Магия бытового реализма... Сэр Стенли Спенсер

Картина: "Святой Франциск и птицы".



Сэр Стенли Спенсер (30.06.1891, Кукэм - 14.12.1959, Кливеден, Англия),- британ-
ский художник, представитель магического реализма, мастер жанрово-бытовой картины.
"Желание как можно точнее выразить собственные мысли - является моей главной и
единственной целью. Пустая комната и огонь в камине - все, что мне для этого нуж-
но",писал в своём дневнике Стенли Спенсер. И действительно, большую часть жизни он
провёл в старом викторианском доме, среди живописных окрестностей деревушки Кукэм, расположенной на берегу Темзы, в 56-то километрах от Лондона. Отец Спенсера был
потомственным каменщиком и местным церковным органистом. По вечерам этот старец с
внешностью патриарха любил читать детям Библию. Он читал её с такой убедительностью, как будто библейские события происходили у него на глазах, на
знакомых им всем улицах Кукэма. Воздействие этих чтений на Спенсера было огромным.
Одинокие прогулки мальчика и постоянное общение с природой рождались чувство "при-
сутствиянекоего чуда, которое можно обнаружить во всем". Это чудо он пытался за-
печатлеть на своих полотнах.
Спенсер написал множество "Воскресений", часто обращался к классическим библейским сюжетам, таким как "Несение креста", " Снятие одежд с Христа перед казнью", "Иоахим среди пастухов". Однако трактовка этих сюжетов была очень своеобразной, как, впрочем, и его вера. Он пользовался библейским сюжетом скорее как средством, которое может помочь ему передать "присутствие некоего чуда" в окружающей природе и повседневной жизни Кукэма. Его персонажи чаще всего одеты в современные костюмы, евангельские события происходят среди пейзажей, знакомых каждому кукэмскому мальчишка. В его
огромной работе "Воскресение мёртвых в Кукэме" изображены почти все друзья и знакомые художника, среди них сам Спенсер и его жена Хильда Каролайн.
Спенсер был связан с местом своего рождения прочными узами. Его потребность в по-
стоянном контакте с ним была так велика, что, закончив в 1912 году лондонский
Слейдский институт искусств - ведущее художественное училище Англии, Спенсер прямо
с торжества по поводу окончания учёбы отправился на Пэдингтонский вокзал в ожида-
нии первого же поезда на Кукэм.
В Слейда он познакомился с некоторыми течениями современной живописи. В двух-трех ранних работах заметно влияние кубизма. Его восхищались Джотто и Мазаччо. Однако эти увлечения почти не коснулись его живописи. В Слейда он приобрёл лишь технику,
чтобы легче выразить "собственные мысли", для воплощения которых он нашёл свой
индивидуальный язык. Период между окончанием Слейда и началом первой мировой войны был самым плодотворным в его творчестве.  В это время он создал ряд живописных работ и рисунков ("Тропинка, Кукем", "Ворота фермы" и др.) В более поздних работах Спенсера появляется чувство глубокой тревоги, двойственности, порой звучит прямая насмешка, как в "Прогулке женщин" или в картине "Святой Франциск и птицы".
Возможно, причиной такого изменения явилась первая мировая война и послевоенные
настроения. Во время этой войны Спенсер служил санитаром в английских частях в
Македонии. Свой военный опыт он воплотил в грандиозной росписи часовни в Бэркшир-
колледж, недалеко от Кукэма. Эта роспись - самое значительное произведение Спенсера, он работал над ней в течение пяти лет. Боковые стены часовни разделены
на три яруса, в которых поместились восемнадцать панно. Сюжеты взяты из повседневной армейской жизни: солдаты чинят бельё, стирают, моют полы, привозят раненых в госпиталь. Алтарная стена занята громадной композицией "Воскре-
шение павших на войне"- воскресшие солдаты отдают Христу свои кресты и уходят в глубь холмистого македонского пейзажа. Сложная композиция с нагромождение крестов
и множества фигур выполнены с подлинным мастерством.
Один из исследователей творчества художника справедливо отмечает: "В истории живо-
писи 20 века Стенли Спенсер стоит особняком. Он не был последователем ни одного
из великих мастеров, не примыкал ни к одной художественной школе. В отличие от
многих крупных художников 20 столетия, в искусстве его интересовали не возможности
живописного решения или экспериментов, а в первую очередь содержание".




                @


Рецензии
хорошая позиция
есть образ
есть произведение ...

Лом Совершенен   24.01.2018 16:09     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик! С уважением

Алексей Гончаров2   24.01.2018 16:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.