маетное...
Свободою уснуть, диктуя думам.
Ознобом гладит чей-то выдох тело:
Ах, это же сквозняк из двери дунул.
Чего ты хочешь, мрачная царица?
Зачем опять наводишь в мыслях смуту?
Четвёртый час утра, а всё не спится,
Часы отсчитываю по минутам.
Где сон плутать надумал в это время?
Зачем нужна такая заморока?
Кто поцелуй мне обронил на темя?
И где должна пройти моя дорога?
Вопросов тьма. Ты их тасуешь ловко,
Передавая муками в раздумья.
И непонятно: то ли жизнь - плутовка,
А то ль разумность опытная лгунья.
Дни, словно сговорившись с пустотою,
Собою заполняют невод света.
И всё вокруг, как будто, обжитое,
Но не найти ни одного ответа.
03.121988
Краткий анализ стихотворения
Тема: бессонница и экзистенциальные размышления в ночные часы. Лирический герой переживает состояние душевного беспокойства, задаётся вопросами о смысле жизни и своём пути.
Основная мысль: ночь становится катализатором глубоких размышлений о жизни, её неопределённости и поиске ответов на вечные вопросы. Состояние бессонницы обнажает внутреннюю тревогу и стремление осмыслить собственное существование.
Композиция: стихотворение состоит из 5 строф (всего 20 строк). Композиционно можно выделить:
1;я строфа — описание ночного состояния, физического ощущения;
2;я и 3;я строфы — череда вопросов, выражающих смятение;
4;я строфа — рефлексия о противоречивости жизни и разума;
5;я строфа — обобщение: ощущение заполненности жизни при отсутствии ответов.
Тип речи: рассуждение с элементами описания (описываются физические ощущения и обстановка).
Стиль речи: художественный (лирическая поэзия).
Средства связи:
лексические повторы («ночь», «вопросы», «думам/раздумья»);
риторические вопросы (4 вопроса в 2;й и 3;й строфах);
местоимения и местоименные наречия («ты», «где», «всё»);
синтаксический параллелизм (построение вопросительных строк).
Средства выразительности:
метафоры: «ночь, тьмою поделившись, завладела», «дни, словно сговорившись с пустотою, собою заполняют невод света»;
олицетворения: «ночь завладела», «дни сговорились»;
эпитеты: «мрачная царица», «опытная лгунья»;
сравнения: «то ли жизнь — плутовка, а то ль разумность опытная лгунья»;
риторические вопросы: «Чего ты хочешь…?», «Зачем опять…?», «Где сон плутать надумал…?» и др.;
перифраз: «мрачная царица» (о ночи);
ассонанс и аллитерация (создают мелодичность и настроение тревоги).
Общий тон: тревожный, рефлексивный, с оттенком меланхолии. Стихотворение передаёт состояние бессонной ночи, когда сознание наполняется вопросами без ответов, а реальность смешивается с внутренними переживаниями.
Свидетельство о публикации №117120302302