Попробуйте

Взялись оценивать поэта,
По строкам топая со злом?
И тут "не то", и там - "не это",
"Не вкусно", "не под тем углом",
Взяв на себя "мерила" право,
И чувства меры нужно брать.
Желающих судить - орава,
А осуждать, ей Богу, рать.
 
Оценка всяка - субъективна.
В ней непредвзятости на грош.
А в основном - снобизма тина,
Да на неуёмность на "трёшь-мнёшь".
И самомнений паутина
Предвосхищает "кто - кого",
Стихи при этом, всё едино,
Не проиграют ничего.
 
Когда призыв к поэтам жарко
Звучит, поэзию любя,
Так станьте для неё подарком:
Начните не с других... с себя.
Когда же истинного света
Вы ищите в словах строки:
Не след оценивать поэта,
Попробуйте ценить стихи.
 
 
07.12.2017


Краткий анализ стихотворения
Тема: критика необъективного судейства в поэзии, призыв к осознанному и бережному отношению к творчеству.
Основная мысль: любая оценка творчества субъективна и часто продиктована снобизмом или желанием самоутвердиться; вместо осуждения нужно учиться ценить поэзию, начиная с работы над собой.
Стиль речи: художественный с элементами публицистического (прямое обращение к читателю, риторические приёмы, морально;этическая проблематика).
Тип речи: рассуждение с элементами повествования (развитие мысли от критики к позитивному призыву).
Композиция:
1;я строфа — обличение тех, кто охотно судит поэтов, не имея на это морального права;
2;я строфа — раскрытие субъективности любой оценки, указание на снобизм и самомнение критиков;
3;я строфа — позитивный призыв: начать с себя, искать «истинный свет» в стихах и учиться их ценить.
Средства связи предложений:
лексические повторы («оценивать», «судить», «ценить»);
синтаксический параллелизм («Не след оценивать поэта, / Попробуйте ценить стихи»);
местоимения и синонимы («желающих судить — орава», «осуждать… рать»);
антитеза («оценивать» vs «ценить»).
Средства выразительности:
антитеза: противопоставление «оценивать» и «ценить»;
метафоры: «снобизма тина», «самомнений паутина»;
гипербола: «желающих судить — орава», «осуждать… рать»;
риторические конструкции: вопросительно;побудительные интонации, императивы («станьте для неё подарком», «начните… с себя», «попробуйте ценить»);
лексика с оценочным оттенком: «зло», «снобизм», «неумённость», «истинный свет»;
фоника: аллитерации на «с», «т», «р» создают ощущение напора и обличительного тона в первых строфах; в финале — более плавные звуки, подчёркивающие призыв к гармонии.
Впечатление: стихотворение звучит как нравственный манифест — резкий в обличении, но светлый и конструктивный в финале. Оно побуждает задуматься о собственной роли в восприятии искусства и призывает к внутренней работе вместо поверхностной критики. Тон — убеждающий, слегка обличительный, но в целом оптимистичный.


Рецензии