Чего хотите вы...
Завистливые люди?
Зачем настырны в злобе... почему?
Известно: добрых всходов от неё не будет,
А злые разве надобны кому?
Увы.
Равнять под одного
Всех неугодных надо ль?
А кто не подчиниться, тех гнобить?
Скажите же, а собирающие падаль
Достойны уваженья, может быть?
Чьего?
Ты, выбравший тропу
Бесспорных осуждений,
Готов прогнуться под чужой диктат?
Запомни Божий раб: хоть бездарь будь, хоть гений,
Господь оставил только пару дат
Рабу.
Потратив жизни пядь,
Оплатишь ей собою.
И каждой трате будет свой учёт.
Ты от рожденья был крещён на жизнь любовью,
Она в тебе уже не потечёт
Вспять.
И толики души
Хватает для прозренья,
Когда её от скверны бережёшь.
Дыханья жизни суть - на мир благословенье.
А зависть - это пасквиль духа... ложь.
Дыши.
Свободен ли тот вдох,
Что завистью наполнен?
Не дорого ли стоит так дышать?
Не долог кроны век, когда подгнили корни...
Не вечно тело, но его душа -
Бог.
25.11.2017
Краткий анализ стихотворения
Тема
Противопоставление зависти и любви как двух жизненных установок; размышление о духовной свободе, ценности человеческой жизни и нравственном выборе.
Основная мысль
Зависть — разрушительное чувство, лишающее человека подлинной свободы и духовной полноты; истинная жизнь возможна лишь через любовь и благословение мира. Автор призывает отказаться от злобы и сохранить чистоту души.
Композиция
Стихотворение состоит из 6 строф;обращений, построенных как риторические вопросы и наставления. Композиционно выделяется:
зачин (вопросы о природе зависти);
развитие мысли (критика осуждения и подчинения);
кульминация (утверждение ценности жизни и любви);
финал (противопоставление тленной телесности и вечной души).
Тип речи
Рассуждение с элементами повествования и призыва. Преобладают риторические вопросы и императивы («дыши», «запомни»).
Стиль речи
Художественный, с чертами философской лирики. Присутствуют:
библейская лексика («Божий раб», «крещён»);
архаизмы и книжные обороты («толика», «пасквиль духа»);
контрастные образы («добрые всходы» vs «злые», «любовь» vs «зависть»).
Средства связи предложений
анафора (повтор «ты», «зачем/почему»);
риторические вопросы;
антитеза (зависть — любовь, тело — душа);
лексические повторы («дыханье», «душа», «жизнь»).
Средства выразительности
метафоры: «пасквиль духа», «кроны век», «трата жизни»;
эпитеты: «настырны в злобе», «бесспорных осуждений»;
олицетворение: «любовь… не потечёт вспять»;
символы: «корни» (основы жизни), «крона» (внешнее проявление);
инверсии: «собирающие падаль», «выбравший тропу».
Итог
Стихотворение представляет собой нравственный манифест, где через контрасты и риторические приёмы автор утверждает приоритет любви и духовной свободы над завистью и осуждением. Финальная строка («его душа — Бог») подводит к идее божественной природы человеческой души как вечной ценности.
Свидетельство о публикации №117112502839