Записки на бюджетах

Посвящено внутренней структуре одного коммерческого ВУЗа в Москве, в котором мне довелось проработать почти 2 года. Основано на реальных событиях в стиле повести М.А.Булгакова "Записки на манжетах".

___________
Надо сказать, всё же потрясающее заведеньице, в котором служу я почти шесть месяцев. Прямо-таки блеск, а не заведеньице.
Но интересней всего то, что всё происходящее в нём уже когда-то было. Причём не так давно. Творятся там такие прелестные вещи, что порой только ахнешь да рукой махнёшь. И ладно я, человек бывалый, видавший виды в других ведомствах, меня удивить трудно, а как быть доверчивым и впечатлительным, привыкшим к системе и порядку? Вопрос!
___________
Комната. Заходишь, а в комнате без перегородок сидит человек тридцать, в основном, барышни и дамы, и делают вид, что тебя нет. В здании или на улице их встретишь – тоже упорно не замечают и не здороваются.
Пока стоишь в дверях, барышни щебечут друг с другом и улыбаются (значит всё-таки умеют!). Но стоит к ним приблизиться с застывшим в глазах вопросом, улыбки моментально стираются, глаза суровеют, и барышни, как испуганные пичуги, прячутся поглубже за стопки папок на столе.
Ответы на вопросы даются убийственно лаконичные: «Не знаю», «Не ко мне», «Я занята», «Не в моей компетенции», «Не занимаюсь», «Не по форме напечатано», «Спросите там-то», «Спросите у того-то», «Переделайте», «Не подписано», «Нет печати» и т.п. Да и вообще на любую просьбу отвечают нечто вроде «Ах, оставьте меня!». И дальше сидят печатают, косо поглядывая на непрошенных гостей.
Печально: такие милые барышни, а уже руководители. И портит их это руководство больше, чем курение и матерщина. Откуда только набираются они к своим двадцати годам такому нахальству, хамству и безответственности, уму не постижимо! Страдать же от этого нам, ни в чём неповинным людям!
Ты к ним по-хорошему, а они возьми да пригвозди тебя одним из своих штампов. А по-другому с ними тем более невозможно. Только унижаться, только просить. Потому что без их печатей и подписей никуда. Они – власть! Они – деньги! Они – сила!
И поднимаешься на пятый этаж другого корпуса, и шапку ломаешь ради закорючки, которая не для твоего личного дела нужна, а для кого-нибудь из далёкой Кабардино-Балкарии, чтоб завтра им электричество не отключили в кабинетах, чтоб линии телефонные работали, чтоб было чем заплатить за ночлег в гостинице. А барышням что? Им ничего. Это до них некасаемо.
____________
У меня есть стойкое подозрение, что регламенты плодятся здесь не хуже крыс у помойного ящика, стоящего недалеко от главного входа. Что ни день, то новый регламент, а то и два. Больше всего меня интересует вопрос – кто их читает? И ещё больше, кто всё-таки блюдёт эти инструкции?
Люди стараются, регламенты пишутся, а всё равно надо идти и просить о помощи и содействии. И телефоны есть, и почта есть, а толку нет. Только в ногах правда! И вы не переубедите меня. Я знаю точно: пока не нанесёшь визит, не заглянешь в глаза, не поймёшь, что за птица перед тобой, ничего не получишь.
Они напрасно думают, что регламент им поможет. Нет-с, не поможет, какой бы он ни был! На человека и на животное можно действовать только внушением и лаской.
____________
Совершенно неясно, с какой целью нужно так издеваться над словами. Приходит тебе письмо, а в нём ребусы как у Конан Дойля: «У ЦФО по ВПО д.б. ШР и СМ».
Вместо названий отделов – сокращения: ПЭО, ФЭО, КРУ, АХД, ДРБ, СНТ… И доносится эхом из прошлого – Лито, Музо, Тео, Изо… Были, были времена!.. Впрочем, наши ничем не хуже. Не отстаем мы по скорости перемещений, количеству новых людей, внезапным переменам от всяких Тео и Лито.
Куда ни сунься – всюду создается ощущение, что люди только вчера в помещение въехали или собираются сегодня из него выезжать. Чемоданное настроение. Вчера тут были художники, сегодня загадочное слово «МИПП». На одной двери табличка «Китайский центр», а там региональный департамент. На другой, что точно расположена в отделе АХД и вовсе написано «Не АХД!». А третью поместили так высоко над дверью, что бедолаги-посетители ни заметить, ни тем более прочесть её не могут, и ломятся в соседние кабинеты в панике, уж не пропал ли отдел?!
Некоторые оригинальны до того, что сокращают ещё и отдельных, по всей видимости, самых важных сотрудников, которых только по имени-отчеству и должны все знать: «Обратитесь к Е.И.», «Этим заведует Т.Ю.», «Все вопросы к Т.И.».
Одно слово – барышни…
_____________

Клянусь, не далее, как вчера у меня был разговор с одним из сотрудников! А на другой день его уже нет. Уволился одним днём. Одним днём!! Как вам это нравится? Только однажды предупредил служащий, что скоро увольняется, и то сидит уже месяц сверх положенного срока. А другие хоть бы намекнули при знакомстве, что встреча наша первая и последняя. Так нет же: «Здравствуйте!», «Да, очень приятно!», «Взаимно!», «Рады видеть, приходите, поможем!», «Как же, как же, извольте!», «Пишите письма».
Принимаешь за чистую монету, раскланиваешься, пишешь письма. Ответа нет. Звонишь – молчание. Тогда уж идёшь с визитом и застаешь абсолютно пустой стол. Был человек – и нет человека. Бесследно растворился. Канул в лету. И главное – в телефонном справочнике он ещё числится, а по факту пустой стол. Или на очередной телефонный звонок вдруг ответит похоронный голос: «Он больше не работает».
Споришь: «Как же так? Ведь только недавно говорил со мной, мы договаривались, он обещал…» Но постепенно смиряясь с потерей, начинаешь растерянно спрашивать: «Как же так случилось? А почему? Не знаете? А кому дела передал? Никому? А кто теперь в отделе? Все уволились? Да вы шутите! Нет, не шутите? А с кем же теперь там общаться? Позвольте, вы-то кто? Не из этого отдела? Тоже увольняетесь? Прекрасно! То есть, печально. Значит, никого нет? Очень хорошо. То есть, очень плохо. Ну желаю вам…» 
Интересное заведение. То люди пропадают, то целые отделы. То люди и отделы одновременно.
А потом уже сам сидишь и советуешь: «Бегите скорей в отдел N! Скорее, говорю вам, пока они еще там! Да не потому что в шесть уйдут. Их вообще может завтра не быть, поймите! Не понимаете? И не надо! Бегите и требуйте поставить печать. Не отходите, пока не поставят. Просите, угрожайте, но без печати крышка!».
И если кто-то, сходя с ума от здешней неразберихи, будет истерично кричать, жаловаться, плакать или угрожать расправой – не удивляйтесь. Такое уж место.
По-тря-саю-щее!..


Рецензии