4. Куба в грязной пене перестройки

На фото: Визит М.Горбачева на Кубу в апреле 1989 г. (после визита в США).

Опубликовано: «Беларуская думка».  2017, № 11 (в сокращ. вар.).



                КОГДА  КУБА  ПОМОГАЛА  СССР               
                Полный вариант


Начало: 1. - http://www.stihi.ru/2017/12/03/5596
         2. - http://www.stihi.ru/2017/12/03/8552
         3. - http://www.stihi.ru/2017/12/04/6737
            

В годы «перестройки», когда Горбачев своими благими намерениями мостил для СССР дорогу в ад, а экономика острова, завязанная на четыре пятых на поставки из СССР и соцстран – членов СЭВ, была разрушена, Куба, лишившись ближайшего друга и стратегического партнера, а затем отмежевавшись от чуждых и уже доносившихся до нее через Атлантику разрушительных веяний, захлестнувших как СССР, так и соцстраны Восточной Европы, переживала серьезные периоды. С 1986 года – процесс «ректификации»*, или исправления ошибок,

-------------------------------------------
ПРИМЕЧАНИЕ. Цель процесса «ректификации» была устранить догматизм и пороки европейской модели социализма, а содержание «ректификации» – реально шире привлечь всех граждан страны к участию в решении проблем кубинского общества.
-------------------------------------------

а с 1990-го – «особый период в мирное время», когда стана фактически выживала, адаптируясь к изменившимся внешним условиям.

Мы помним, как в период «перестройки» громко звучали обращенные к Кубе требования вернуть долги Советскому Союзу: группы советских граждан проводили демонстрации протеста у кубинского посольства, например, в Ленинграде, Харькове. В 1990-м кубинский посол в СССР Х.Р.Балагер на одной из встреч с журналистами в Москве признался, что кубинцы воспринимают сообщения об этих фактах с чувством горечи, и вывод был такой: необходимо сделать всё, чтобы в СССР распространялось как можно больше правдивой информации о Кубе, чтобы все высказывания о Кубе опирались на знание истинного положения дел.

Положение же дел было таково, что одновременно с советской «перестройкой» активизировались и нападки, подрывная работа, информационные атаки на остров американского империализма. У берегов Кубы проводились военные маневры, были созданы подрывные станции «Радио–Марти» и «ТВ–Марти», вещавшие на кубинскую территорию, внося свою лепту в трагические последствия принятия конгрессом США Миграционного закона 1966 года*. Этот закон, ограничив кубинцам въезд в США, стимулировал незаконную эмиграцию с Кубы, повлекшую огромное число человеческих жертв на протяжении десятилетий.

------------------------------------------
ПРИМЕЧАНИЕ. Закон об урегулировании кубинского вопроса. Закон предоставлял все права кубинским беженцам-нелегалам, достигшим любыми способами американской земли («сухие ноги»), в том числе угонщикам судов и самолетов. Однако захваченные в море («мокрые ноги») по закону возвращались на Кубу. К 1994 году постоянно урезаемое США количество виз для кубинцев составляло, по воспоминаниям Фиделя Кастро, менее 1 тыс. в год, а количество нелегалов-«гусанос», использовавших Закон об урегулировании, превышало 5 тыс.
------------------------------------------

Однако среди стройного хора голосов противников поддержки маленькой Кубы в верхних эшелонах власти в СССР были слышны и голоса в ее защиту. В 1989 году после визита Горбачева на остров, советский посол на Кубе Ю.В. Петров в интервью журналу «Куба» на вопрос, страдает ли СССР от своих взаимоотношений с Кубой (советские и западные СМИ тогда трубили о невыгодных для Советского Союза условиях взаимообмена с островом, о помощи якобы в «черную дыру»), ответил: «Ни мы, ни кубинская сторона никогда не отрицали, что СССР в течение всех 30 послереволюционных лет оказывал и оказывает братскую помощь Кубе в развитии и укреплении ее экономики. Но говорить только о помощи, я убежден, было бы неправильно. <…> Не является секретом, что, поставляя в Кубу многие товары, Советский Союз получает в обмен более 30 процентов потребляемого у нас в стране сахара, почти половину цитрусовых, а также никель, табак, изделия электронной промышленности и многое другое. Кроме того, поставки эти ежегодно возрастают. <…> Я категорически не согласен с теми, кто утверждает, что наша помощь якобы «проваливается в бездонную бочку». <…> Я мог бы назвать много направлений, в которых Куба сделала огромный скачок, но… наиболее полно и аргументированно об этом сказано в докладе товарища Фиделя Кастро по случаю 30 годовщины Кубинской революции» [5, с.14—15].

История также помнит, как после визита на Кубу в 1990 году зам.председателя Совета Министров СССР Л.И. Абалкина* в ходе одной из пресс-конференций академик выступил с осуждением тех депутатов Верховного Совета СССР, кто с высокой трибуны высказывался против сотрудничества с Кубой, назвав их позицию необоснованной и безответственной.

---------------------------------------
ПРИМЕЧАНИЕ. В апреле 1990 г. академик Абалкин Л.И. участвовал в ХХ заседании Межправительственной советско-кубинской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству и в подписании Протокола о товарообороте и платежах между СССР и Республикой Куба. Уже через полгода результаты переговоров будут подвергнуты критике в советских СМИ – так быстро в СССР «процесс пошел»…
--------------------------------------

А в 1991 году, после посещения Кубы делегацией Советского комитета ветеранов войны (СКВВ) секретарь кубинской группы СКВВ А.М. Бурлов написал проникновенные строки, опубликованные затем и в кубинской печати: «Нам, воинам-интернационалистам, очень обидно, что святые чувства дружбы, солидарности, гуманности не находят понимания у некоторых журналистов. Мы решительно протестуем против бестактных выпадов в адрес кубинского народа» [14, c. 53].
 
Призывы прекратить «субсидирование» Кубы, активно муссировавшиеся во враждебно настроенных по отношению к острову СМИ, отдавались эхом горечи через океан, и в ответ в кубинской прессе набирал силу жанр «критика критики» как выход на острие пера накопившейся социальной энергии.

Так, в одном из номеров «Кубы» за 1990 г. в статье об упомянутом выше визите на Кубу Л.И. Абалкина, звучит любопытное высказывание: «Тезис о «субсидировании» Кубы, основанный на том, что СССР в течение многих лет покупал кубинский сахар по твердым ценам, не зависящим от колебаний цен на мировом рынке, не нов. Этот тезис, не один год использовавшийся американской прессой, сейчас вновь активно муссируется ею. Его авторы утверждают, что если бы рубль был конвертируемым, он стоил бы в десять раз дешевле. Что же получается? Разделим на десять цену, которую платил СССР Кубе за сахар и цитрусовые, и окажется, что, наоборот, Куба долгие годы субсидировала экономику СССР» [6, с. 18]. Ниже приводились слова ответственного работника советского МИДа одному московскому изданию о том, что «если бы не кубинские поставки, советская сторона должна была бы ежегодно покупать на мировом рынке за валюту четыре миллиона тонн сахара, не говоря уже о цитрусовых, цены на которые в свободно конвертируемой валюте достаточно высоки. Что касается никеля, то в СССР имеются его запасы, но они находятся в зоне вечной мерзлоты и в таких отдаленных районах, что его добыча обошлась бы гораздо дороже, чем покупка этого ценного сырья на Кубе» [6, с.18].

Чтобы пресечь несправедливые нападки и разрушительные политические веяния, на Кубе было приостановлено распространение двух советских изданий – «Московские новости» и «Спутник». Орган ЦК Компартии Кубы газета Granma в редакционной статье изложила причины:

- пропаганда идей анархического толка,
- перечеркивание Советским Союзом своей истории*,
- отрицание политико-идеологического фактора в экономике социалистического общества,
- навязывание кубинскому обществу тематики, чуждой его действительности
- и наконец, протест простых кубинцев против продолжающегося распространения этих изданий.

---------------------------------------
ПРИМЕЧАНИЕ. В упомянутом выше интервью советского посла Ю.В.Петрова журналу «Куба» (1989 г.)  любопытен кубинский вопрос (в котором, по сути, содержится ответ, подтвержденный самой историей): «Не считаете ли Вы, что разоблачение людей, которые сыграли значительную роль в истории СССР, может посеять недоверие и даже разочарование в рядах международного рабочего движения? Конкретнее. Не считаете ли вы, что перечеркивание всей богатой революционными традициями 50-летней истории, воплощенной в фигуре Иосифа Сталина (даже если все обвинения в его адрес имеют основания), может привести к катастрофическим последствиям в политическом воспитании новых поколений советских людей, дав им опасную дозу неверия и разочарования в отношении своей собственной истории?».
«Нет и ещё раз нет», – ответил тогда дипломат [5, c. 16].
--------------------------------------

Granma приводила статистику: на Кубе распространялось 36 советских периодических изданий общим тиражом 15 854 458 экземпляров в год, поддерживавших процессы, происходившие в СССР (на каждого кубинца приходилось полтора экземпляра советской периодики; Куба же не в состоянии была снабжать своей информацией «совьетикос» в аналогичной пропорции) [7, с. 10]. Революционный остров не только стоял на страже завоеваний своего, первого в Западном полушарии социалистического государства, но и, по словам Фиделя, чувствовал себя защитником всех бедных и угнетенных целого континента, находясь на его передовом рубеже.

В связи с этим естествен вопрос: а как обстояли дела на Кубе со своими оппозиционными СМИ? Вот какой ответ дал Фидель Кастро в 1988 году американской телекомпании Эн-би-си:

«На Кубе не будет так называемой оппозиционной прессы. Прессы, которая служила бы интересам врагов Кубы, врагов Революции, прессы, находящейся на службе у политики США, здесь нет и никогда не будет. Говорю вам это со всей откровенностью. <…> Когда-нибудь, возможно, и у нас (как у Советского Союза. – Е.Л.) будут хорошие отношения с Соединенными Штатами; а пока что мы имеем честь быть противником США, во всяком случае, противником твердым, противником, который не сдается, противником, который не капитулирует, противником, который очень силен духом» [8].

В то время, как в СССР звучали крикливые голоса, нетерпимые заявления бывших «друзей на век», сдавших политические позиции в собственной стране и теперь оглядывавшихся по сторонам в поисках должников, раздражавших своей «строптивостью», маленькая Куба мобилизовала силы, не только чтобы выжить самой, но и помочь другим.

Продолжение - http://www.stihi.ru/2017/12/06/11707


Рецензии