Похоже Гоша, свинья на ёжа... Или буксир

Эту историю, почему-то не желает отпускать память. Шестидесятые годы, учёба - лучшие годы. Только закончилась начальная школа, и первая учительница отдала нас в руки предметников. В наш коллектив "гэшек" добавили второгодников и других не самых замечательных учеников, но второгодники были колоритными фигурами. Оккупировав галёрку они как опытные дирижёры и режиссёры в зависимости от настроения каждый урок превращали в спектакль. О таких чудиках и писал Василий Макарович Шукшин в своих произведениях, но это было позже, а пока мы их мягко говоря не понимали, и никто с ними справиться не мог. Их было трое, но не как у Гайдая, каждый из них был, как сейчас говорят: "Три в одном!" Каждый из них был: Балбес, Трус, и естественно Бывалый - в одном флаконе! Дружны они были как мушкетёры или танкисты, любое шкодство понимали и принимали друг от друга с полуслова, а вариативность продолжения проказы, могла удивить любого проказника. Пора познакомить читателя с героями, помню лишь их клички, это были Кока, Рома и Гоша, это точно не имена, был ещё один второгодник Чирок, но он был хитрей, и вписывался в эту компанию лишь временами, и всегда благополучно выскальзывал, когда "пахло жареным". Ростом это были гренадёры, за метр семьдесят каждый, в то время хороший средний мужик имел метр шестьдесят пять. В общем богатыри, а с умишком - проблема. Пятый класс помучались гэшки, классных руководителей нам меняли каждую четверть, и опытных ставили и молодых, а успеваемость ползла вниз. Но второгодники переползли в шестой. И вот появилась у нас новая классная - Анна Сергеевна, ботаничка, затем вела зоологию, анатомию и химию, в общем умная, молодая, симпатичная, все девчонки хотели быть похожими на неё, а пацаны начали потихоньку влюбляться, тем более прошёл слух - не замужем. Был у нас и ещё один парнишка, почти отличник, про таких сегодня говорят: "Ботаник". Этот действительно любил ботанику, растения, животных. Естественно нашим классным кабинетом стал кабинет ботаники-зоологии. Он был моим другом, но его уважали все, весь кабинет, зелёный и живой уголки были на нём, и он возился там как архивариус в музее с экспонатами, освобождая тем, всем нам массу времени, для кружков (которых в те годы была масса), музыкальной и спорт секций. Как он любил это дело! Как он ухаживал за каждым растением, животным или аквариумными рыбками... Бегал в библиотеку зачитывая журналы "Юный натуралист" и "Моделист конструктор". Он был из бедной, многодетной семьи, и ему оказывается, просто было негде там развернуться. Я даже немножко завидовал его знаниям и умениям содержать кабинет, в таком состоянии, что хотя бы за это наш класс всегда хвалили. Видя это, Анне Сергеевне пришла в голову замечательная мысль: "А не возьмёт ли Гошу, Коку, Рому и Чирка на буксир Гена?!" На буксир, помогать отстающим, да это же первое пионерское дело. Лозунг: "Пионер - всем ребятам пример!". А ведь действительно, как это нам не пришла эта мысль раньше? Как то приболел Гена, с неделю его всего и не было, и всему классу пришлось нелегко с уборкой, в аквариуме в живых осталась одна рыбка, белка и другие животные заболели, ну и почти половина цветов завяли. А дальше собственно и начинается наш рассказ. Гена парень ответственный, и взялся за это, так сказать, засучив рукава. Всё, что дальше я вам поведаю, рассказал он мне сам, ну а финальной сцены я был свидетелем. Анна Сергеевна поручила Гене и сотоварищам подготовить совместный доклад на тему: "Слоны". Мы как раз изучали класс млекопитающих. Любое выступление Гены на подобные темы встречались на ура классом, урок проходил быстро и интересно, да и Анна Сергеевна, только поправляла очки и спрашивала источник информации. Об одном просили Гену, чтобы тянул до звонка, чтобы не было домашнего задания, что мастерски исполнялось. И лишь выбегая из класса вдогонку неслось: "Повторить, прежнее домашнее задание!" Теперь все ожидали великого спектакля! Ждать было недолго - недельку наверное. Были и вопросы: "Неужели Гене удастся то, что не смогли сделать учителя?" Гена был самый маленький ростом в классе, но что-то случилось, он словно подрос - он главный! А второгодники переваривая услышанное, и не зная как к этому отнестись, слегка потерялись, став ниже ростом (в общем свита играет короля). Все видели, как была команда и гурьба под предводительством Гены пошла в библиотеку. У нас, у всех открылись рты, и долго не закрывались... Но мы не видели дальнейших событий... А они были таковы: 1. Дойдя до библиотеки, молодцы подхватили Гену и почти нежно отнесли в раздевалку. 2. По пути они ему объяснили, что главный он только в классе, в присутствии учителя (в пределах разумного, об этом ему объяснят попозже). 3. Задание дали ему, и он согласился (они молчали), поэтому он его и выполнит, их напрягать не стоит (перед носом Гены возник пудовый кулак) Гена приуныл. Конечно он много знал о слонах и без журналов мог бы кое-что рассказать, и его посетила мысль, что не всё потеряно, и может ему удастся заинтересовать этот квартет, он ведь согласился взять их на буксир! Его размышления были грубо прерваны, он ощутил, что его грубо тащат по направлению к кинотеатру, он завопил: "У меня нет денег, мне надо домой!" Нет, ответили ему, ты теперь везде будешь с нами, ты буксир! Ладно, не скули, вон подойди к тому мужику, он нам рубль должен, скажи ему просто: "Верни деньги". Мужик взял Гену за воротник, и небо показалось с овчинку. Он думал "друзья" убежали, но четвёрка в полном составе, окружив его и мужика от посторонних глаз, "ласково" беседовали с мужчиной - почему он такой хороший обижает малыша. Вся заначка перешла к "ребятушкам", и бригада потопала на сеанс, угостившись попутно мороженым. Потом Гену научили курить и ругаться матом, закрепили на практике. Вначале это ему не понравилось, но с каждым днём четыре "баржи" уверенно перетягивали буксир, но в школе и классе используя новый лексикон Гена казался уверенным буксиром, и четвёрка внимала каждому его слову, и всем казалось, что ситуация под контролем. Гром грянул неожиданно, урок и тема - Слоны! Анна Сергеевна приглашает Гену сотоварищей с докладом. Смотреть на него в тот момент было мучительно больно, если сказать, что он стал в два раза ниже и ничтожнее, это очень мягко. Настал час четвёрки, жестами они указали ему, что он должен идти к доске. И он пошёл! Вполголоса шипя проклятия в адрес переростков и сознавая всю ничтожность ситуации, в которую попал впервые.  Видимо некоторые слова услышала учитель, и не поверила своим ушам, переспросив, что он сказал. Но место у доски успокоило его, и он вполне уверенно сказал, что доклад готов, но к сожалению, он забыл его дома, и поэтому ругнул себя по ходу. Но вы же вместе делали, может у них есть их часть, давайте с них начнём - предложила Анна Сергеевна. У нас общий доклад, просто у каждого своя часть, я могу сбегать по быстрому домой и принести его, или на следующем уроке. А вы не помните, что готовили - спросила она. Могу попробовать по памяти сказал Гена и начал. Весь класс затаил дыхание, ситуация нестандартная... Но, что помню: Слоны самые крупные млеко питающиеся на земле, предки слонов - мамонты, фрагменты которых находят в вечной мерзлоте, это очень сильные и умные животные, приручены человеком с древних времён. Использовались для тяжёлого физического труда, подъёма тяжестей и в военных действиях. На сегодня известны две разновидности слонов: Индийские и Африканские, одни поменьше, другие побольше. У одних уши треугольником, у других полукруглые. Рассказав несколько историй про слонов, мифов и легенд, о хоботе (чем он является для слона), как впервые увидев слонов, люди подумали, что это страшное двухвостое животное. Но самое страшное, когда люди узнали о ценности бивней (слоновой кости) и их начали истреблять, когда появилось огнестрельное оружие. Мы всё забыли и слушали импровизацию Гены просто затаив дыхание. А Гена мучался, время тянулось, из под парт он видел пудовые кулаки Коки, Ромы, Гоши и Чирка, которые призывали тянуть до конца урока. Не понимая ситуации Анна Сергеевна воскликнула: "Прекрасно! Пусть продолжит следующий, что у него там?" Это она сказала повернувшись к Гене, а он в это время увидел уже восемь кулаков, и понял в глазах у него не двоится. Понял всё и класс и Гене уже никто не завидовал. Анна Сергеевна радовалась, эксперимент оказался удачным, но повернувшись к классу была удивлена реакцией, её восторгов никто не разделил. Гена как гениальный артист использовал возникшую паузу и со значением и вдохновением сказал: " И последнее! - пауза - А недавно! - пауза - Нашли БЕЛОГО СЛОНА!" Все затихли, даже галёрка. КАк? - выдохнула учительница. Слон-альбинос, и Гена ещё что-то молотил про меланин и альбиносов среди животных и людей. Наконец Анна Сергеевна пришла в себя, усадила Гену поставив пять, и за руку вывела к доске Чирка (память у этого парня была хорошей), и он почти слово в слово с незначительными сокращениями повторил предыдущего оратора. Анна Сергеевна, слегка поморщилась, мол это мы уже слышали... И Чирок понял пришёл его звёздный час! Прозвучало СОКРАЛЬНОЕ, с придыханием: " А НЕДАВНО! - пауза - Нашли РОЗОВОГО СЛОНА!!" Очки у Анны Сергеевны поползли вниз, через них она спросила: "Это правда?" Гена и тут нашёлся: "Да! Это был тот же слон-альбинос, его увидели аборигены в лучах заката, а затем восхода и обожествили его". Чирок бросился на место, а троица бросив жребий вытолкнула Рому. Рома вполовину сократил предыдущего оратора и произнёс: " А НЕДАВНО!" Все насторожились - "Нашли ГОЛУБОГО СЛОНА!" Очки Анны Сергеевны упали на парту. "Где это написано?" - задала она вопрос. " В журнале "Юный натуралист" (номер, год, месяц)" - ответил Гена, это был тот же альбинос, но его не принимали сородичи, и он вымазался в голубой глине, что бы стать похожим и его приняли." Учитель взяла слово, что ей принесут этот журнал, очень интересным показался ей сей факт ( и не ей одной!). И тут к доске просто рванул Гоша, хотя очередь была Коки, и он пытался держать его (чуть не оторвав рукав, бормоча при этом: "Ты всё испортишь!") Но видно желание славы победило! Урок подходил к концу, нужно ставить жирную точку. Гоша в центре, и его как Остапа понесло:" СЛОНЫ! МАМОНТЫ! АЛЬБИНОСЫ! - ПАУЗА - А НЕДАВНО! - ДЛИННЮЩАЯ ПАУЗА!!!... (А звонка - нет!)" Весь класс затаил дыхание! И в гробовой тишине прозвучало: " НАШЛИ ЗЕЛЁНОГО СЛОНА!!" И победный взгляд Гоши был уничтожен гомерическим хохотом. Все упали под парты, кто-то не дождавшись звонка бежал наперегонки в туалет. Грозный голос крикнул: "Всем пятерым двойки! Дневники на стол, завтра в школу с родителями!" Гоша успел жалобно вопросить:" А что не похоже?..." И ещё более грозный ответ: " Похоже Гоша свинья на ёжа!"
Первый раз в жизни он услышал кличку от учителя. Вот и всё.




















































      


Рецензии
Благодарю Вас,Владимир. Рассказ замечательный и напомнил давние времена с подтягиванием отстающих,хождением по неуспевающим,посещением больных и негласных вожаков..
С поклоном..
С широчайшей улыбкой!

А как сложилась дальнейшая судьба у Гена,не знаете?

Светлана Исса   05.12.2017 15:02     Заявить о нарушении
Встретился с Раисой (она всё знает), сказала вроде врачом, а потом добавила, нет, врачом стал Аниськевич, но точно хорошим и уважаемым человеком. Если жив, может прочитает и откликнется. А врать не хочется. Порастерялись мы к старости.

Владимир Тарасенко 5   05.12.2017 17:04   Заявить о нарушении