2. Целостность и завершенность...

ОСЕННИЕ ПИСЬМА.

ПИСЬМО ВТОРОЕ. ЦЕЛОСТНОСТЬ И ЗАВЕРШЕННОСТЬ.

Странная это все же это штука - наша жизнь… Стоило лишь чуть-чуть приоткрыть дверь и даже не задать, а лишь обозначить ВОПРОС, как тут же пожаловало несметное количество гостей, и каких разных! И утонченных, и одухотворенных, и грубых, заросших густыми бородами, и косноязычных, и велеречивых, и из прошлого, и из настоящего, и даже из некоего «вероятностного будущего».

В целом все это очень напоминало ситуацию, в которой оказался герой толкиеновского «Хоббита», многострадальный Бильбо. Вспомни, как нам с тобой нравилось это необычное повествование, а скорее, история-притча о временах далеких и удивительных… Однако просто читать - это одно, а принять прямое участие в непосредственном действе - совсем иное.

Так вот, о целостности и завершенности…

Достаточно давно (а точнее, в 1990 году) в психологии и философии появился термин ГЕШТАЛЬТ. В буквальном переводе с немецкого Gestalt означает "Форма, Вид, Фигура", а производное от него слово Gestaltung – «оформление».  Русские его аналоги - "Целостность", "структура", "модель". Официальной датой рождения термина считается 1890 год, когда философ Кристиан фон Эренфельс опубликовал свой ключевой труд  «ber Gestaltqualit ten» ( "О Качествах Формы").

Этот ученый поддержал точку зрения Иммануила Канта о том, что мы не можем воспринимать физический мир непосредственно. Человек всегда взаимодействует с информацией, полученной от органов чувств, дорабатывая ее в своем сознании.  Таким образом, любое целое для нас больше суммы его частей, потому что мы вкладываем в него и свое восприятие.

Эта идея продолжала развиваться в течение 1910-х -1930-х годов, когда психологи начали активно изучать восприятие произведений искусства. Ученые выяснили: когда мы смотрим на картину или статую, главную роль играет некое целостное восприятие объекта, не сводимое к свойствам суммы составляющих ее элементов.

Образно говоря, когда мы смотрим на картину Ренуара или другого импрессиониста, мы не замечаем и не оцениваем каждый мазок, а видим единое целое, и именно это общее сочетание цветов и форм нас впечатляет. Такое целостное восприятие и стали называть "Гештальтом". Начнем с самого простого.

Перед вами классический пример гештальта в виде рисунка. Сосредоточившись и внимательно вглядываясь, мы поочередно будем видеть то вазу, то два обращенных друг к другу человеческих лица. Однако увидеть их одновременно невозможно в принципе. Отсюда следует ряд важнейших положений. Простой пример - поиски консенсуса. Нас часто раздражает и неприятно поражает неумение людей вести дискуссию, говорить о серьезных вещах, доказывать свое мнение, видеть общее и не тонуть в частностях. Все это происходит и от незнания, и от неумения.

Чтобы отчетливо увидеть что-то, мы должны сосредоточиться, максимально сконцентрироваться, и лишь тогда будем готовы к надежному утверждению. Оно истинно, однако полностью оторвано от целостного контекста, и в этом смысле не завершено и неполноценно. То есть НЕОБХОДИМО, НО НЕДОСТАТОЧНО. Сконцентрировавшись на чем-либо другом, мы рискуем потерять реальность предыдущего, и так до бесконечности.

Выход  один - подняться и над первым, и над вторым, не утратив при этом способности одновременного многомерного видения. И не только видения, но и чувства, и мысли, и поступка. Это очень трудно, и этому мало где учат…

А вот еще одна весьма непростая игрушка. Картонка, висящая на ниточке. На одной ее стороне изображена клетка, на другой - птица, сидящая на ветке. Скручиваем нитку и отпускаем. Картонка начинает вращаться и - о чудо! - птица оказывается в клетке… Потом вращение замедляется, и, так как рисунок птицы более яркий и выпуклый, клетка растворяется быстрее, птица высвобождается и вот - все возвращается на круги своя... А бывает и так: картонка останавливается на ребре. И тогда нет ни клетки, ни птицы, а лишь прямая черта.

Удивительный и показательный эксперимент. Здесь и физика (пространство, время, вращательное движение), и психология восприятия, и метафизика, и парадоксальность происходящего. А еще можно придумать об этом рассказ или сказку… Так и хочется сказать:

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг...

(Александр Пушкин)

Вообще, парадокс ("около-истинный", неожиданный, необъяснимый) – это ситуация, которая происходит в реальности, но не имеет логического и рационального объяснения. Парадоксальным может быть не только утверждение, но и научный факт, гипотеза, художественный прием, музыка и сам человек со всей его непредсказуемостью и неуправляемостью. Однако основным поставщиком парадоксов, безусловно, являются пространство и время. Приведу пример.

Пока мы пребываем в покое, пространство и время как бы окружают нас со всех сторон и кажутся неподвижными. Проделав некоторые манипуляции, мы можем полностью раствориться в них, превратившись в «чистое сознание». Расширяясь в нем бесконечно, становимся этим пространством-временем, а затем ощущаем его как находящееся и внутри нас, и снаружи, а далее - как не существующее вообще.

Иное дело - движение в пространстве. Здесь мы можем идти в ногу со временем, можем опережать его или отставать от него. Но как только начинаем делить его на «До» и «После», «здесь и там», «прошлое и будущее», настоящее самым парадоксальным образом перестает существовать. Мы уже не «здесь», но еще не «там», и не можем существовать одновременно по обе стороны границы. Мы уже не в прошлом, но еще не в будущем; следовательно, нет или нас, или времени. Пространство остается, однако движение теряет поступательность и линейность.

Оно становится дискретным, скачкообразным. Вначале мы создаем некий образ по образу и подобию - модель себя, затем забрасываем его вперед и «перетекаем» в него. Между теперь уже трансцендентным «до» и «после» образуется сингулярность, ничто, точка перехода, «черная дыра», через которую мы можем попасть куда угодно… Самое интересное здесь в том, что самоосознание сохраняется - мир становится иным, но мы это по-прежнему мы…

Именно этот парадокс позволил И. Канту заявить: "Пространство есть ни что иное, как форма всех внешних явлений,  которые  только  могут быть представлены нам предметами  чувств. Время же присуще не самим предметам, а только субъекту, который их созерцает".

В современной науке время и пространство рассматриваются неотделимыми друг от друга и образуют не прежний трехмерный, а уже четырехмерный континуум. 
Причем без участия человека этот «скачок» в следующую мерность невозможен. В трехмерном привычнее и проще, зато в четырехмерном интереснее и веселее. Учить этому надо с детства и как можно раньше, пока не сформировалась некая «договорная реальность», та самая клетка, не дающая человеку обрести истинную свободу выбора.

Начните с самого простого - покажите ребенку гештальт-картинку, продемонстрируйте вращающуюся картинку с клеткой и птицей, склейте ленту Мебиуса, нарисуйте сферу Шварцшильда, расскажите о Коте Шредингера. Ей-богу, оно того стоит… Однако мы предпочитаем об этом не думать… Или думать о
чем-либо попроще…

Например, о том, что ГЕШТАЛЬТ - это все-таки форма, вид, структура. А производное от этих понятий – ГЕШТАЛЬТИНГ - оформление. Тогда что же, как и каким образом мы «оформляем» - пространство, время, слово, мысль, образ, свою жизнь и все виды отношений? Зная при этом, что любая форма вообще относительна, как минимум, двойственна и призвана скрывать тайну как проявленного, и глубоко скрытого?

Кто мы с точки зрения гештальта? Фигура, фон, форма, оформленное или оформляющее? Символом чего является чаша и два обращенные к ней лика? Не единства ли Вселенной и двух наших ипостасей - формы и содержания? Но тогда нас уже как минимум ТРОЕ… Как же нам достичь этого единства, или целостности, и что будет, если (когда) мы его достигнем?

Итак, слово сказано, и слово это - ЦЕЛОСТНОСТЬ. Это осознание породило уже не гештальт-философию, а гештальт-психологию со всеми ее ветвями и ответвлениями, а затем и гештальт-терапию.

Сегодня гештальт рассматривается как целое, разрушение которого приводит к получению лишь неистинных и незавершенных фрагментов-осколков. Форма стремится стать единой, и если этого не происходит, человек оказывается в незавершенной ситуации, которая его подавляет. В людях часто кроется множество незавершенных гештальтов, от которых не так уж и сложно избавиться, достаточно их увидеть.

Гештальт-подход основан на таких принципах и понятиях, как целостность, ответственность, возникновение и разрушение структур, на незавершенных формах и контактах, на особом умении останавливать бег времени в реальном и в то же время трансцендентном «здесь и сейчас».

Человек – это существо, целостное по своей сути, по замыслу, но пока этой целостности не достигшее. Самый простой путь - это последовательное открытие и познание всех своих составляющих и лишь затем движение к их объединению.

Однако любое расчленение, разъединение, систематизация и рубрификация  - всегда дело неблагодарное и непредсказуемое. Например, отдельно существующие тело, разум, психика, душа, дух просто невозможно себе представить, и мы прекрасно это понимаем.  Поэтому целостный гештальт состоит из личности и окружающего ее пространства, при этом взаимно влияющих друг на друга.

А вот «пространств» – невероятное множество. Физическое, супрафизическое, ментальное, супраментальное, витальное, душевное, духовное, историческое, религиозное, космическое. Вступая с ними в контакт, человек не только изменяется сам, но и неизбежно изменяет и их. Он становится другим, но и все остальное тоже становится другим.

Гештальт-терапия не лишена и своеобразной поэзии . Так, в 70-е годы ХХ века большое распространение получила  своеобразная мантра:

Я делаю своё дело, и ты делаешь своё дело.
Я в этом мире не для того,
чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
И ты в этом мире не для того,
чтобы соответствовать моим.
Ты — это ты, и я — это я, однако,
Если нам случилось найти друг друга,
То это будет прекрасно…

Вообще, вся гуманистичесая психология ХХ века была движением в правильном направлении. Однако время идет, а с ним в наш мир снова приходят вопросы, на которые так и не были получены ответы. Мы уже успели немного поговорить о свершениях, вершинах, завершении, совершенстве. Поэтому и многие положения гештальт-психологии и гештальт-терапии должны быть переосмыслены и дополнены.

Акцент на решение практических задач ныне смещается в сторону глобального, всеохватного, нового ЦЕЛОГО, в котором ЗАВЕРШЕНИЕ И ЗАВЕРШЕННОСТЬ - относительные понятия, ни в коей мере не определяющие наличие целостности. Они - лишь определенный этап, при достижении которого движение не оканчивается, а лишь переходит в следующую стадию. Да и научное знание непрерывно дает нам все новые и новые данные для понимания многих процессов.

Так, в нейрофизиологии прочно обосновалась пришедшая из физики пространства концепция симметрии и асимметрии, из теории систем - понятие об системах открытых и закрытых (в других системах измерения – совершенных и несовершенных, завершенных и незавершенных, греховных и праведных, ментальных и супраментальных), из видов движения - лево и право вращающихся, спиралевидных и т.д. Особое внимание привлекли к себе так называемые торсионные поля (или поля кручения).

Торсионные поля относятся к первому уровню реальности — вакууму (старое определение – «эфиру»). Сами по себе они не имеют материального проявления, однако являются носителями множества видов информации. Вся Вселенная пронизана такими вихрями, разными по силе, величине и скорости. Абсолютно все вокруг находится в постоянном вращательном движении. Мы этого не замечаем, но на самом деле мы несемся со скоростью 828000 км/час вокруг центра нашей галактики.

Материальный объект, который кажется нам неподвижным, состоит из микрочастиц, подобных космическим телам. Каждый атом — солнечная система: в центре ядро - солнце, а вокруг атомы – планеты. Как и космические тела, элементы микромира описывают постоянные спирали, двигаясь по собственной оси и вокруг центра системы. Такое движение порождает торсионные вихри и они воздействуют на пространство вокруг, формируя эфирную проекцию объекта.

И все было хорошо, пока пытливый научный ум не предположил, что эти странные объекты могут обладать не только количественными, но и качественными характеристиками - силой, объемом и направленностью действия. Т.е. чем меньше объект и сила его кручения, тем меньше будет сила его влияния на пространство вокруг. А направление верчения будет определять характер влияния торсионного воздействия.

Правозакрученные вихри обладают созидательными свойствами, левозакрученные – разрушительными. И все это проявляет себя в пространстве, например, геологические аномалии образуют деструктивные вихри.

События, ярко окрашенные негативными эмоциями, также могут оставлять свой отпечаток: места сражений и убийств, кладбища, больницы, тюрьмы обладают давящей энергетикой и, как правило, людям становится здесь некомфортно.
Однако, сказавши «А», неизбежно приходится сказать (или серьезно задуматься) и над последующим «Б». А им неизбежно становится человек с его энергополевой информационной структурой.

В научном мире неизбежно появляется раскол, столь же неизбежно делящий исследователей на новаторов и ретроградов, сторонников прогресса и его противников, служителей науки и представителей «лженауки». Однако речь идет только об интерпретации ФАКТА, сам же он никакому сомнению не подвергается.

Еще более показательна судьба такого феномена, как ОТРАЖЕНИЕ. Ему повезло больше, ибо он никогда не относился лишь к физической сфере и миру математики. Истинным полем его существования считалась философия, онтология, история, искусство, мифология, а затем и религия.

Несмотря на вполне понятное разномыслие, здесь был достигнут вполне приемлемый баланс интересов.  Было так до тех пор, пока не появились ошеломительные работы акад Н.А. Козырева и его вполне реальная «машина времени». Многое (если не все), что было открыто в его исследованиях, имело самое прямое отношение именно к феномену отражения, остальное - времени, а основным элементом самой этой машины стала особая система вогнутых зеркал.

У меня нет намерения подробно освещать эту работу, ее легко найти в интернете. Скажу длишь об одном: сама механическая часть не имела никакого смысла без непосредственного участия человека, ибо он и только он является универсальной приемно-отражающей структурой, творцом и хозяином самых разнообразных отражений.

Однако ему непременно нужно ЗЕРКАЛО - без этого ничего не получится. И нужно что-то, что отражало бы посылаемые человеком сигналы - мысли, слова, чувства, а то и куда более сложные образования. Вот почему нам так немыслимо трудно представить себе бесконечность и вечность - посылаемые сигналы теряются в бездне без конца и начала. Все мы имеем об этих фундаментальных космических реалиях определенное представление, однако благодаря не полету мысли, а непрерывно расширяющемуся сознанию. Однако это уже совсем другая история…

В нашем же случае (точно так же, как в классическом гештальте) мы имеем дело с триадой - Человек-Зеркало-Отражение. Каждый из этих элементов тоже, как минимум, троичен, если не многомерен, и каждый может быть двумя другими одновременно… Далее думайте сами, ибо дверь открыта и путь проложен… И пусть вас не смущает тот факт, что «отраженное в зеркалах времени» всегда не идентично вглядывающемуся в них - об этом знали практически изначально. Знали, хотя еще не было науки, техники, технологии, а роль козыревских зеркал исполняла ВОДА - самая загадочная структура земного мира…

И это еще далеко не все. Ныне доказана функциональная полушарная асимметрия головного мозга с лево и право ориентированными типами мышления и психики вообще. Если очень упрощенно, то разделение этих функций выглядит так:

Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за логический компонент в мышлении.

Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и в условиях недостатка информации восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом, со всеми его составными элементами.

Таким образом, логика левого полушария без правого окажется ущербной. Именно поэтому крайне важно умение управлять работой этих двух составляющих в соответствии с выполняемой работой, а также добиваться синхронизации их деятельности. Очень советую подробно ознакомиться с некоторыми аспектами этой проблемы, набрав в поисковике раздел «Тесты на определение доминирующего полушария».

Есть ли аппаратура, способствующая достижению этой цели? Да, есть, и изобретена она достаточно давно. Изобретена инженером, одновременно являющимся одним из самых знаменитых исследователей-визионеров ХХ-го века. Речь идет о Р. Монро, авторе трилогии «Путешествие вне тела», «Далекое путешествие» и «Окончательное путешествие».

И опять все вроде понятно и вполне доказуемо. Ан нет… Существуют абсолютно доказанные и документированные случаи полной сохранности психических функций при гибели от 50 до 80% ткани головного мозга и даже практического его отсутствия! Вот уж действительно: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам…»

А что же в природе? Да то же самое - та же симметрия, простая и зеркальная асимметрия, лево и право вращающие изомеры, спиралевидные структуры, поля кручения и т.д. Причем не только в природе, но и в самой материи, в ее живом и неживом веществе. А от этого буквально один шаг до признания не только параллельных (в топологическом смысле) миров, но и выстроенных из единой (богословский термин –единосущной) но все же разной материи. Самое время задать вопрос:

«Вот Человек… Следовательно, какой же должна быть вселенная»?..(Дж. Уилер).

И тут же задать следующий:

«Вот Вселенная… Следовательно, каков же должен быть Человек»?

Вот так… А ведь начинался этот разговор с совершенно безобидной картинки - чаши и двух ликов, неотрывно и вечно глядящих друг на друга…

До новых встреч…

***


Рецензии