Интервью с Аллой Бильской

Нашёл в архивах.

Интервью с Аллой Бильской,
директором "Департамента собственных программ «КТК»", руководителем спецпроекта «Репортер»

• Как Вы пришли в профессию?

Случайно. С детства нравилась профессия хирурга. Но поскольку при поступлении в мединститут нужно было сдавать физику, а мне по физике ставили «четверку» только чтобы аттестат не испортить, решила поступать в училище, на медсестру. Как-то незадолго до окончания школы мама открыла справочник вузов, ткнула пальцем – журфак! Ты же пишешь неплохие сочинения! Иди туда. .. ну вот и пошла.

• Что больше всего нравится в профессии?

Нравится отсутствие монотонности и трудового графика от звонка до звонка. Каждый день новая работа, новые впечатления, удачи, провалы и возможность исправить все завтра. Нравятся бессонные ночи, когда никто не мешает и хорошо пишется. Нравятся авралы, цейтноты и экстремальные ситуации. Каждый раз это проверка на профессионализм: часы отсчитывают минуты до эфира, а ты стараешься обмануть время, чтобы за минуту успеть сделать как за час. В такие моменты вся команда работает как единый сверхточный механизм. Журналист-видеоинженер-выпускающий редактор -эфирная группа-ведущий в студии. И как они все красиво работают! Высший пилотаж! Адреналин! Кайф!

• Кого считаете в профессии эталоном?

Как-то никогда не пыталась быть на кого-то похожей. И Бог миловал, никому, кажется, не завидовала ни в жизни, ни в профессии. И кумира у меня нет. Есть друзья, которыми я искренне восхищаюсь, за чьи работы я испытываю гордость даже бОльшую, чем за себя. Друзья, за которыми я признаю истинную одаренность, талант. В них есть Божья искра, и еще - они очень порядочные люди. Это @Алексей Гостев, @Инна Рудакова. Ну… вот, наверное, они и есть мой эталон в профессии.

• Что считаете самым важным в Вашей работе?

Конечный продукт. Вернее то, как он «выстрелит», – то есть как его примет зритель. Или – вот еще одно сленговое выражение - каким будет «выхлоп», то есть рейтинг и степень заинтересованности рекламодателей. Нравится нам это, не нравится, но мы зависим от мнения аудитории. И какой бы с нашей точки зрения не была программа распрекрасной, но если рейтинг на нуле, ей «светит» закрытие.
 
• Интересные / забавные случаи на работе

Ой, забавного было много. Особенно по молодости. Но это сейчас смешно вспоминать, а тогда было совсем не до шуток. Было это лет 10 назад. Мы тогда с Алексеем Гостевым пришли работать на Хабар – телеканал тогда только-только образовался. Нас поставили на новости. Он главред, я – один из продюсеров. Молодые, наглые – ничего не умеем, но апломбу… и вот. Однажды, вроде выпуск как выпуск, ничто грозы не предвещало. Мы к тому времени, кстати, уже немного пообтесались, уже выучили такие слова как «верстка» и «анонсы». Короче, до эфира остается полчаса, а режиссер нам нервно возвещает, что из 10 заявленных сюжетов есть только один – и тот «закрывашный», и все! Кто-то из журналистов до сих пор с выезда не вернулся, кто-то еще текст не отписал, кто-то вообще куда-то ушел, а у кого-то кассету «зажевало», а мы не проследили. Вот тогда мы побегали! Я никогда не забуду, как я с готовыми сюжами на высоченных каблуках носилась от монтажки до эфирки! А выпуск идет. И бедный наш ведущий Марат Мухамедсалиев текст с бумажки читает – медленно-медленно, потому что вот уже третью инфу он до-чи-ты-ва-ет, а следующий сюж все еще не смонтирован. Дочитал Марат информацию, вздохнул, выпрямился перед камерой, как напротив расстрельного дула и так минут пять сидел молча… в эфире… в республиканских новостях. А я в это время в кабинете в урне рылась – нашла скомканный лист с забракованным раньше сообщением, расправила и бежать – с первого на второй этаж в студию. Заскочила и к Марату – читай! режиссер потом чуть не убила – в кадре прошла огромная тень.
Кстати, с Маратом потом была еще одна смешная история. Радийщики и телевизионщики знают, как в эфире, порой ни с того ни с сего, отказывает язык, и ты не можешь выговорить простую фразу. Так случилось и с Маратом Мухамедсалиевым.- Исключительно приятный тембр голоса, импозантная внешность, легкая небрежность в движениях, элегантный костюм – дэнди, безупречен во всем.- Он, действительно, классный ведущий. И вот наш Марат в кадре зачитывает сообщение о поимке на границе курьеров с большим грузом контрабанды. Все шло ровно до слова «контрабанда»: «…контраман…», - спотыкается Марат, понимает, что говорит что-то не то, берет дыхание и делает вторую попытку: «…контраманд…» - опять спотыкается и дальше – размеренно, хорошо поставленным голосом: «контраман… ко-нт-ра-ман…» и совсем уже медленно, по слогам, торжественно заканчивает – «конт-ра-манды!»

• Что больше всего привлекает Вас в телевидении?

Непредсказуемость! - никогда не знаешь, что сегодня произойдет, во что выльется и чем закончится. - Определенная доля риска, немножко авантюризма и, конечно, азарт. Телек – страшная штука, засасывает очень сильно. Это как экстремальный вид спорта – драйв, адреналин, экшн-экшн! А у людей, поработавших в прямом эфире, появляется зависимость, сродни наркотической. – Если по стечению обстоятельств кто-то уходит с ведения, потом его долго «ломает». Не все, правда, признаются, но…

• Что на Ваш взгляд мешает в Вашей работе?

Мешает необязательность, ненадежность. Поверхностность. Равнодушие к своим обязанностям. У каждого из нас целая куча недостатков, но все это можно простить, если на человека можно положиться… и наоборот. Помню, она из моих коллег любила повторять – все мы хорошие люди, но это не профессия… Еще очень мешает косность наших чиновников: - они делают все, чтобы журналисту его работа раем не казалась. Или ты их будешь хвалить, или никогда не возьмешь у них интервью. Ну или нарвешься на хамство. Годы идут, а в профессиональных отношениях ничего не меняется – наши чиновники никак не могут усвоить, что ничто так не подкупает, не обезоруживает журналиста, как доступность и открытость интервьюера. Ну хотя бы из инстинкта самосохранения должно у них срабатывать, что чем больше от репортера убегаешь, тем больше у того оснований подозревать. Это же так очевидно. Но нет, каждый раз, как через тернии к звездам…

• Каким Вы видите телевидение будущего?

Ну, нет. Я не оракул. Я – пас...

 С появлением ТВ многие скептики считали, что театр умрет. С появлением
интернета, будут ли, по-Вашему, происходить изменения в области телевидения?

Полагаю, что спектакль, равно как и балет, и репродукции полотен можно, конечно, посмотреть и по телевизору, и с интернета скачать. Но это не заменит похода в театр или картинную галерею. По-моему, это очевидно. Что касается телевидения, по всей видимости, ему влияния интернета избежать не удастся. Да и надо ли? Газеты на Западе уже понемногу переходят на виртуальный формат, отказываясь от традиционной печати. Интернет-газеты стали нормой, звуко- и видеорядом в сети тоже никого не удивишь. Интернет-производство – намного мобильнее и несравненно дешевле нынешнего телевидения. Ну пока, по крайней мере. Вот такое мое дилетантское мнение.
 
• Чем отличается телевидение Казахстана от Российского, иностранного?

Степенью затратности. Мы – дешевле стоим. Грандиозные проекты требуют колоссальных вложений. Большого количества высококлассных спецов. Вариант привлечения средств – спонсорство. Но у нас такая форма сотрудничества развита слабо. К тому же сейчас на фоне мировой финансовой неразберихи бизнесменам совсем не до телепроектов. Профессиональные телевизионщики либо уходят из профессии совсем, либо теряют интерес к местному телерынку. Уезжают в ту же Москву реализовывать себя там. А тем, кто приходит им на смену здесь, еще учиться и учиться. Впрочем, КТК это касается меньше всего – у нас, слава Богу, держатся за каждого специалиста, берегут их. А в целом, профессия телевизионщика, да и журналистика в целом перестали быть престижными. А жаль, наша страна богата талантами. Впрочем, здесь куча нюансов. И если углубляться в эту тему, можно залезть в такие дебри…

• Что на Ваш взгляд не хватает нашему ТВ?

Денег. Будут деньги, вырастут амбиции, качественно изменится уровень ТВ-продукта. Повторю – одаренных людей у нас много. А вот заинтересованности в них нет.

• Есть ли в Вашей профессии какие-либо суеверия?

Одно профессиональное суеверие я знаю – мне о нем подруга рассказала: - никогда никому не рассказывать о своих планах, пока «пилот» не будет готов. Я тогда не поняла, спрашиваю – почему? – «а чтоб идею не свистнули». А, ну вот еще с работы в новостях на КТК опасалась выпусков, которые «почти» готовы заранее. Если пришел выпускающий и объявил, что еще только 6 часов, а у нас уже все готово, значит, жди беды.- Перед эфиром выяснится, что или кассета «посыпалась», или «монтажка погнала», или «суфлер завис», или «анонсы не на точке». Еще у ведущего может «петличка» отказать, и звукорежиссер за считанные секунды должен найти и устранить «неконтакт». А еще во время эфира раньше могло электричество «сбойнуть». И хорошо, если в этот момент сюжет идет (эфирная аппаратная к автономному генератору подключена), а не ведущий в кадре, потому что студия погружена во мрак. А однажды вообще анекдот получился. Было это лет семь назад. Суббота. Оперативных выездов нет, выпуск верстаем в основном из региональных сюжетов. Готовые тексты, незначительная правка, спокойный монтаж. Один из сюжетов из Павлодара. Начинался текст со стэнд-апа (журналист в кадре): «встреча министров экологии Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана проходила в верховье Черного Иртыша…». Ровный текст, - официоз, что называется - без откровений, но и без «подводных течений». Вычитываю, сокращаю, отдаю на монтаж. Часа за три до эфира приходит выпускающий – выпуск готов, анонсы смонтированы, все кассеты в эфирке, выставлены на точку. И вот эфир – доходит очередь до павлодарского сюжета. Появляется в кадре автор и, захлебываясь, тарабанит: «встреча министров экологии Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана проходила в верхУЯХ Черного Иртыша…»… у нас потом еще долго при упоминании Черного Иртыша нервный тик начинался.

• Какие критерии профессионализма в Вашей профессии Вы можете назвать?

Ну, это как раз антонимы тех качеств, которые мешают работе. Впрочем, критерий один – профессионализм. А вот из чего уже он складывается? Это другой вопрос. Это как в рецепте: много ингредиентов, но врозь они так и остаются ингредиентами. А вот их правильное сочетание – это уже произведение искусства. Неважно какого – кулинарного, парфюмерного или телевизионного. В нашей работе важен целый комплекс условий и навыков. Хорошая команда, умение отделять плевелы от зерен – то есть, способность из огромного пласта информации выбрать самое главное, самое ценное, в то же время не пропустить нюансы, детальки, которые порой играют решающую роль. Способность быстро ориентироваться в ситуации. Умение мобилизоваться… в нашей работе, как и в любой другой важно очень многое.

• Считаете ли вы свою профессию актуальной сегодня? Приходят ли молодые кадры?

• Считаете ли Вы свою профессию романтичной? Почему?

По-моему, я уже ответила на эти вопросы. См.выше. — с Алексеем Гостевым.


https://text.ru/antiplagiat/5a3cb451be631


Рецензии