***

   В России со второй половины XIX века предполагалось наличие неисследованных земель между Новой Землей и Шпицбергеном, однако из-за недостатка средств русская экспедиция не состоялась и
в конце 1860-х годов Юлиусом Пайером и Карлом Вейпрехтом был предложен план масштабной экспедиции для исследования области к северо-востоку от Новой Земли, которая в то время была неизученной областью.
Сумев убедить нескольких богатых лиц среди австро-венгерской знати в важности исследования, они собрали необходимые средства.
   Из Википедии:
   Общая сумма финансирования составила 175 тысяч флоринов. Из них 40 тысяч флоринов пожертвовал граф Вильчек, император Франц-Иосиф предоставил субвенцию в размере 4 тысяч флоринов, граф Франц Салм передал 20 тысяч флоринов, Географическое общество Вены передало 100 флоринов, Императорско-королевское министерство культуры и образования передало 3 тысячи флоринов. Кроме этого перед IV Всемирной выставкой, проходившей в Вене в 1873 году, было собрано около 12,5 тысяч флоринов.
   Для экспедиции на верфях Teklenborg & Beurmann в Бремерхафене в начале 1871 года было построено деревянное судно «Адмирал Тегетгофф»[de]. Это была трехмачтовая шхуна (баркентина) водоизмещением 220 тонн и длиной 38,34 метра. Корабль был оборудован паровой машиной мощностью 100 лошадиных сил, с собой можно было взять 130 тонн угля. На корабле было размещено продовольствие на 2,5-3 года путешествия.[4]

   Целью экспедиции было нахождение Северо-Восточного прохода между Тихим и Атлантическим океанами. В планах было совершение путешествия из Норвегии в Америку за 2,5 года.
   В своей записке начальникам экспедиции Австрийское географическое общество сообщало:
   «При благоприятных условиях льда надлежит пройти с запада до Берингова пролива и вернуться через него. Достижение возможно большей широты является вопросом второстепенным и рекомендуется при исключительно благоприятных условиях. Попытки проникнуть к северному полюсу разрешаются только в том случае, когда достижение Берингова пролива в течение двух зим и трех летних сезонов окажется неисполненным. Исходной точкой экспедиции назначается северный берег Новой Земли. Следует, насколько возможно, избегать приближения к известным берегам Сибири».
   Пайер о задачах экспедиции писал:
   «Отдаленную цель, так сказать, идеал нашего путешествия, представлял северо-восточный проход. Ближайшее назначение „Тегетгофа“ — исследование Ледовитого океана и земель к северо-востоку от Новой Земли». Но на северо-восток «Тегетгофу» не удалось проникнуть и на сто миль от Новой Земли. Льды повлекли его далеко на северо-запад в противоположную сторону. В Берингов пролив пройти не удалось, но жалеть об этом экипажу «Тегетгофа» впоследствии не приходилось".
    В команду вошли 24 человека из флота в Адриатическом море из разных частей Австро-Венгрии, причем большая часть из Истрии и Далмации — именно там чаще всего набирали людей для флота. Членами экипажа стали: 9 австрийцев, 1 венгр, 1 чех из Моравии, 1 итальянец и 10 истрийцев и 2 хорвата.
Состав корабля [Википедия]:
Карл Вайпрехт — командир экспедиции на время плавания (из Михальштадта)
Юлиус Пайер — командир экспедиции во время исследования на земле (из Теплице)
Густав Брош (Gustav Brosch) — первый офицер (из Хомутова, Богемия)
Эдуард Орель (Eduard Orel) — второй офицер (из Нов-Йичин, Моравия)
Доктор Юлиус Кепес (Dr. Julius Kepes) — судовой врач (из Vari a.d. Thei;, Венгрия)
Эллинг «Олаф» Карлсен (Elling «Olaf» Carlsen) — гарпунер, ледовый лоцман (капитан торгового флота в Тромсё)
Пьетро (Петар) Луисина — боцман, капитан (из Черсо[en])
Антон (Антэ) Весерина (Anton (Ante) Vecerina) — столяр (из Драга около Фиума)
Отто Крыж (Otto Krisch) — механик, машинист (из Пачлавице[de], Моравия)
Йозеф Поспишил (Josef Pospischil) — пожарный, кочегар (из Пшерова)
Иоганн Орач (Johann Oratsch) — кок (из Граца)
Александр Клоц (Alexander Klotz) — проводник по льдам, охотник (из Пассирии[de])
Иоганн Халлер (Johann Haller) — проводник по льдам, охотник (из Пассирии[de])

   По одним сведениям, Тегетгоф покидает германский порт Бремерхафен 13 июня 1872 года и отправляется в Баренцево море,
а по другим австрийский пароход (?) Тегентгоф покинул Норвегию в июле того же года (по данным П. Охочинского).
   Уже на одиннадцатый день по выходе Тегентгофа из норвежского города Тромзе путешественники заметили беловатый отблеск на северной стороне неба и поняли, что отблеск этот происходит от гигантских льдин, которые плывут им навстречу, хотя их самих пока не видно.
   Через 2 дня пути трехмачтовая шхуна "Адмирал Тегентгоф" очутилась среди плавучих льдов, которые устилали все видимое пространство океана и мирно покачиваясь на волнах, плыли к югу.
Полярная природа предстала перед глазами путешественников во всей суровой красоте: причудливые льдины таяли под лучами солнца и раскалываясь на куски, с оглушительным треском рушились в морские волны. Стаи гагар и чистиков носились над льдинами, а из воды то тут, то там показывались тюленьи головы или фыркая и тяжело вздыхая, поднимался кит.
   Тегентгоф смело шел между гигантскими льдинами, но с каждым днем лед становился все гуще. Наконец лед сгустился настолько, что нельзя было сдвинуться с места.
Пришлось стоять в ожидании, пока льдины разойдутся. Но они сгущались все плотнее и плотнее вокруг судна,  пока совершенно его не сковали. С этого дня Тегентгоф стал пленником льда у западного берега Новой земли.
   В первые дни плена люди жили надеждой, что ветер сломает ледяные поля, но льдины все плотнее смыкались в сплошную массу, в которую крепко вмерзала
баркентина. Как ни бились люди: и пилили лед, и взрывали его порохом, чтобы прочистить канал в открытое море,  - ничего не помогало. Пришлось отдать себя на произвол судьбы и плыть вместе с гигантской льдиной, которую медленно несло на между Новой Землей и Шпицбергеном на север.
   Время шло, наступила осень. Дни стали короткими. Солнце ненадолго появлялось над горизонтом и тотчас исчезало. Вокруг Тегентгофа со всех сторон печально и  спокойно расстилалась мертвая ледяная гладь, навевая тоску и уныние. Теперь уже ни одно живое существо не нарушало мертвого покоя дремавшей природы. Только изредка пролетала запоздалая чайка
и, быстро хлопая крыльями, стрелой улетала на юг, прочь из этого царства полярной стужи.
   13 октября начался так называемый напор льда. Грозно вздымались ледяные горы и лезли одна на другую, корабль вместе со льдами вынесло в открытое море, наступила полярная ночь с штормами и метелями. Воздух дрожал от треска и грохота ломавшихся льдин да так, что шум доходил до какого-то безумного дикого рева. Бедный Тегентгоф трещал и качался.  Судно находилось под постоянной угрозой быть раздавленным льдами и пойти ко дну. Почти ежедневно участники экспедиции готовились покинуть судно. Люди были одеты по походному и, держа под рукой самое необходимое,  с ужасом ждали той минуты, когда корабль будет раздавлен льдом. Спали одетыми и при всяком треске выскакивали на палубу:
 Это были жуткие моменты, когда приходилось одеваться, чувствуя, как дрожат стенки судна, в то время как лед снаружи трещал и скрипел. Выбегаешь на палубу с котомкой в руках, готовый бросить судно и бежать, но куда, никто не знал. А льдины вокруг продолжали громоздиться одна на другую, влезая на палубу. Сто тридцать суток мучений... Однако льдины успокоились и все кончилось благополучно.
   28 октября в последний раз взошло солнце, выглянуло на несколько минут и сейчас же скрылось. С этих пор началась непрерывная ночь.
    Только одинокая луна освещала порою неровную поверхность льда...
    Только бледная луна освещала ледяные громады, среди которых стоял обледенелый, засыпанный снегом корабль. Обынденевшие канаты отражали голубизну лунного света.
   Потянулась нудная долгая зимовка.
Экипаж разместился в двух каютах: в одной - офицеры, в другой - матросы.
   В железных печах непрерывно горел каменный уголь, но все же было так холодно, что одеяла по ночам примерзали к стенам каюты.
Когда кто-нибудь заходил в каюту, то меховая одежда настолько была промерзшей, что капли воды попавшие на нее, моментально превращались в лед. Ртуть в термометрах давно замерзла настолько, что ее можно было ковать.
   Для развлечения офицеры устроили чтения для матросов и знакомили их с историей различных стран и народов, особенно северных: чукчей, коряков, эвенков... Уроки прерывались охотой на белых медведей.  Эти хищные бродяги шляются по всему Северному Ледовитому океану. Не боясь лютых морозов, они ходят по островам, плавают на льдинах и везде жадно нюхают воздух. Почуяв корабль, где находятся запасы солонины и сушеной рыбы, медведи все ближе подходили к нему в надежде поживиться. Матрос на вахте издали замечал непрошеного гостя и стучал в палубу, давая этим знать о близости зверя. Тогда лучшие стрелки с ружьями выбегали наверх.
В большинстве случаев удавалось убить медведя на месте, но иногда он убегал раненый и люди бросались его преследовать. Это и было развлечением в скучной, однообразной жизни. В первый год таким образом убили около пятидесяти медведей. Сначала не 

      МАТЕРИАЛ  ГОТОВ. распечатка. испр. коррек .

   В конце 1970-х годов специалисты Диксонской гидробазы Министерства морского флота нашли письмо Карла Вейпрехта на острове Ламон. Они наткнулись на полуразрушенный каменный гурий, разобрав который, обнаружили деревянный цилиндр, заткнутый пробкой и залитый суриком. В письме, более 100 лет пролежавшем в контейнере, содержалась информация о бедственном положении экспедиции и приводились координаты юго-восточной оконечности архипелага. Листы были обернуты в фольгу и восковую бумагу, что способствовало их хорошей сохранности. Письмо было передано гидрографами в музей Арктики и Антарктики в Ленинграде. Покинув Землю Франца-Иосифа, Юлиус Пайер заявил: «Годы пройдут, а эти негостеприимные берега останутся теми же, и снова воцарится здесь нарушенное нами их великое одиночество… Посещенные нами страны едва ли когда-нибудь окажут материальную пользу человечеству».
   В 1990 году состоялась экспедиция на Северный Полюс, в ходе которой были посещены места стоянок экспедиций разных стран, состоявшихся в XIX-начале XX веков. В том числе состоялось посещение могилы Отто Крыжа, скопирован текст надписи на латунной табличке, прикрепленной к кресту, установленному на могиле. После экспедиции был сделан перевод текста: «Здесь умер Отто Крыж, машинист австрийской экспедиции на паровом судне „Адмирал Тегеттгоф“. 18.03.74 г. Прожил 29 лет. Покой душе твоей.»

   статья черновик    
       

      
   


Рецензии
Светлая память Отто Крыжу и всем членам экипажа судна.Спасибо за то,что рассказываете обо всём.Время такое,что люди совсем отупели,ничего не хотят читать.И мы забудем нашу историю...

Раиса Ворфоломеева   05.12.2017 04:53     Заявить о нарушении
Это только выдержки. Пока только начало. .. Сырец

Илья Токов   05.12.2017 04:57   Заявить о нарушении