Буква i книга

ОТ МАЛОГО К ВЕЛИКОМУ
мини рассказы-диалоги

БЫТОВОЙ ГЕРОИЗМ
«Кушай, я не хочу» «Давай я тебя провожу» «Тебе помочь донести?» «Что это вы на него набросились?» «Гражданин, Вам не плохо?» «Девочка, ты почему плачешь?» «Дайте ему, пусть скушает, платить не надо» «Подсказать Вам?» «Садитесь, пожалуйста» «Спасибо, спасибо, не беспокойтесь, я на сле¬дующей выхожу».

В ГАЗЕТУ
Вы что, издеваетесь?! Я у вас в приёмной уже полчаса сижу, а к назна¬ченному времени пришёл. Где ваш начальник? Как не будет? Да я про него в газету напишу, и его снимут с треском!
ПОДАРОК
Ты всё ещё сердишься? Посмотри на меня, пожалуйста. Ну один разочек! А у меня для тебя подарок. Вот, смотри. Правда?! Я так рад. Хотел ещё и друго¬го цвета купить, побоялся, что не понравится. Дай я тебя поцелую. И я тебя очень люблю. А гости когда придут?
МОНЕТКА
- У Вас есть десять рублей? У меня мелочи нет на сдачу.
-Вы знаете, у меня это монетка счастливая. Когда с собой ношу, у меня деньги прибавляются. Ну да ладно, держите, как же я буду без покупки. Эх, проездной забыл купить, возвращаться придётся.
- Мне трамвай-троллейбус, пожалуйста.
-Ничего, если я Вам с пятисот рублей десятирублёвыми монетами сдам?


СТЕСНЯЕМСЯ
Стесняемся тепла и доброты,
Привычнее жестокость равнодушья,
Боимся - вдруг казаться будет скушным
Дарить друзьям без повода цветы.
Теряем часто вежливости пить.
Ныряем в бравый юмор по-ухарски,
Смущаемся быть точными по-царски,
По-рыцарски колена приклонить.
И только тайно, тщательно скрываясь,
Сознанья в сокровенном уголке,
Монеткой на протянутой руке
Робеет ум пред нежностью без края.
Пройдёт испуг. Со временем, взрослея,
Прогонит сердце безотчётный страх,
Потерпит скептик неизбежный крах
И станет бескорыстие смелее.



ОЧЕРКИ
БУКВА «i»
Когда говорят, что жизнь бесценна, это означает не отсутствие ценника, а что дороже нет ничего на свете, и настраивать себя и других на огорчение нера¬зумно. Древние знали толк в программировании и настраивали себя всегда только на положительный лад. Любая кратко сформулированная мысль - уста¬новка для программирования (воспитания). Древние установки сохранились в современной речи, как пословицы: «береги честь смолоду», наказы: «не убий!», пожелания: «будем здоровы!», приветствия: «здравия желаю!», благодарности: «спасибо (спаси тебя Бог)».
Установки-обращения - это всегда предложения соответствовать: радость моя! любовь моя! счастье моё! (Сравним: установки брани, выговора - стерва или стервец, дура или дурак. Разница ощутимая.) Установки-проповеди: «А кто ударит тебя в правую щёку, обрати к нему и другую».
Установками является, практически, всё, что говорим. Мы здороваемся, прощаемся, благодарим и поздравляем друг друга установками. Установки, по сути своей, приказы сознанию, но через подсознание, потому что ни одна уста¬новка не содержит слов «приказываю», «повелеваю» и «выполняй», а действу¬ют они именно как приказы.
Например, в известном псалме 90 есть прекрасные слова: «Совесть анге¬лом твоим сохранит тебя во всех путях твоих». Это означает: будь честным и ничего с тобой не случится.
Молитвенные установки-просьбы, например: «И остави нам долги наша» - просьба вознаградить и надежда на выполнение просьбы.
Молитвенные установки-обещания: «якоже и мы оставляем должником нашим» (сам не становись должником и другого должником не делай). И по¬пробуй не оставь, если Богу отчитался.
Евангельские установки-разрешения: «если хочешь, можешь меня очи¬стить» - сказал прокажённый Христу, то есть позволил ему исцелить себя и сознательно настроился на исцеление.
Не надо бояться слов «установка», «программа», «программирование» и «самопрограммирование». Человеческая психика запрограммирована от сотво¬рения человека. В ней заложены понятия о добре и зле. На продолжительности всей жизни человек, не отдавая себе в этом отчёта, вносит в программу измене¬ния, приучая себя к новым взглядам и приобретая привычки. Причём одна вредная наклонность быстро присоединяется к другой, меняя внутренний мир человека и его внешний облик. Тяга к курению или алкоголю не что иное, как дополнения, внесённые в программу подсознания. Анализируя программные установки древности можно заметить, что нет ни одной отрицательной.
В древних установках нет не только резких слов, но и неприятных букво-сочетаний, только плавные, мягкие и добрые звуки. Так пожелание «спокойной ночи» содержит в большом количестве букву «О» - колесо, круглое, гладкое, ровное. Заглавная буква «О» в Евангелии - это сокращение слов «Небесный Отец» - абсолютное душевное равновесие, покой. А там, где доминирует буква «ы», например, в словах брызги, вдрызг, брысь, изыди, звучание резкое, раз¬дражающее. Мычание «ы-ы-ы», как и возглас «ё!» -проявление досады. Букво¬сочетание «бр-р-р» соответствует реакции на неприятное. Так же, как и букво¬сочетание «зг» в древности было, вероятно, индикатором неприятного. Дав¬ным-давно, скорее всего, существовало слово «зга», что подтверждает выражение «не видно ни зги», (ни фига, ни черта), то есть темнота, мрак.
Абсолютно все древние установки: приятного аппетита, спасибо (спаси Бог), здравствуй - процветай, благоденствуй - пожелания добра, радости, здо¬ровья. Это то, что нравится, хорошо. Буквосочетания делают речь либо краси¬вой, приятной, либо неприятной и резкой. Необходимо избегать неблагозвуч¬ных буквосочетаний, слов и выражений. А для этого понять почему. Значение буквосочетаний и слов взаимосвязано. Неблагозвучно произносится, например буква «х». Хрипение вместо слов «хр-р-р» говорит либо о болезни, либо об аго¬нии, чихание «апчхи» (чихал я на всё это), «хи-хи» - ехидный смешок, насмеш¬ка, уязвление, подковырка.
Все буквы и буквосочетания вызывают одинаковые ассоциации в разных словах. Так «х» ассоциируется с выдыхаемым воздухом «х-х-х» - конец, исход духа. Поэтому «х» и есть одно из значений перечеркивания - знак прекращения чего-либо. Так же буква «к» -«кол», «кака», «конец». Сочетание «кх» - изобра¬жение звука выстрела, надломленной ветки, звук стреляния огня в костре.
Буквосочетания делают аналогичным значение всего слова, выражения или фразы: «к», «х» - «в конце концов», «из конца в конец», «в конечном ито¬ге». Не зря буква «х» присутствует во многих матерных словах, и в старорус¬ском алфавите имела значение, соответствующее матерному ругательству «хер» (словарное слово «похерить» - вымарать, вычеркнуть, но это и сокращение сло¬ва «херувим» - ангел).
Использование неблагозвучных букв и слов создаёт неприятную атмо¬сферу, как вокруг самого человека, так и внутри него. В Евангелии говорится, что очерняет человека не то, что входит в него, а то, что из уст выходит: хулы разные, то есть бранные, грязные слова, ругательства и оскорбления. Сущест¬вует понятие обеднять речь, загрязнять и применять скользкие, грязные намёки. И лучше для самого человека избегать неприятных и неблагозвучных слов и словосочетаний в речи.
Буква «Ь> в Евангелии - сокращение слов Истина, Откровение, имя Хри¬ста. Отсюда и выражение «расставить точки над Ь>, поставить над прописными крючочками точки в завершение написания текста, а не во время письма, чтобы избежать чернильных клякс при нажиме пера на бумагу и не отвлекаться на промокание листа, разрывая связь с Богом и теряя вдохновение. В переносном смысле это означает выяснить отношения, установить Истину. Может быть, ко¬гда в алфавите присутствовала буква «i» с её значением, в литературе и челове¬ческих отношениях Истины было больше?

«извиняюсь»
или «ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА»?
Как-то повелось на Земле, что постепенно, к концу второго тысячелетия, порок стал модным, нормой и примером в жизни, предметом уважения и завис¬ти, и, главное, на этом основании, что бы ни случилось, правым во всём.
Правота стала определяться вне зависимости от сути вопроса, величиной должности, количеством денег, уровнем связей. Постепенно упразднилось и видоизменилось всё, что регулировалось совестью, а понятие скромности, сове¬стливости, смущения заменила поговорка «наглость - второе счастье». И посте¬пенно взгляд на столкновение интересов стал отсеивать всё, что было сопряже¬но с вежливостью, этикетом, учтивостью. Например: бытовой конфликт - есть обидчик и обиженный, виноватый и правый, подсудимый и судья. Процесс уре¬гулирования конфликта раньше предполагал не просто слово «извиняюсь» (в лучшем случае), а целый комплекс действий и назывался хорошим старым рус¬ским словом «объясниться», то есть выяснить отношения - расставить точки над «i». Наверное, зря из русского алфавита исчезла буква I с точкой. Может быть вместе с ней из отношений исчезла Истина?
Объясниться по поводу нанесённой обиды означало: обидчику принести извинения перед обиженным, объяснить причины проступка (то есть оправ¬даться), заверить, что больше таких проступков не будет и попросить прощения. Именно, попросить, надеясь, но не зная, простят или накажут.
Тогда не стеснялись преклонять колена, склонять голову, давать горячие заверения и клятвы, умоляя о прощении, и позволяли себе отвергать оправда¬ния виноватого в слишком серьёзной провинности, заставляя его мучиться уг¬рызениями совести и просить прощения повторно. Раскаяние, извинения, просьба простить - отменяли наказание, «повинную голову меч не сечёт». По¬нятие «вина» было сопряжено с понятием «стыдно». Вместе с буквой «i», веро¬ятно исчез из современных отношений и синоним слова «стыдно » «совестно». Это слово стало старомодным, не употребляемым. Смущение, робость, стали приравниваться не только к трусости, но и к нехватке ума, а наглость и хамство - считаться геройством. Пора возвратить те старые и добрые традиции, что формируют жизненную позицию на основе Евангельских отношений, исходя из любви к ближнему.
Итак, если мы провинились, нам совестно и стыдно показаться на глаза, мы стараемся загладить вину безупречным поведением и, наконец, осмелива¬емся рискнуть и попросить прощения, с букетом цветов, и, на всякий случай вложенной открыткой, где умоляем простить (если нас не захотят принять и не станут разговаривать). По наши опасения не оправдались и нас пригласили войти. И вот, сняв шляпу и держа её на уровне груди, со склонённой головой, молодой человек подходит к даме, опускается на колено и целуя край её платья произносит: «Прости, прошу тебя, пожалуйста, прости. Сам не знаю, как полу¬чилось. Себя не помнил. Умоляю, забудь всё, что я наговорил сгоряча. Ведь ты уже не сердишься, правда? Пет?! Как я счастлив!» А вот другой вариант собы¬тий: «Как Вы посмели! Негодяй!» И перчатка в лицо: «Стреляться! Вечером я пришлю своих секундантов. Вон из моего дома!» И стрелялись. Из-за оскорбле¬ния. Не кражи со взломом, не увечья или поджога, а из-за незаслуженного бранного слова, грязного намёка, клеветы или обвинения в измене. Давайте, вошедшую в обиход привычку считать себя оправданным, сказав шутливо, ми¬моходом «извиняюсь», заменим на просьбу или мольбу о прощении, после слов горячих оправданий и искренних извинений. Какими словами? Слова найдутся. Стоит только начать.

ВЫ ЧТО, ИЗДЕВАЕТЕСЬ?!
Издевательство - такое же извращение нормального поведения, как удар грубостью или дубиной. Нет, не такое же. Издевательство не имеет аналогов в Природе, и всегда считалось недопустимым в обычной жизни, как отношение к человеку, к животному. Осуждалось, как что-то из ряда вон выходящее. Тому, кто позволял себе унижать, насмехаться и досаждать другим, задавали негодующий вопрос: «Вы что, издеваетесь?!» Предполагалось, что издевательство не может иметь место. Фраза содержала такое изумление, столько возмущения и уточнение: может всё-таки найдётся объяснение возмутительному поведению. Дальше следо¬вало констатирование факта, если объяснения не находилось, в зависимости от вида поведения извращенца: «Что Вы себе позволяете! Хам! Нахал! Наглец! Не¬вежа! Бессовестный! Безобразие какое! Как Вы можете, неужели не стыдно!» И вердикт: «Я с Вами не хочу больше иметь ничего общего» или «Мы больше не друзья», «Жду извинений». И предполагалось, что без оправданий по поводу ин¬цидента примирение не состоялось бы.

ГЕРОИЗМ - НЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Герой - человек, совершающий подвиги, проявляющий личное мужество, необычный по своей смелости, самоотверженности, образец для подражания, пример поведения, достойный почёта и награды.
Героизм - не заурядный, ординарный поступок, а выдающийся, собрав¬ший все силы и мужество человека. Это поступок воимя счастья и безопасности своего народа и Родины. Первым героическим поступком ради жизни на Земле был подвиг Христа.
Требовать от человека каждодневного геройства - уничтожает смысл сло¬ва «героизм». Человеку невозможно жить в постоянном напряжении на пределе возможностей, как бы он ни любил Родину. А Родина должна беречь своего патриота и не требовать от него каждодневного риска или работы на износ. Ес¬ли поступок не требует невероятной храбрости, неимоверных усилий и мужест¬ва, то это обычный труд. И пусть он добросовестный и безошибочный - это не героизм, а заслуга. Заслуги также достойны вознаграждения, уважения и явля¬ются примером в жизни, но преклонения, восхищения и увековечивания, как подвиг, не требуют. Добросовестность в работе и службе -обязанность каждого, а героизм - удел единиц.

ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ
Современные тезисы для самовоспитания обращены к сознанию, древние действовали на подсознание. Не нужно с опаской относиться к слову «подсоз¬нание». Всё, что мы говорим или делаем, так или иначе формирует подсознание. Не надо думать, что это свойство каких-то особенных текстов или молитв неиз¬вестных и необычных.
Вспомним всем хорошо известную молитву «Отче наш». Если не заме¬чать смысла символического и философского, с точки зрения обывателя - это обращение к сверхъестественной силе где-то на небесах, чтобы её задобрить, с просьбой о каком-то Небесном Царстве (и где бы оно было в Космосе), чтобы оно воцарилось на Земле, мольба не оставлять без хлеба и простить грехи. И ко¬гда говорят, что это молитва универсальная, где предусмотрено всё необходи¬мое (поэтому она и дана Христом), то это вызывает недоумение, где же здесь слова обо всём необходимом? Прочитаем внимательно текст молитвы:
«Отче наш, иже еси на небесех, да святится имя Твое» - обращение к Богу и обещание:
1. не забывать о Его существовании, а, значит, вести порядочную жизнь
2. быть благодарным (способным на благодарность, не чёрствым, не бес-совестным), и выражать благодарность Богу за Его помощь и заботу, прославляя Его имя, почтительно, благоговейно, как и подобает относиться к святыне.
Затем следует пожелание: «да приидет Царствие Твое». Царство Бога - это не территория, Ему принадлежащая, а добрые, честные, дружелюбные от¬ношения между людьми. Бог царит в мире правды и любви. Значит, пусть на Земле установятся добрые, миролюбивые отношения.
Следующее пожелание: «да будет воля Твоя яко на небеси и на Земли», чтобы люди учились:
1. смирять в душе досаду и огорчение по поводу своих, не претворённых
в жизнь желаний ^
2. учились подчиняться более сильной воле'выполнять волю Бога, то есть жить по заповедям практически, на Земле, а не только знать их теоретически. Дальше просьба: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Если жить праведно, то можно уверенно просить милости Божией (так же, как добросовестный со¬трудник рассчитывает на большую зарплату в повседневной жизни, так и поря¬дочный богопослушный человек может ожидать не только хлеб из печки, но и другие блага и пищу для сознания, духа и души). Слово «даждь» созвучно сло¬ву «дождь» и подразумевает ещё и просьбу уберечь посевы от засухи.
Дальше самоустановка-обещание Богу: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем (обещаем оставлять) должником нашим». Словосочетание «должником нашим» не содержит грамматической ошибки. Именно «должни¬ком», а не «должникам», что означает: не делай должником другого и сам должником не становись, то есть лишнего не бери, но и своего не отдавай. Кро¬ме того, просьба «и остави нам долги наша» - это просьба сохранить святые долги, долг перед Родиной и любимыми, заботы и обязанности, те, что делают жизнь человека счастливой, а, значит, беречь Родину и всё, что составляет по¬нятие Родина. Об этом говорят и слова «долги наша». Слово «наша» созвучно со словом «ноша», «иго мое благо и бремя мое легко есть» - своя ноша не тянет. Забота о близких не жертва, а благо, нормальное проявление любви к ним.
А дальнейшая просьба: «и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого» означает: помоги не превышать самообороны, но тем не менее, пусть враги не причинят вреда. Повторяя молитву «Отче наш», как и любую другую, не нужно вспоминать символическое значение, главное общий смысл, всё, что необходимо придёт само.

ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ ЧЕЛОВЕК

БОЯТЬСЯ ЖИТЬ ПОД СТРАХОМ СМЕРТИ?
Всё началось давно, ещё с Пилата,
И было впереди две тыщи лет!
И живы были бы до сей поры солдаты
Грядущих поражений и побед.
Есть можно неумытыми руками,
Лишь бы не врали, злобу затая,
Не подавали б вместо хлеба камень,
Не притворялась рыбою змея.
И, зная, быль, от корки и до корки,
От Альфа до Омега, и с лихвой,
Устраивать на лобном месте порку,
Для Истины немытой, но святой?
О чём тогда колокола молчали,
Но красовался голосов парад
В высокомерно показной печали,
Которую изобразил Пилат?

ВНЕ ЗАКОНА
В мире зверином законы свои:
Чьи-то еда и нора и ничьи,
Как и когда отвечать на удары –
Это не Новый Завет и не Старый.
Звери - другое совсем естество,
Нечеловеческое существо.
А человек - суть есть Бог в человеке.
Образ и облик отныне до века.
Но если жил человек среди Зверя,
В Бога порой по- звериному верит.
Есть Всемогущий, что водит и кормит,
Чувство опасности и без законов,
Что хорошо, а где можно споткнуться,
С чем же сравнить, от чего оттолкнуться?
Мысли - река, а сознание - невод,
Невод для ловли небесного хлеба,
Там, где вода, там сомнения море,
Нет аксиом - основания в споре.
Тот прав, чей довод и виден, и слышен.
Нет эталона - то мало, то лишше.
Сеть лабиринта - конец неминучий:
Что, почему, для чего и чем лучше.
Заповедь - что образец поведенья.
Вера и знанье разрушат сомненья.
Твёрдый фундамент - основа воззренья,
Правила, компас и карта движенья.
Истина - то, что единственно верно,
Не соответствует лживая скверна,
Можно детали дополнить-убавить,
И примененье расширить-оставить.
Но изменять, отменять и не верить –
В лапы к нему, первобытному Зверю,
Или к инопланетному лесу,
Значит, назад, от Всевышнего к бесу.

ТРЕНИРОВКИ ЛИХОМ
Досаждать, раздражать, домогаться –
Суть глумиться и издеваться,
Если тренироваться,
Чтобы застраховаться,
То издеваясь упорно,
Станешь мерзавцем бесспорно.
И те, кто тренировался, похоже
Станут мерзавцами тоже.
То есть, одних уничтожив,
Сделаешь сам же похожих.
Смысл в тренировках бедою?
Только врата ей откроешь –
Грязи потом не отмоешь,
Если врата отворишь ей,
Лихо всё лишше и лишше.
Побил, унизил, оскорбил –
Здоровья с силами лишил,
Подставил подлый человек,
Лишил доверия вовек,
Мысль заронил, велел принять,
Что, значит, можно предавать.

 УМЕЮ
Я ненавижу пофигизм,
Я ненавижу бессердечье,
Я ненавижу фанатизм
Со злобою нечеловечьей.
Я ненавижу грубым быть,
Любви с заботою не видеть,
Добро умею я любить,
А зло умею ненавидеть.

ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ ЧЕЛОВЕК
Сродичей зверь защищает в стае,
Боится враг звериного оскала.
Собратьев звери не уничтожают,
А человекам вовсе не пристало.
В век техники, копирующей память,
Не глупость пули Бытию преграда.
Заманчивость предложенного взгляда,
Что не постыдно бросить в друга камень.

СОДЕРЖАНИЕ:
ОТ МАЛОГО К ВЕЛИКОМУ
мини рассказы-диалоги
Бытовой героизм
В газету
Подарок
Монетка
Стесняемся

БУКВА «I»
очерки

Буква «i»
«Извиняюсь» или «извините, пожалуйста»
Вы что, издеваетесь?!
Героизм - не каждый день
Да святится имя Твое

ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ ЧЕЛОВЕК
стихи
Бояться жить под страхом смерти?
Вне закона
Тренировки лихом
Умею
Человек человеку человек

Татьяна Коновалова
«Буква i»
Подписано в печать 06.12.2017. Формат 60x84 1/16.
Гарнитура Таймс. Уч.-изд. л. 0,5. Усл.-печ. л. 0,45 (0,5).
Тираж 100. Заказ 598-12.
Издательство «Техно-Декор», Саратов, Московская, 160
Тел: (8452) 26-38-48, www.sar-print.ru


Рецензии