Высокая звезда Ведерникова

   Бывшего главного инженера ОАО "Тяжмаш" Бориса Николаевича Ведерникова с полным основанием можно считать живой легендой. Лучшие его годы связаны с деятельностью этого коллектива, где он по существу с нуля начинал оборонку, осваивал производство изделий для атомной энергетики и космоса.
   А стартовой площадкой для будущего инженера высшей категории стал городок Бузулук, по своему географическому положению тяготеющий больше не к Оренбургской, а к нашей области. Здесь Ведерников с серебряной медалью закончил школу и для продолжения образования уехал отсюда в Куйбышев, где поступил в авиационный институт. Именно эта альма-матер и дала ему большую путёвку в жизнь. По распределению в 1960 году попал на авиазавод, где должен был окунуться в производство и набраться в нём достаточного опыта, поварившись в рабочем котле. Поэтому Борис Николаевич не миновал должностей мастера и старшего мастера, прежде чем стал специалистом-инженером.
   К тому времени он жил вместе с женой в посёлке Управленческом. Но болезнь жены заставила его переехать в Сызрань, где, хотя и не сразу, но нашлась-таки достойная точка приложения его сил в СКБ-2 "Тяжмаша", нацеленная на разработку оборудования стартового комплекса ракет. Здесь Борис Николаевич сразу же проявил присущие ему самостоятельность в принятии решений, честолюбие и твёрдость характера, что не расходилось у него с интересами дела. Всё это и помогло ему уже в 27 лет занять должность начальника отдела внешних работ, главной задачей которого стал монтаж спецтехники на космодромах и других объектах.
   Был причастен Ведерников и к работе над проектом русского "Аполлона", а иначе говоря, к созданию тяжёлой ракеты-носителя для полёта космонавтов на Луну. Хотя проект и был закрыт, к оборудованию, созданному тяжмашевцами, претензий не было. И поныне на космодромах Байконур и Плесецк значительная часть его используется при запусках ракет.
   Крупными вехами в славной истории тяжмашевцев стали сооружённые с их помощью знаменитые радиотелескопы РАТАН-600 в станице Зеленчукской и РТФ-32 в Ленинградской области. Достаточно сказать, что в отдельные годы заводчанами производилось до 45 тысяч тонн металлоконструкций.
   Постоянно расширялся не только круг обязанностей Бориса Николаевича, ставшего в 1972 году заместителем, а в 1982 - главным инженером, но и круг знакомств с крупными учёными страны. То же происходило и с другими работниками завода. Так, в процессе работы по РАТАН-600 с ведущим специалистом проекта Андреем Филькенштейном познакомился бывший технолог цеха №3 Евгений Николаев, ставший позднее едва ли не правой рукой этого учёного.
   Филькенштейн был и главным идеологом проекта комплекса Квазар-КВО.
   Борису Николаевичу доводилось не только неоднократно общаться с Филькенштейном, но и вместе с ним выступать в Ленинграде перед большой аудиторией академиков и оборонщиков. Учёному - как главному идеологу проекта, а Ведерникову - как его главному исполнителю. И надо отдать должное сызранским конструкторам, инженерам, рабочим, воплотившим в конечном итоге этот проект в жизнь.
   Есть вклад Ведерникова и в осуществление другого масштабного проекта - "Энергия-Буран". В частности, в создание блока, являющегося промежуточным звеном между стартовым сооружением и летательным аппаратом. Из-за сложности технических решений и трудности их воплощения в жизнь этот блок был включён в состав лётной части проекта, хотя непосредственно в полёте и не участвовал. Нередко в случаях заминки с проектом из-за не зависящих от завода причин Ведерникову приходилось, принимая на себя груз ответственности, спорить с признанными авторитетами и до конца отстаивать свою точку зрения на причины неудач. Так было, например, и при изготовлении одной из конструкций "Бурана". Дело не продвигалось: при её сварке не удавалось обеспечить нужную прочность. Больших трудов стоило Борису Николаевичу на одном из совещаний на Байконуре, куда собрались большие чины министерства общего машиностроения: генералы и директора крупных предприятий, работающих на космос и оборонку, доказать, что всё дело в неудачно подобранной разработчиками марке стали. И оказался прав.
   Были и благодарности. В том числе от Министра министерства общего машиностроения Сергея Александровича Афанасьева, и премии, и правительственные награды - медаль "За трудовую доблесть" и орден Трудового Красного Знамени. Всё это за спецтехнику.
   Но не в погоне за рублём или наградами вершил своё дело главный специалист завода, не щадя своих сил, времени и таланта. За успешный ход работ старались поощрить в первую очередь коллективы цехов и отделов.
   Уже выйдя на пенсию, Ведерников не теряет связи с родным заводом, его специалистами, руководителями и простыми рабочими, особенно из числа мастеров экстра-класса. Многие из них охотно пользуются его советами в затруднительных случаях, опираются на его авторитет и поддержку, касается ли дело производственных, или же чисто житейских проблем. Словом, не закатилась высокая звезда Ведерникова. Его знают и уважают на предприятии.
 
                В.ХАРИТОНОВ.

   Газета "Машиностроитель" №39-41(3420-3422) за 26 сентября 2001 года. Номер посвящён 60-летию "Тяжмаша". Разворот под рубрикой "Твои люди, завод".


Рецензии