Кто сказал...

Кто сказал:" Улыбка в пустоту -
Это написание стихов"?
Строки, что подарены листу,
Откровенье, без обиняков.
Кто сказал:"Чеширского кота
Видеть никому не довелось"?
Разве улыбнулась пустота
Из пространства за него? Вопрос...
Жизнь - прыжок с небесного моста
В бездну проб, ошибок и грехов.
За улыбкой видевший кота
Был к ответной, попросту, готов.
Улыбаться в пустоту? Зачем?
И чеширский кот совсем не глуп:
Ведь никто-никто не знает где
Тот, что славится улыбкой губ.
Что его невидимость таит?
Каждый сам найдёт себе ответ.
Кот своей улыбкою мастит.
Это не пустое. Это свет.
Пустота - ничто. И даже хлам
Ей не нужен, как букашке фрак.
А стихи писать, скажу я вам,
Значит, улыбаться просто так.
Не для прока и не для похвал,
Не для рангов, почестей, чинов...
Важно, чтобы сам себе не врал.
В остальном стихами мир не нов.
Грустно ли, задорно иль смешно
Пишется - придут хула и лесть.
В жизни квоты не отведено
На улыбки. У людей, лишь, есть.

11.12.2017

Краткий анализ произведения

Тема: творчество как искренний внутренний акт, сопоставленный с образом Чеширского кота из «Алисы в Стране чудес».
Основная мысль: писать стихи — значит открыто выражать себя («улыбаться в пустоту»), не ради признания или наград, а ради внутренней правды. Творчество сравнивается с загадочной улыбкой Чеширского кота — невидимого, но ощутимого.
Стиль речи: художественный (поэтический).
Тип речи: рассуждение с элементами метафорического повествования.
Композиция:
зачин — вопрос об источнике цитаты про «улыбку в пустоту»;
развитие — параллель между поэзией и улыбкой Чеширского кота;
кульминация — утверждение, что творчество — это «свет», а не «пустота»;
развязка — вывод о ценности искренности в творчестве.
Средства связи:
анафоры («Кто сказал…», «Разве…», «Ведь…»);
риторические вопросы;
лексические повторы («улыбка», «пустота», «кот»);
параллелизмы («Не для прока… Не для рангов…»).
Средства выразительности:
метафоры: «жизнь — прыжок с небесного моста», «кот своей улыбкою мастит», «это свет»;
сравнения: сопоставление поэзии с улыбкой Чеширского кота;
олицетворение: «пустота… не нужна, как букашке фрак»;
антитезы: «пустота — свет», «никто не знает — каждый сам найдёт»;
эпитеты: «небесный мост», «задорный» (тон письма);
аллюзия: отсылка к Чеширскому коту из произведения Л. Кэрролла.
Размер и рифма:
свободный стихотворный ритм с чередованием строк разной длины;
перекрёстная и смешанная рифмовка (АБАБ, АВВА и др.);
рифмы преимущественно точные и ассонансные.
Идея финала: творчество ценно как акт искренности («важно, чтобы сам себе не врал»), а не как средство достижения внешнего успеха. Улыбка в пустоту — это не бессмыслица, а свет внутреннего высказывания.


Рецензии