Лоэнгрин, перепечатка введения к клавиру
клавир издательства КЛАССИКА XXI Москва 2005 принадлежит юношеской библиотеке им. Светлова.
автор введения Карл Вак
Первые наброски либретто "Лоэнгрина" датируются 1845 годом. Образ Лоэнгрина приобретает всё более чёткие очертания во время поездки Вагнера из Дрездена в Мириенбад (в тогдашнюю Богемию). К июлю того же года контуры текста оперы отпределились окончательно.
"Почему Лоэнгрин, о котором я знал в самых общих чертах, - писал Рихард Вагнер, - так всецело захватил меня, что после завершения "Тангейзера" я мог заниматься только этой оперой, я прочувствовал благодаря новым жизненным впечатлениям".
Вскоре он облёк в стихотворную форму эскизы, сочинённые в Мариенбаде, и уже 17 ноября 1845 года представил текст "Лоэнгрина" в дрезденском Энгельклубе. Среди слушателей - литераторов, художников и музыкантов - были композиторы Ф. Хиллер и Р. Шуман. 9 сентября 1846 года Вагнер приступил к сочинению музыки - сначала к III действию, которое закончил 5 марта 1847 года. Затем последовали и другие разделы оперы: I действие, начатое 12 мая, было завершено 8 июня, II действие сочинялось в период с 18 июня по 2 августа, следом, к 28 августа, было написано и Вступление. Уже к концу марта 1848 года Вагнер закончил всю инструментовку и передал партитуру в Дрезденскую придворную оперу. Финал I действия был исполнен в концерте, посвящённом празднованию 300-летнего юбилея Королёвской капеллы (22 сентября). Несмотря на это дирекция Дрезденской оперы отказала в постановке Лоэнгрина - из-за обострившихся к этому времени отношений между капельмейстером и придворными кругами. Отныне и ранее написанные вагнеровские оперы стали не только замалчиваться, но даже исключаться из репертуара театра.
Права на первую сценическую постановку "Лоэнгрина" добился Ференц Лист, горячий поклонник творчества Вагнера, с 1847 года занимавший место придворного капельмейстера в Веймаре. С полной самоотдачей, неустанной энергией и железным упорством он словом и делом поддерживал вагнеровские начинания. Вагнер, в то время преследуемый по политическим мотивам и живущий в изгнании, обратился к нему с письменной просьбой поставить "Лоэнгрина". Лист был весьма рад возможности взяться за партитуру оперы, пылившуюся в дирекции Дрезденского театра. "В конце моего (последнего) пребывания в Париже, - писал Вагнер, - когда я болел и пребывал в состоянии полного отчаяния, мой взгляд случайно упал на партитуру почти забытого мною "Лоэнгрина". Мне вдруг стало так жаль, что эти звуки, запечатленные на пожелтевшей бумаге, уже никогда не зазвучат. И я написал пару слов Листу. Его ответом было сообщение о начале масштабной работы над "Лоэнгрином" - и это несмотря на ничтожность средств в Веймарском театре!"
Молодой Ганс фон Бюлов писал своей матери, что если постановска осуществится, это будет потрясающее событие, Веймар станет столицей мира! И постановка состоялась... После кропотливой предварительной работы, после 38 многочасовых репетиций под вдохновенным руководством Листа и при самой тщательной сценической подготовке оперы Э.Ф. Генастом. Премьера "Лоэнгрина" на немецкой сцене прошла во время торжеств в честь годовщины со дня рождения Гёте - 28 августа 1850 года. Только через три года оперой заинтересовались другие театры, и лишь спустя десятилетие Берлинская Королевская опера открыла свои двери для этой драмы. Ещё в 1847 году, когда Вагнер приезжал в Берлин на репетиции "Риенци", он лелеял надежду склонить короля к постановке "Лоэнгрина". Но желание Вагнера не исполнилось: ему даже не представили возможность обратиться к королю.
Маленький провинциальный Веймар в день премьеры был заполонён немецкой и французской знатью, знаменитыми музыкантами, художниками писателями. В связи с этим срезвычайным событием, из Дрездена, среди прочих, прибыли Ганс фон Бюлов с матерью, Т.Улиг и семейство Риттер. После подобающей для такого случая вступительной речи, произнесённой музыкальным критиком Францем Дингельштедтом, состоялась торжественная премьера оперы. Главные партии исполнили: Лоэнгрин - И. Бек, Тельрамунд - Т. Мильде, Эльза - Р. Агге и другие певцы Веймарской труппы.
После премьеры Вагнер писал Листу, который, как мы уже отмечали, неутомимо и с апостольским рвением выступал в поддержку его сочинений: "Воистину, ты сотворил из этого маленького Веймара настоящий очаг моей славы... Когда я читаю многочисленные обстоятельные и зачастую вдохновенные рецензии на Лоэнгрина, доходящие до Веймара, и при этом вспоминаю, с какой завистливой враждебностью отзывались обо мне дрезденские рецензенты и с каким прискорбным постоянством они нападали на меня, сбивая с толку публику, то Веймар видится мне неким блаженным пристанищем, где я , наконец, смогу глубоко и свободно вздохнуть и ослабить тиски, сжимающие моё сердце". А когда партитура "Лоэнгрина" вышла в свет в издательстве Breitkopf & Hartel, Вагнер послал своему самому великодушному и благородному другу экземпляр с посвящением, в котором есть и такие прекрасные строки: "Ты был тем, кто пробудил немую партитуру к мощному звучанию. Без твоей исключительной любви ко мне лежало бы моё творение по-прежнему беззвучным, возможно, забытое даже мною в одном из ящиков в чулане, ибо ничьи уши не трогало бы то, что вдохновляло моё сердце и возбуждало мою фантазию, когда в течение пяти лет я работал над оперой, всегда мечтая о живом её воплощении.
Свидетельство о публикации №117112111048