Приходите на чай

За окном толчея.
Всё спешат незнакомые люди.
Лица в масках, улыбки запрятаны
Под суетой.
Я сегодня ничья...
Не прибудет ничто, не убудет.
Словно, краскою серой, запятнана
Пустотой.

Приходите на чай.
Приносите улыбки и радость.
Поделитесь со мною пожалуйста.
Будьте добры.
Может быть, невзначай
У меня где-то счастье осталось?
Нам на всех хватит толики... малости
От хандры.

Будем петь за столом.
Может быть даже грустные песни,
Но сольются в единой мелодии
Чувств ручейки.
За оконным стеклом
Станет миру вокруг интересней
Нашей жизни расхристанный подиум
Вдоль тоски.

08.12.2017

Краткий анализ стихотворения
Тема
Одиночество и поиск человеческого тепла в суетливом, обезличенном мире; стремление преодолеть внутреннюю пустоту через общение и совместное переживание.
Основная мысль
Даже в состоянии отчуждения и хандры можно найти радость и смысл — если разделить чувства с другими людьми. Совместное переживание (пение, беседа) способно преобразить реальность, сделать её «интересней».
Композиция
Первая часть (1–8 строки) — описание внутреннего состояния лирического героя: одиночество, пустота, серая монотонность жизни.
Вторая часть (9–16 строки) — призыв к общению, надежда на обретение счастья через совместное переживание.
Третья часть (17–24 строки) — образ общего действия (пение), которое преображает мир за окном.
Композиция построена на контрасте: от замкнутости — к открытости, от пустоты — к наполнению.
Тип речи
Лирическое размышление с элементами призыва (обращения «Приходите…», «Будьте добры»).
Стиль речи
Художественный, поэтический. Характерны метафоричность, эмоциональная насыщенность, использование образных средств.
Средства связи предложений
Лексические повторы: «счастье», «радость», «пустота», «хандра».
Местоимения: «я», «мне», «нас», «нашей».
Синтаксический параллелизм: «Приходите… Приносите… Поделитесь…».
Анафора: «Может быть…» (повтор в разных строфах).
Контрастные образы: «за окном толчея» — «за оконным стеклом станет миру интересней».
Средства выразительности
Метафоры: «краскою серой, запятнана пустотой», «чувств ручейки», «жизни расхристанный подиум».
Эпитеты: «расхристанный подиум», «грустные песни».
Олицетворение: «миру станет интересней».
Антитеза: суета внешнего мира vs. стремление к теплому общению; пустота vs. наполненность.
Инверсия: «Не прибудет ничто, не убудет», «сольются в единой мелодии».
Уменьшительно;ласкательная форма: «толики… малости» — подчёркивает скромность просьбы, нежность тона.
Символика масок: знак скрытости, отчуждения современного человека.
Общий тон — меланхоличный, но с надеждой на преображение. Стихотворение передаёт переход от одиночества к желанию соединиться с другими, от серой рутины — к музыке и свету общего переживания.


Рецензии