуждение с элементами повествования (рефлексия героя о пережитом).
Стиль речи
Художественный, с ярко выраженной поэтической образностью. Смешение разговорных («на кой ляд») и архаично;поэтических («душеньке», «щедрот») элементов создаёт особый колорит.
Средства связи предложений
лексические повторы («ведьмин», «страсти», «колдовские» мотивы);
местоимения («я», «ты», «мне»);
риторические вопросы и восклицания;
синтаксический параллелизм («Криво, косо да не по закону…»).
Средства выразительности
метафоры: «поднят был на острия страстей», «в душу яду капнув», «ведьмин взвар»;
эпитеты: «проклятые дали», «вороний глаз», «дьявольские услады»;
олицетворение: «ворон скажет „Кар“»;
антитезы: «сон — явь», «мир — лад»;
архаизмы и просторечия: «душеньке», «наведьмачила», «на кой ляд»;
звукопись (аллитерация на «к», «р» создаёт тревожную интонацию: «криво, косо», «кар», «кабале»).
Вывод
Стихотворение строится на контрастах: рациональное vs иррациональное, свобода vs рабство, реальность vs наваждение. Через богатую образность и смешение стилей автор передаёт мучительное состояние героя, попавшего в плен страсти, которая воспринимается как колдовское воздействие. Финал остаётся открытым — герой осознаёт абсурдность своего положения, но не находит выхода.
Свидетельство о публикации №117121610040