Загадочный... Бальдассаре Перуцци
Из всех благ, распределяемых небом среди смертных, ни одно по праву не может и не должно почитаться большим, чем талант, а наравне с ним мир и спокойствие души, ибо первый делает нас навеки бессмертными, а второе – блаженными. И потому тот, кто одарен и тем и другим, не говоря о величайших преимуществах, которыми он обязан Всевышнему, распознаётся среди всех других людей словно светоч среди тьмы. Таков был в наши времена и Бальдассаре Перуцци, сиенский живописец и скульптор, о ком мы с уверенностью можем сказать, что скромность и доброта, которую мы в нем видели, были не случайными проявлениями того высшего спокойствия, по котором вздыхает всякая рождённая для него душа, и что творения, которые он нам оставил, – достойные плоды таланта, вложенного в него небом.
Бальдассаре Перуцци(15.01.1481, Сиена - 06.01.1536, Рим), - итальянский живописец
и архитектор эпохи Возрождения, первоначально учился живописи и рисунку у Содомы
и Пинтуриккьо, а впоследствии подпал под влияние Рафаэля.
Джорджо Вазари, первый историк итальянского Возрождения,так рассказывает о начале
деятельности Перуцци в Риме: "Хозяин художественной мастерской, к которому пришёл
молодой Бальдассаре, поставил перед ним грунтованный холст и велел написать на нем
Мадонну с Младенцем, не дав ни картона, ни рисунка. Перуцци взял уголь и в один миг нарисовал Богоматерь. Затем красками в несколько дней он написал картину столь
прекрасно, что привёл в изумление не только своего мастера, но и многих художников
Видевших её".
Очень высоко ценил живопись Перуцци Б. Челлини, выдающийся скульптор и ювелир, но
были и другие мнения - ученик Перуцци С. Серлио говорил, что художник Перуцци незначительный, а вот архитектор первоклассный. Такая разница в оценках и обилие
приписываемых, а не достоверных произведений делают Перуцци, по выражению одного исследователя, "самым загадочным художником первой четверти 16 века".
Перуцци был родом из Сипры. В самом начале 16 века он выполнил несколько фресок в сиенском соборе. В 1503 году художник перебрался в Рим, где в дальнейшем и жил.
В Риме Перуцци выполнял многочисленные заказы на постройки зданий, на росписи уже
построенных, а также выступал как театральный декоратор. Покровителем и заказчиком Перуцци был банкир Агостино Киджи. Для негоив 1508-1511 годах Перуцци построил
дворец, перешедший позднее семье Фарнезе и потому известный как вилла "Фарнезина".
Перуцци также расписал фресками отдельные залы. Наиболее славятся росписи зала
Галатеи. Обширной галерее античных богов и героев художника присущи внутренняя цельность, изящество и благородство. Сцены "Персей и Медуза", "Геракл со львом" и
другие воссоздают собирательный облик гармонически развитого, прекрасного телом и
духом человека, идеала гуманистов. Свои композиции Перуцци искусно вписывался в
разнообразные архитектурные обрамления. Сцена "Леда с лебедем"*, заключенная в
шестигранник, представляет спартанскую царицу Леду и явившегося к ней в облике лебедя Зевса. Фигура Леды дана в сложном динамическом развороте. Тянущийся к ней
клювом лебедь широко и устойчиво раскинулся белоснежные крылья. Внизу на облачке
уютно расположились пухлые амурчики, которые великолепным образом уравновешиваются
всю пространственную композицию. Образующая раму архитектурная лепнина тщательно
выписана черно-белыми красками. Гризайлем мастер передаёт все перспективные со-
кращения и тончайшие светотеневые переходы. Полная иллюзия объёмности вводила в
заблуждение даже выдающихся художников. Рассказывают, что великий Тициан никак
не мог поверить, даже меняя точки зрения, что перед ним искусная живопись, а не
скульптурная лепнина. Многогранный талант Перуцци проявлялся наилучшим образом в оформлении пространства, где он соединял свои архитектурные и живописные дарова-
ния. В "Фарнезине" он спроектировал и расписал так называемый Колонный зал.
В своей живописной системе Перуцци эволюционировал от стиля Раннего к Высокому Возрождению, последовательно испытывая влияние Пинтуриккьо, Рафаэля. Станковых
произведений Перуцци писал мало. Это почти исключительно большие алтарные образы.
Перуцци известен как основатель римской школы декоративных фасадных росписей.
С 1520 года Перуцци являлся помощником строителя собора св. Петра. Несмотря на высокие должности (в конце 20-х годов Перуцци был главным архитектором Сиены),
художник был небогат. Причиной тому, говорит Вазари, были излишняя скромность,
робостьи даже нескладность Перуцци в практических делах.
Похоронен Перуцци в знаменитом Пантеоне рядом с Рафаэлем.
Леда - дочь этолийского царя Фестия и его жены Левкиппы, супруга спартанского
царя Тиндарея. Тиндарей познакомился с ней у её отца Фестия, предоставившего ему убежище, когда его брат Гиппокоот изгнал его из Спарты. Леда была прекрасна, как
богиня, и Тиндарей влюбился в неё с первого взгляда. Леда ответила ему взаимностью
и они поженились. Вскоре Гиппокоот погиб в борьбе с Гераклом, супруги переселились
в Спарту; Леда родила четырёх детей: Кастора и Клитеместру, отцом которых был Тин-
дарей, и Полидевка с Еленой от Зевса(правда, винить здесь Леду не в чем: когда
Зевсу не удалось соблазнить её, он превратился в лебедя и застал её врасплох)*.
@
Свидетельство о публикации №117112305930
познание о талантливом и(( Загадочным Бальдассаре Перуцци)).
Дальнейших Вам успехов.
Валентина.
Валентина Голубева 4 27.11.2017 19:46 Заявить о нарушении