Молчание Глава десятая
Инок и феллах
Вода от вод Эдема – белый Нил
Несёт в Египет благодатный ил.
Молитвой слёзною лик мира омывает
Духовный Нил, рождённый на Синае.
Господней Славою Синай был освящён.
Здесь на горе Всевышний дал Закон.
О том здесь монастырь хранит преданье,
Подобно главам из Священного писанья.
Века Египет христианский от гонений
Спасал Синай в оскалах гор пустых.
Века в безмолвии – для подвигов святых.
Из тьмы египетской взывает к сердцу притча,
Что сохранилась в пастырской строке:
О Божьей милости, лисе и молоке.
***
Молитвой непрестанной как дыханьем
Да жменью зёрен жил в скиту монах,
Камней Синая созерцая прах.
В Пасхальный день спускался он в долину,
Поговорить с крестьянином – феллахом,
Приятель возгласом приветствовал монаха.
Под пальмою, среди корней и листьев
Монах вкушал земной звучащий мир,
Феллах – пасхальный хлеб и козий сыр.
Крестьянин как-то раз сказал монаху:
– Я тоже Господа люблю и почитаю
И козье молоко под пальмой в миске
Для Бога каждый вечер оставляю.
Ни разу даже капли не осталось,
И от козы бывает небу прок,
Жаль днём под пальму не приходит Бог…
От слов крестьянина пустынник рассмеялся,
Сказал, что молоко не пьёт Господь –
Бог – Дух Святой. А Дух – не плоть.
Монах настаивал, феллах не соглашался…
Решили вместе проследить тайком,
Что происходит ночью с молоком.
День отступил. Недолго в лунном свете
Друзьям досталось верить в чудеса.
Прокралась к миске сквозь кусты лиса.
Всё вылакала и ушла,
Куда-то протрусила вдоль канала
И за кустами из виду пропала.
Феллах стоял как громом пораженный,
Мерцали безразлично небеса,
Катилась по худой щеке слеза.
На слово доброе монаху он ответил:
«Теперь я вижу: это был не Бог».
Побрёл в своё прибежище и слёг.
Вершины гор чуть тронул робкий свет.
В свою пустынник направлялся келью,
Когда увидел ангела пред дверью.
Он преграждал крылами путь.
Отшельник на колени пал от страха.
Посланник Господа заговорил с монахом:
– Крестьянин – простодушный человек.
Ни мудрости, ни знаний не имел он,
Чтоб Бога чтить иначе, чем он делал.
И это – главное, ты отнял у него.
Ты думал в гордости, что верно рассуждаешь,
Но только одного мудрец не знаешь.
Господь, под пальму посылал лису,
Из милости, феллаху в утешенье,
Чтоб не было напрасным приношенье.
***
День завершив на заливных полях,
Вернулся к пальме в сумраке феллах,
Без подношения. Среди теней змеистых
Зияла пустотой Господня миска.
Враждебным и пустым казался мир,
Крестьянин в страхе ощутил как слаб и сир,
Несчастен он, и слеп и наг – без Бога.
Ознобом веяло от горного отрога.
Феллах не уходил, он ждал лису,
Глядел во мрак сквозь ветки тамариска.
Зверёк не знает, что пустует миска.
Лиса под пальму так и не пришла.
Молочный свет нахлынул утром ранним.
Лисица – Божья, понял египтянин.
Наполнив к ночи миску молоком,
Феллах покаялся в монастыре окрестном.
Наутро молоко исчезло.
***
Приют пустынника – расщелина в скале –
Крест самодельный, да свеча над дверью.
Монах без устали кладёт поклоны в келье,
Неведомому Богу на земле.
Уйдя из дома от смертей людских,
Немногочисленной родни устроив кости,
Стал жить в скиту и ждать явленья гостя,
Глаз не смыкает в бдениях ночных…
Моленье в сердце не тревожит слух.
Пост и молитва иноку – подмога.
Он ежедневно воскресает ради Бога,
Тончая плотью, возвышая дух.
Когда пожарище небес спалило день,
Пустынник для молитвы стал на камень,
Чтоб не заснуть.
Вдруг в сердце вспыхнул пламень,
Из глубины стены явилась тень.
И сразу облеклась в слепящий дым.
Вокруг монаха началось движенье:
Обрушилась скала, исчезла келья,
В виденьях инока – пустыня перед ним.
Нимб солнца, расклеенный до крови.
Не воздух – пламя. В горней сердцевине
Непознанный никем Творец любви
Предвидит подвиги отшельника в пустыне.
***
Пустыня: ни прибежища, ни звука.
Взывая к Господу в душевной глубине,
Сгорает инок в собственном огне.
Столпом на камне день и ночь монах,
Безмолвно говорящий с тишиною,
И тишина не кажется пустою.
Глядит, как будто видит, в пустоту.
Прощенья ждёт от всех, кого обидит,
То обретёт себя, то ненавидит.
Молитва покаянная в тиши,
Свободная, без страстного волненья,
Вдруг прекратилась. Лёгким мановеньем
Отверзлись небеса самой души:
В сто раз блистательней алмазов и сапфиров,
В коронах звёзд, мерцающих в зноби,
Монах душою ощущает плотность мира
И напряжение сердечное в глуби,
К высотам Серафимским устремленье.
Пред иноком открылась связь времён,
Людскому недоступна разуменью.
Молельный камень скрылся, как гюрза.
Аскет почувствовал – он лёгкий, бестелесный.
Увидел в восхищенье – неизвестной
Его возносит силой в небеса.
Ум озарён, в груди любви восторг
И пенье ангелов, и ароматов вьюга.
Пустыннику показывает Бог
Сакральный град как избранному другу.
Иерусалим – надмирный – золотой,
В длине и широте , как свод небесный.
Двенадцать врат имеет град святой,
Обители и домы повсеместно.
Меняет лики Божья красота:
Просторы вод, размах лесов безбрежных
И хаос древних гор, и пустота,
И сонмы духов в ризах белоснежных.
С посланником встречал монах рассвет.
С вершин видны все города, все царства.
Был воздух каждого земного государства
Окрашен в свой, неповторимый цвет.
Аскета охватил священный страх –
Таких небес не видел инок сроду.
– Что означает цвет? – спросил монах.
– Различья веры, будущность народов.
С земли российской воздух как река
Проистекал и, в небо поднимаясь,
Пред взором собирался в облака,
Строением и обликом меняясь.
Туманы, тучи в зоревой дали
Густели серым, жёлтым, светло-синим.
Был млечно-белым ореол России,
Несущей истину народам всей земли.
–Господь в ней новый зрит Иерусалим.
Такое небо только над Россией,
Она тысячелетье прославляла Его имя.
На запад обратился херувим.
– Погнаша Господа, – вдруг вырвалось из уст
Посланника. Монах, глазам не веря,
Отпрянул вспять, когда увидел зверя.
За ним шла туча чёрная на Русь.
***
Исчезли облака, мертва земля,
Зловещей отграниченная метой.
Отвес свинцовый заливал поля.
– Сбывается предсказанное Светом.
Народ за омраченье веры пред Творцом
И за помазанников Божеских ответит.
Родная кровь умоет лик отцов,
Не пощадят родителей и дети.
Глядел аскет, как тропы меж корней
От моря Чёрного, от берегов Камчатки
Шли к месту лобному, где царские палатки
Стояли в центре круга из камней.
Как в золото оделись дол и лес,
Когда молитвенники церкви – архиереи
Несли икону Богородицы и крест,
Как свет святой затмила круча зверя .
Со всех сторон текла река людей
В парчовых и бедняцких одеяньях.
Пустынник оказался близ царей,
Моливших снять с России наказанье.
Повсюду раздавались голоса,
Они просили Господу в угоду
Освободителя-царя послать народу.
Остановилась туча в небесах.
Короткий дождь просыпался как прах.
Трава к земле прижалась луговая.
– Всё, что увидел, опиши монах, –
Сказал посланник неба и растаял.
Благое молчание
***
Сквозь времена, сквозь облачный прогал
Неизъяснимый свет сошёл на зыбь болот.
– Не вы меня избрали. Я избрал,
Чтобы вы шли и приносили плод» , –
Так говорил Господь ученикам.
Ветвь от лозы Божественной,
В пустыне
Духовным зреньем царь увидел храм,
В гармонии прямых и плавных линий.
Как в срезе дерева: за кругом – новый круг
Вокруг ядра. Всего в одно столетье
Над водами поднялся Петербург –
В величье панорам и анфилад,
В великолепии дворцовых полукружий,
В смешенье стилей храмов и палат.
***
На пятна фонарей в тумане вязком,
На охру впалых окон, бледный снег
Глядит поэт из лаковой коляски:
– Русь свяжут семь морей, семь рек.
Навстречу зареву, идущему с востока
С залива дует ветер штормовой.
Столпотворенье зданий над Невой,
Ныряющий корабль в волне высокой.
К истокам вод, что камень отрицают,
Стекает время с кончика пера
И замирает в домике Петра,
Где жаркая свеча во мгле мерцает.
Где над морскою картой государь,
От мира отрешён беззвучьем ночи,
В мечтах о море приближает даль,
Мысль отсылая к рубежам восточным.
Усильем воли заглянув за край земли –
Как в пустоту, на гибельную схватку
С пространством,
Великий кормчий направляет корабли:
В путь невозвратный, в логово Камчатки.
Дыхание Невы волнует слух.
В сознанье царском новый Петербург
Помеченный крестами в небесах
Сияет на камчатских берегах.
***
…Восход смахнул крылатым опереньем
На луговой покров туман густой.
На камне в форме сердца на мгновенье
Луч солнца задержался золотой
И заскользил по горным перевивам,
Вплетаясь нитью в радужный узор.
День разгорался над темнеющим массивом,
Румянцем оживляя лики гор.
Повеяло с высот прохладой ранней,
Предвестницей полуденной жары.
Идущий наступил на камень,
Лежащий на тропе крутой горы
И вверх пошёл. Свет по тропе метнулся,
По граням кремней в розовой пыли,
По облакам… И человек вернулся,
И отнял яркий камень у земли.
От камня пролегла дорога.
Идущий понял, что нашёл,
Там, где не чаял, проявленье Бога
И вместе с ним поднялся на престол
Торжественно сияющей вершины,
И с горней высоты открылась новь –
Энергий океан, что есть любовь,
Космических потоков величины.
Теченья тверди, раскалённой до крови,
Нисходят в океана колыханье,
Под натиском нещадного дыханья
Ничем не ограниченной любви.
Кипит и пенится в котле земная плоть.
Ломаются лучи небесной сферы.
В высокие уста берет Господь
Тростинку-трубочку Господней меры.
Легко от плоти плоти зачерпнув,
Припал устами к длинной трубке -
Так выдыхает птицу стеклодув,
Щипцами формируя образ хрупкий.
…Подобен мастер в жёсткий миг - Творцу.
Порыв души – за гранью осознанья –
Не прочитать по грубому лицу.
Прозрачной формой облачив дыханье,
Остановив материи распад,
Увидев в капле шихты веер цвета,
Любовь высокую он отдаёт предмету
И создаёт для птицы райский сад.
Вздыхает жарко спелая листва.
Плод созревает в разогретой толще.
Система капилляров вещества
Пронизана неизмеримой мощью.
Рукою отшлифовывая мысль,
Дыханья умеряя штормы,
Глубинным смыслом заполняя форму,
Художник отпускает птицу ввысь.
Как Феникс, возродится новый день,
Но повторить творенье - невозможно.
…Глядит Господь любовно и тревожно
В стекло души, где бьются свет и тень.
***
Над затененною гранитами Невой,
Всем телом возвышаясь над каналом,
Спас – на – Крови, как пряник расписной.
В медовом небе места мало
От куполов.
Народ со всех сторон
Идет к собору.
Колокол качнулся.
Коснулся высоты протяжный звон
И переливчатым, ликующим вернулся.
Люд – поспешил, услышав благовест,
К молитве, к чудодейственным иконам,
Оглядывая по пути корону,
Сиянием венчающую крест,
Сквозного облака вуаль,
Над колокольней - царскою невестой,
В узорье каменном стоящую над местом,
Где был смертельно ранен государь.
Событье кануло в обыденный туман.
Душа по звонам ищет путь исконный
К Распятию, спасающему храм.
Целует прихожанка крест поклонный:
Подножье, гвозди на ступнях Христа,
На камень дышит человечьей болью.
Тоскующей рукою, вдовьей
Касается нательного креста.
***
Пускай сто раз мне скажут : «Бог незрим»,
Но в яви дня, а чаще в полусне,
Я знаю, что нужна Ему, Он нужен мне.
Придет мой час и будет встреча с ним.
От Бога жизнь, от Бога смерть твоя.
И даже для себя ты не своя.
И твои мысли не Его, греха не утаить.
И в чем найдет тебя Господь –
В том будет и судить.
Свидетельство о публикации №117112404160