О внешнем музыкальном слухе

* * *

1. Единственный неизменный параметр, который однозначно определяет высоту звучания
ноты и её название в нашем музыкальном звукоряде – это частота колебаний источника
звука. Обертоны или призвуки, формирующие тембр или окраску звука, мы пока не
рассматриваем. С физической точки зрения, нота "Ля" первой октавы однозначно
определяется частотой колебаний 440 Гц.

2. Скорость распространения звука в разных средах (твёрдых, жидких и газообразных)
различна, поэтому длина волны L, определяемая по формуле L=v/f (где v – скорость
звука в данной среде, f – частота колебаний источника звука), в разных средах тоже
различна. Поэтому для определения высоты музыкального звука лучше пользоваться его
неизменным параметром – частотой.

4. Зная, что скорость звука в воздухе (при 20 °С и 760 мм рт. ст.) составляет примерно
331,46 м/с метров секунду, получим длину волны L=331,46 (м/с) / 440 (Гц) ~ 0,75 м = 75 см.
Длина волны – это расстояние между двумя соседними пиками или гребнями волн.

5. Абсолютный музыкальный слух – это способность людей распознавать высоту музыкальных
звуков без камертона. Другими словами, они ПОМНЯТ высоту звучания ноты "Ля=440 Гц"
и других нот. Это позволяет им петь песни в оригинальных тональностях, не выше и не
ниже, не прибегая к помощи камертона, задающего фиксированное звуковысотное
НАЧАЛО КООРДИНАТ – тонику, основной опорный тон. Точно так же, мы никогда не путаем
красный цвет с зелёным, обладая аналогом абсолютного слуха в области цветового зрения.

6. Большинство людей не обладает абсолютным музыкальным слухом. Они выбирают
произвольное, но фиксированное (!) звуковысотное НАЧАЛО КООРДИНАТ (тонику), и опираясь
на него, правильно воспроизводят известные им мелодии в избранной ими тональности.
Всё, что для этого нужно – постоянно помнить (слышать, ощущать) тонику, опорный звук.
Их можно сравнить с бегунами, которые постоянно помнят о высоте беговой дорожки, даже
в те моменты, когда они зависают над ней.

7. Если тоника "плавающая", не фиксированная, то певец уподобляется птице, высота
"беговой дорожки" которой во время полёта постоянно меняется. Со стороны такое пение
воспринимается, как искажённое, хотя его можно трактовать, как политональное. От
этого недостатка легко избавиться, приучив себя постоянно слышать тонику, постоянно
опираться на неё, не позволяя себе вспорхнуть с фиксированной по высоте "беговой
дорожки" избранной тональности.

8. Очень часто люди с хорошим внутренним музыкальным слухом, не обладают им снаружи.
Они с безукоризненной точностью воспроизводят любые мелодии и сложные композиции
внутри себя, но не всегда могут воспроизвести их голосом. Это поправимо! Тот, кто умеет
хорошо танцевать внутри, путём упражнений и тренировок обязательно выведет свои способности
наружу. Связь между внутренним и внешним слухом можно тренировать и развивать, вплоть до
обретения абсолютного музыкального слуха.

9. Серебристое звучание тишины является естественным камертоном, постоянно звучащим
на ноте "соль-бемоль" от пятой октавы и выше. По нему можно успешно настраивать
музыкальные инструменты. Все, кто хоть раз слышал музыкальное звучание тишины,
напоминающее гитарный флажолет, флейту и комариный писк, потенциально обладают
абсолютным музыкальный слухом.

(2017)


Рецензии
Чрезвычайно ёмкое и многогранное раскрытие темы! Возможно ли предположить, что абсолютный музыкальный слух - это абсолютная, если можно так сказать, память? И для развития абсолютного слуха, параллельно с тренировкой связи между внутренним и внешним слухом, необходима тренировка памяти?

Ирина Пекная   18.12.2017 09:03     Заявить о нарушении
Согласен, Ирина! Память и слух взаимосвязаны. Слушая музыку, развиваем память.
Развивая память, задействуем внутренний слух. В общем случае, КАК СПОСОБ
ВОСПРИЯТИЯ, он простирается на весь доступный человеку диапазон частот
волновых процессов. Зрение - продолжение слуха в оптическом диапазоне,
а мышление - продолжение зрения в ментальном диапазоне частот.

Если предположить, что органы чувств появляются не одновременно, а
последовательно, от более грубых (низкочастотных) к более утончённым
(высокочастотным), то понятно, как возникает каждый следующий орган чувств.

Расположим их по порядку: тактильное восприятие, вкус, обоняние, слух, зрение.
Напряжённое "вщупывание" во внешний мир при отсутствии тактильных раздажителей
привело к появлению вкуса. Напряжённые попытки распробовать вкус недоступного
источника вкуса привело к появлению обоняния. А дальше (внимание!) - напряжённое
внюхивание во внешний мир при отсутствии запахов привело к появлению слуха.

Соответственно, напряжённое вслушивание в тишину привело к появлению зрения.
А напряжённое всматривание в темноту привело к появлению мышления, которое
является продолжением физического зрения, что подтверждается невозможностью
мыслить без одновременного создания зрительных образов.

Можно предположить, что напряжённое вдумывание (при полном отсутствии мыслей)
ведёт к появлению следующего органа чувств, который здесь можно условно назвать
интуицией - способностью воспринимать объекты, о которых нет никакой информации.
Это очень напоминает переход от вкуса к обонянию, когда нет возможности съесть
цветок, но можно внимать его аромату издалека.

Поэтому каждый орган чувств можно сравнивать с любым другим. Например, слух - это
зрение в акустическом диапазоне, а зрение - это слух в оптическом диапазоне, и
т.д. Видимо, из этой мысли возникло (принятое у кришнаитов) поверие о том, что
все органы чувств персонифицированного Всевышнего настолько совершенны, что они
взаимозаменямы.

Я бы выразился иначе - у Него вообще нет деления на органы чувств, возникающего
вследствие ограниченных возможностей ограниченных тел. Он воспринимает все
частоты безграничным телом Вселенной, которая является Его безличностной
ипостасью. Другими словами, "клавиатура рояля" Его органов чувств простирается
из минус бесконечности в плюс бесконечность, тогда как нам на ней доступны лишь
несколько пять-семь клавиш.

Если эта модель верна, то лечить органы чувств можно, пытаясь воссоздать их тем
же способом, которым они возникали, с опорой на предшествующий орган чувств. Это
значит, что внюхивание в тончайшие ароматы на грани их исчезновения укрепляет и
развивает слух. А зрение улучшается от напряжённого вслушивания в тишину.
Благодаря её серебристому, нежному, торжественному и ликующему звучанию это
совсем не скучно.

Василий Слынько   18.12.2017 17:15   Заявить о нарушении