Начало филипповки

(Начало рождественского поста)

Лес, коль инеем оброс,
Славный вымахнет овёс.
На Филиппа, на Кудели
Прясть садилися и пели.
   
На начало Филипповки
Домового уговорки,
Чтоб не злился Карачун –
Не шалил медведь шатун.

Конец свадебным неделям,
Воля воющим метелям,
Озимь чтоб поприкрывать
Да бураном погулять.

В уголочке, где метёлки,
Домовой сидит на полке,
Ночью стол опустошит,
Зиму укатать велит.

Станут крыть гнедые лужи
Сиверка седые стужи.
У Зимы теперь права
Сыпать снег из рукава.

 А с другого рукава –
Иней стелит покрова.
Коль на Гурия снег ляжет,
На весну зерно завяжет.

    26.11. на Златоуста нельзя было ругаться, а то Бог молитв не услышит. В этот день даже озимые останавливают рост. А 27.11. на Филиппов день было заговение на пост. Его называли ещё Карачуновским. Карачун – злой Бог, жил под землёй. Ему служили волки и медведи-шатуны, которые, обернувшись в бураны, набрасывались на людей. Остатки  вечерней трапезы на ночь оставляли домовому, чтобы вопреки Карачуну метелью затягивал снег на озимые. Вся неделя называлась Куделицей. Оканчивался период свадеб. Девушкам надо было показать трудолюбие, и они из льна заготавливали кудели, затем пряли и пели. А завтра, на Гурьев день, Выезжал Гурий на гнедом коне, т.е. ещё частично по грязи ( грязно-серый цвет по ст.сл. – гнедой). Потом слезал с коня и с правого рукава сыпал снег, а с левого – стлал туманы. Если добросовестно наснежит, то весеннее половодье обеспечит урожайность. На Григория-зимоуказателя (30.11.) - день встречи Сиверко (жестокий, холодный ветер) и полагалось буквально укатать зиму. От порога кувыркались как можно дальше. Кому  не давалось расстояние или были остановки, тому Сиверко ставил на пути ледяные столбы и ожидалась сложная зимовка. Про таких говорили: «Только выйдет за порог, с ног сбивает Сиверок»


Рецензии