Воин и гуманист Андрей Кайсаров

27 (16 ст. ст.) ноября 2017 года исполнилось ровно 235 лет со дня рождения Андрея Сергеевича КАЙСАРОВА, русского публициста, филолога, поэта.

Начало рода Кайсаровых восходит к ХV веку. Отец Андрея — отставной секунд-майор Сергей Андреевич Кайсаров — был помещиком средней руки. Мать — Наталья Васильевна, урождённая княжна Волконская. Владения Кайсаровых находились в Рязанской, Тамбовской и Саратовской губерниях.

В Аткарском уезде Саратовской губернии С.А. Кайсарову принадлежали деревни Ломовка и Барановка ( по другим данным — ещё Дарьевка и Андреевка). Одни исследователи утверждают, что родился Андрей Сергеевич именно в Барановке, другие — что в Саратове, третьи говорят — в Москве. Было у него ещё три брата — Пётр (родился в 1777 г.), ставший сенатором, Михаил (родился в 1780 г.), занимавший пост директора департамента мануфактур и внутренней торговли, и Паисий (родился в 1783 г.), будущий генерал-от-инфантерии, адъютант генерал-фельдмаршала М.И. Кутузова, герой Отечественной войны 1812 года.

Детские годы А.С. Кайсарова прошли в Москве, где он получил хорошее домашнее образование. В 1795 году он поступил в Благородный пансион при Московском университете — одно из лучших учебных заведений тогдашней России. После воцарения в 1796 году императора Павла I учёбу пришлось оставить, так как Высочайшим повелением всем дворянским детям было указано проходить военную службу в частях приписки, в которые их записывали чуть ли не с рождения. Андрей был определён в лейб-гвардии Семёновский полк, через год произведён в офицеры. В это время он знакомится с молодым литератором и вольнодумцем Андреем Ивановичем Тургеневым и его окружением (В.А. Жуковский, А.Ф. Мерзляков, А.Ф. Воейков, Александр Тургенев). Даже утомительная служба не мешает будущему профессору заниматься самообразованием, изучать иностранные языки. Вместе с братом Михаилом был деятельным участником образовавшегося в 1801 году Дружеского литературного общества. Критически относился к сентиментализму, ратуя за политическую гражданственную поэзию.

В 1801 году Кайсаров вышел в отставку в чине штаб-ротмистра. Занятия возобновились, а в 1802 году Кайсаров и Тургенев в составе группы русских студентов едут в Гёттинген, чтобы там завершить своё образование. Здесь написана «Мифология славянская и российская» (1804 г.). Докторская диссертация Андрея Сергеевича, написанная на латыни,  называлась «Об освобождении крепостных в России» (« Dissertatio inauguralis philosophico-politica de manumittendis per Russiam servis»). «Человек рождается свободным, и никому не дано права быть господином над другим», — пишет он. В мае 1806 года, защитив диссертацию, он получает степень доктора философии. Но обучение и научная работа на этом не заканчиваются. Он объездил славянские земли, собирая древние рукописи и книги; занимается сбором материалов для русской истории. В Париже его избирают членом академического общества, он почётный гражданин шотландского города Дамфри, в университете Эдинбурга он получает степень доктора медицины.    

В 1808—1810 годах Андрей Сергеевич находился в Саратове, где работал над «Словарём древнерусского языка» и написал ряд стихотворений, в том числе 26 стихотворений тетради «Саратовские безделки». Сейчас эта тетрадь хранится в фондах Пушкинского дома в Санкт-Петербурге. Осенью 1810 года молодой учёный был избран профессором русского языка и словесности Дерптского университета (ныне — города Тарту). В начале 1811 года он начинает читать свой курс лекций «Древняя русская история в памятниках языка». В это время работает также над «Сравнительным словарём славянских наречий», историческим словарём русского языка. Коллеги характеризуют его как патриота и просветителя, студенты обожают. Кайсаров также выступил с предложением учредить при университете общество переводчиков для перевода лучших иностранных изданий. В мае 1812 года он был избран деканом историко-филологического отделения философского факультета и набрал лишь на три голоса меньше на выборах ректора, чем тогдашний ректор Паррот.

С началом войны,  А.С. Кайсаров вместе с другом и коллегой профессором Ф. Рамбахом обратились к императору Александру I с новаторским предложением — организовать при действующей армии походную типографию. Кайсаров первым в истории России прибегнул к пропаганде и печатному слову, как к оружию против врага. Предложение было поддержано, типография была создана и приписана к главной квартире русской армии. Первый номер фронтовой газеты «Россиянин» вышел 25 (13 ст. ст.) июля 1812 года, через месяц после начала боевых действий. «Мы надеемся заслужить доверие... и заверяем, что не будем скрывать и горестных происшествий, если им суждено будет произойти. Война не может быть без потерь. Гражданин должен знать положение вещей, чтобы он мог предпринять необходимые действия...», — так обращался к читателю её редактор. Типография издавала также листовки, воззвания к местному населению и солдатам наполеоновской армии, басни И.А. Крылова, в ней был издан «Певец во стане русских воинов» В.А. Жуковского, который в числе ополчения принял участие в войне и был привлечён А.С. Кайсаровым к работе в типографии.

Когда противник стал отступать, Андрей Сергеевич через свои издания призывал русских людей быть милосердными к гибнущим от холода и голода французским солдатам. Прибавилось недругов и вскоре Кайсаров был отстранён от руководства типографией. А после смерти М.И. Кутузова, близкие ему офицеры вообще стали неугодны. Генерал Паисий Кайсаров, служивший при штабе фельдмаршала, покинул ставку, возглавив один из партизанских отрядов. Служить под началом брата вызвался и Андрей Сергеевич.

Из донесения Барклая де Толли императору Александру I от 27 (15 ст. ст.) мая 1813 года:
«Генерал-майор Кайсаров, коему предписано действовать в тылу неприятеля, напал вчерашнего числа между Герлицем и Рейхенбахом на неприятельский парк, взял два орудия, взорвал патронные и пороховые ящики.., взял в плен 80 чел. К сожалению, убит в сем деле дерптского университета профессор и московского ополчения майор Андрей Кайсаров». Кайсаров погиб 26 (14 ст. ст.) мая 1813 года «в деле при Гайнау (Ханау), при взрыве порохового ящика». Ему было 30 лет. Одна из дерптских газет написала: «С гибелью этого одаренного молодого человека погибли для России, а также науки многие прекрасные надежды...». Тело А.С. Кайсарова было доставлено в родовое имение Волконских — село Чирково Ряжского уезда Рязанской губернии и погребено в специально выстроенном храме в честь иконы Пресвятой Богородицы Знамение, в приделе Св. Иоанна Крестителя. Имя Кайсарова было написано на стене Храма Христа Спасителя рядом с именем Дениса Давыдова.

В числе других исторических лиц братья Паисий и Андрей Кайсаровы были выведены Л.Н. Толстым в романе «Война и мир».
Для истории русской литературы несомненно представляют интерес сатира Кайсарова «Описание бракосочетания г. Карамзина» (1801) — пародия на сентиментализм; его программные речи на заседаниях Дружеского литературного общества; стихотворения.
Докторскую диссертацию А.С. Кайсарова перевёл с латинского языка саратовский протоиерей Н.Г. Скопин, который позднее стал первым ректором Саратовского духовного училища.

В советский период истории имя русского учёного и воина было надёжно забыто, в том числе и на Саратовщине. Ничего не осталось от поместья Кайсаровых в Барановке и близлежащих сёлах Аткарского района. И лишь сейчас история начинает оживать, воскрешая забытые имена, которые и забывать-то никогда не стоило. Может быть, когда-нибудь появится здесь и улица Кайсарова. Может быть… А сейчас ученики местной школы уже пишут исследования и творческие работы о забытых земляках, заново переосмысливая их роль в истории Государства Российского.


Рецензии