Один против всех. Личность в 21 веке

ОДИН ПРОТИВ ВСЕХ
личность в 21 веке

Автор: Виктор Хадсон ©2017
----------------------------------
Личность <-> лицо -> личина = маска
Персона/особа = person -> personality <-> persona(лат.) = маска
Психея(др. греч.) – душа
----------------------------------
Содержание.
1. Зигмунд Фройд и Карл Юнг.
2. Академия.
3. Стихира и дядя Вова.
4. Личность в 21 столетии.
5. Заключение.
----------------------------------
Предисловие.
    Семнадцать лет - шестая часть столетия, вполне достаточный отрезок времени для формирования поколения, мировоззрения и ментальности. Наверно, пора внимательнее взглянуть на новые реалии.
     Общественно-политические дискуссии и статьи со вкусом обсуждают "мировые проблемы", но часто упускают из виду личность. Если семья - "ячейка общества", то личность - его атом. Похоже, только поэтам хватает пороху на непредвзятое отображение индивидуального духовного мира. Однако, для создания "среднестатистического портрета" современной личности требуется системный подход, не являющийся сильной стороной поэтического жанра. Будучи так же далёк от Ницше и Юнга, как от центра галактики, автор этой статьи решил избрать утилитарный подход к освещению вопроса и таким образом пробраться в храм философии – если не с ревностно охраняемого парадного крыльца, то через чердачное окошко.)))
     В эссе рассматриваются только рациональные аргументы. Религии, мистике, эзотерике, отрицанию материального существования личности и окружающего нас мира, при всем уважении, здесь отводится второй план, поскольку иррациональные идеи не в состоянии достоверно отразить и объяснить реальность.
   Некоторые пассажи эссе могут показаться читателю спорными, но по крайней мере здесь есть о чем поспорить.)))
---------------------------------

1. Зигмунд Фройд [Фрейд] и Карл Юнг.

Два психолога, два выдающихся исследователя человеческой души. Предметом их изысканий были мотивы поведения человека. В самом деле, что заставляет нас "шагать по жизни"? Фройд считал, что это "психическая энергия", в основе которой лежит ЛИБИДО (сексуальное чувство). Согласно Фройду, характер личности складывается в раннем детстве, в отношениях между ребёнком и родителями, и эти отношения имеют фундаментальную сексуальную подоплеку. Известное подтверждение теории Зигмунда Фройда можно найти в криминологии: многие насильники и серийные убийцы родились в т.н. неблагополучных семьях.
    Фройд был высокого мнения о Юнге и в 1910 г. рекомендовал его на пост председателя только что созданной Интернациональной Психоаналитической Ассоциации. Однако в 1912 г. Юнг, совершая лекционный тур по США, публично раскритиковал "Эдипов комплекс" и теорию инфантильной сексуальности Фройда. В следующем году между учёными произошёл неизбежный разрыв и Юнг взялся за создание собственной теории психоанализа, состоящей из теорий либидо, подсознания и архетипов. Эссе не будет излагать большую и сложную теорию Юнга (которую не все жалуют в 21 веке), а остановится на нескольких понятиях, вошедших не только в академический, но и разговорный язык:
° КОМПЛЕКС - подсознательная совокупность мыслей, чувств, настроений и памяти, сфокусированых на одной единственной концепции. Чем больше совокупность, тем сильнее её влияние на поведение. Примеры - комплекс вины и комплекс неполноценности; в русском языке существует слово 'закомплексованый'.
° АРХЕТИП - согласно Юнгу, примитивное человеческое прошлое лежит в основе нашей психики. Пример - архетип конформизма: личность (как актёр) носит "маску", чтобы быть "принятой в обществе". Как сказал Шекспир, весь мир - игра, и люди в нем - актёры.
° ИНТРОВЕРТ - личность сосредоточена на своём внутреннем мире.
° ЭКСТРОВЕРТ - личность утверждает себя посредством общения с внешним миром.

2. Академия.

Кто только не изучает личность! Простое перечисление теорий, книг и имён займет множество страниц. Стоит упомянуть незаменимую роль статистики во всем диапазоне прикладных исследований в этой области. Ниже даётся краткая сводка дисциплин и подходов к изучению личности:
• Психология (в т.ч. абнормальная и клиническая) – изучает внутренние мотивы поведения личности. В настоящее время, большинство исследований носит не столько теоретический, сколько эклектический и эмпирический характер.
• Философские предпосылки.
   Т.к. личность тесно связана с внешним миром, многие теории личности исходят из философских предпосылок. Здесь приводятся пять философских проблем, вызывающих частые дискуссии:
   ° свобода против детерминизма – контролируют ли люди своё поведение или оно определено (determined) силами вне их контроля?
   ° наследство против окружения – современные исследования предполагают, что СОЧЕТАНИЕ генетического наследия и биологического окружения определяет поведение личности.
   ° уникальность против универсальности – уникальна ли личность, или она схожа с другими личностями?
   ° акция против реакции – действуют ли люди по собственной инициативе или под влиянием внешних стимулов. Большинство современных теоретиков считает, что и то, и другое имеет место.
   ° оптимизм против пессимизма – все ли люди стремятся к лучшему и почему они надеются на лучшее.

• Типологические теории.
Теории изучают статистику характеров и на этой основе делают выводы о типе личности. Например, личность может быть открытой или скрытной (экстроверт/интроверт), веселой или мрачной, сильной или слабой и т.д. Теоретически, статистическая модель комбинации этих качеств способна предсказать ВЕРОЯТНОЕ поведение личности в той или иной ситуации.
• Психоанализ.
Берет начало в работах Зигмунда Фройда. Согласно его теории, будущие характер и поведение взрослой личности формируются в первые пять лет детства.
• Поведенческие теории.
Поведение личности определяется внешней средой. Пример теории – классическая работа Павлова по изучению условных рефлексов у собак.
• Социально-когнитивные теории.
Личность поступает согласно собственым понятиям об окружающем мире и людях. Эти представления необязательно соответствуют действительности.
• Гуманистические теории.
В отличие от мрачноватых постулатов психоанализа, делают акцент на позитивном в человеке: люди обладают свободой воли и оптимизмом, способны ставить перед собой положительные цели и действовать соответственно, а потому не стоит слишком углублятся в детали человеческой психики.
• Биопсихологические теории.
Небольшие различия в генах ДНК определяют нюансы поведения. Одно исследование изучало пары близнецов в пяти странах и результат показал, что поведение близнецов схоже в половине случаев, а "не близнецов" - в одной пятой случаев.
• Эволюционные теории.
Теория Дарвина по-прежнему актуальна. Современные исследователи применяют его выводы при изучении личности. Естественный отбор и полиморфизм (например, люди имеют различные группы крови) играют важную роль в выживании вида (homo sapiens) - не только чисто биологически, но и в социальном окружении.
• Экспериментальная психология.
    ° испытуемым предлагаются тесты, такие например, как Роршах тест, где они отвечают на вопросы. Ответы, затем, интерпретируются специалистами.
    ° испытуемые ставятся в определенные условия, где они должны реагировать на вопросы и/или физические стимулы. Например, если испытуемый не ответил на вопрос, он подвергается (слабому))) электрошоку (такие эксперименты – на добровольцах – действительно проводились).
    ° испытуемые проходят индоктринацию, а затем специалисты наблюдают за их поведением. Пример: в одном эксперименте ("bobo doll experiment"), группе детей показали актера, при определённых условиях разбивавшего куклу молотком. После этого их отвели в игровую комнату, где были куклы и молотки, и они принялось разбивать кукол молотками.

3. Стихира и дядя Вова.

Автор этого эссе находит стихиру идеальным полигоном для изучения личности и общества. Вероятно, такие исследования на стихире уже проводились - если не с научными, то с деловыми или политическими целями. Хотя стихира – российский поэтический сайт, автор знает, что люди во всем мире имеют гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд. В следующем разделе (с претензией на ученость))), даётся социально-психологический портрет современной личности в той мере, в какой её представляют поэты и поэзия стихиры.
   Но вначале - немного об особенностях стихирской поэзии. Приблизительные количественые оценки отражают знакомство автора с произведениями поэтов стихиры - и не более того.

• Темы и жанры в порядке частоты появления в произведениях: любовь, жизнь, смерть, пейзажи/времена года/погода, о поэзии и искусстве, гражданское, детское, историческое/биографическое, мистика/эзотерика, о прошлом, песенная лирика, военное, о спорте, проза, юмор, поэтические переводы, басни, пародии, о профессии, о науке, о путешествиях, на иностранных языках.
• Пол.
Поэтессы: 80 процентов творчества посвящено любви, остальное – жизни и воспоминаниям, пейзажам, мистике,  детям, юмору и пародиями.
Поэты (не поэтессы))): 30 процентов посвящено любви, 30 – жизни, 20 – философии, 10 – гражданскому, 10 – всему остальному.
• Возраст – после 30 лет, поэты реже меняют поэтическую тематику. Старший возраст вспоминает прошлое и жалуется на настоящее, средний возраст - больше о настоящем, молодые (их, к сожалению, не так много), естественно, смотрят в будущее.
• Профессия –  музыканты пишут песенную лирику, военные – о войне и т.п.
• Место проживания – чем дальше от Москвы и СПб, тем чаще пишут стихи о местном крае, городе, деревне, рыбалке, охоте. Провинция больше тяготеет к Пушкину и Есенину, центр - к Маяковскому, Евтушенко и Ахматовой.
• Украина - к сожалению, автор этой статьи пока что не смог найти на стихире добрых слов об Украине или украинцах.
• Гражданское/патриотическое - ругают власть, но при этом редко упоминают Путина. В то же время, достаточно много национально-патриотических произведений, славящих РФ и критикующих США, Украину и Европу. Положительное мнение о государствах (не считая исторических экскурсов), не входящих в СНГ, высказывается преимущественно при описании личных поездок в эти страны.

* * * * *

Недавно, в ноябре 2017, у стихиры появился конкурент в лице авторов песни "Дядя Вова, мы с тобой", Вячеслава Антонова и его малолетнего сына Николая. Однако, поэтам не стоит волноваться: ТАКОГО нет даже на стихире, разве что у сатириков и пародистов. Песню исполнили ученики полицейских классов (оказывается, теперь в РФ полицейских готовят прямо со школьной скамьи) 44-й школы г. Волгограда под управлением депутата Госдумы, Анны Кувычко. Песню можно прослушать на u-tube в исполнении автора или в исполнении хора школьников:
   https: //www. youtube. com / watch? v=9bHGvt5z9CI
[удалить пробелы]

Больше всего автора статьи беспокоит не сама песня, а пугающее выражение лица Вячеслава Антонова во время её исполнения. Как было сказано про Остапа Бендера, такой честный взгляд Паниковский видел когда-то в Таганской пересыльной тюрьме. Наконец-то стало ясно, почему россияне горой стоят за Путина – на фоне таких дремучих персонажей, как Антонов, Путин — прямо-таки агнец божий.

Ниже, приводится полный текст песни
"Дядя Вова, мы с тобой":

Двадцать первый век настал, шар земной от войн устал
Населенье шара гегемон достал
В Евросоюзе мненья нет, Ближний Восток стонет от бед
За океаном лишен власти президент
Припев
Нам от северных морей, вдаль до южных рубежей
От Курильских островов, до Балтийских берегов
На земле сей был бы мир, но если главный командир
Позовет в последний бой, дядя Вова мы с тобой
А что достанется тому, поколенью моему
Дать слабинку, потеряем всю страну
Наши верные друзья, это Флот и Армия
Память дружбы деда красная звезда
Не достанется гряда, самураям никогда
Грудью встанем за столицу янтаря
Севастополь наш и Крым, для потомков сохраним
В гавань Родины, Аляску возвратим.

4. Личность в 21 столетии.

Немного отойдя после "Дяди Вовы", автор возвращается к теме статьи. Здесь не будут приниматься всерьёз такие концепции, как загробная жизнь. Итак, перед какими проблемами стоит сегодня личность?

• экзистенциальность •

   Не считая факта рождения, смерть является единственой неизменной константой жизни каждого индивидуума. Поэтому, проблема смерти – вечная, самая важная, самая трудная и самая неприятная из всех, с которыми когда-либо приходилось сталкиваться обществу и отдельной личности. Чем сегодня отличается отношение к смерти от прошлых эпох? Вероятно тем, что все больше людей не верит в загробную жизнь, так что можно утверждать, что, независимо от убеждений, личность никогда не откажется от попыток обрести физическое бессмертие.
    Автор этой статьи не видит ничего потустороннего в структуре и функциях человеческого организма и считает физическое бессмертие достижимым с помощью современной науки и медицины относительно недалекого будущего.

• смысл жизни •

Что такое "смысл жизни"?
В человеческом понимании (инопланетян пока ещё нет))), смысл жизни – это причина, по которой жизнь предпочтительнее смерти. Шекспировский Гамлет объяснял это страхом неизвестного, возможно ада, откуда никто из "простых смертных" еще не вернулся. Современная нерелигиозная личность считает, что, невзирая на превратности судьбы, уход из жизни - невосполнимая потеря, поскольку второго шанса не будет. К тому же, кто знает, может завтра изменчивая Фортуна будет благосклонней?

   Биологически, у жизни нет смысла. Кроме человека, ни одно живое существо не задумывается над тем, для чего оно живёт. Раньше или позже, перед каждым человеком встаёт такой вопрос. Современной личности, в отличие от предшественников, приходится, в конечном счёте, решать его самостоятельно. Как она справляется с проблемой?
Личность:
     ° однажды задав себе вопрос и не найдя решения, перестаёт искать ответ или откладывает все "на потом".

     ° всю жизнь пытается, но так и не находит ответа. Доктор Фауст не нашёл и пришлось бедняге обратиться за утешением к Сатане.)))

     ° видит смысл жизни во взаимодействии с окружающей реальностью, т.е. в самой жизни: личном и социальном общении, повседневных делах и заботах, семье, профессии, спорте, природе, увлечениях и развлечениях.

     ° талант: если у личности есть способности/талант/склонность к чему-либо, то смысл жизни может заключаться в участии в этом специфическом поле деятельности, например, в литературном процессе.

     ° подражание: личность копирует рациональную  умозрительную конструкцию, т.н. "ЦЕЛЬ В ЖИЗНИ", под впечатлением (т.е. эмоциональным воздействием) примера, оправдывающего необходимость активного существования, т.е. смысл жизни. Например, школьник посетил музей космонавтики и "решил" стать космонавтом (правда, в 21 веке школьники хотят быть олигархами)))).

     ° самоцель: бесцельная жизнь редко доставляет радость. Личность произвольно выбирает или изобретает "цель в жизни", чтобы чувствовать себя лучше и/или быть "не хуже других".

    В сознании человека, ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНЫ: если кто-то ведёт бесцельный образ жизни, значит она "теряет смысл".

     ° отстранение: личность сознательно, подсознательно или традиционно отказывается от самостоятельного решения проблемы смысла жизни и полагается на посредника – религию, общество, философию, государство, другую личность, группу, "судьбу", время, случай или инопланетян))).

     ° трансформация: личность формирует из существующих идей нечто новое, служащее отправной точкой для формулировки смысла и цели жизни.

      ° прозрение: личность обретает смысл и цель жизни "с потолка". Для этого необязательно отправляться в пустынь, поскольку феномен наблюдается не только у пророков, но и среди мистиков, умалишенных, алкоголиков и поэтов))).

• мировоззрение •

Похоже, никого уже ничем не удивишь. Теперь общеизвестны вид, устройство, динамика, возраст, масса и размеры Вселенной. Правда, было слабое оживление, когда астрономы обнаружили столкновение двух нейтронных звёзд, что, согласно теории, порождает золото и платину, так что женщины теперь знают, откуда взялось золото обручального кольца. Конечно, было бы неплохо найти "братьев по разуму" или, на худой конец, микроб на Марсе.
   Т.о., кругозор современной личности расширился до размеров Вселенной. Как следствие, личность перестала бояться Вселенной и чувствует себя в ней почти как дома, что, кстати, нашло отражение в сочинениях поэтов стихиры. Одно произведение, "Пойду заправлю звездолет" (Автандил Невглазпопало), автору очень понравилось.

• общество •

Ох уж это общество! И с ним тошно, и без него тошно))). Парадоксально, но сегодня личность:
   ° больше общается (интернет и телефон) и одновременно чувствует себя в изоляции.
   ° активнее участвует в общественно-политических процессах, но считает, что бессильна что-то изменить.
   ° объективно, живёт лучше, чем когда-то, но чаще выражает недовольство жизнью.
   ° дольше учится, но меньше знает.
   ° имеет неограниченый доступ к мировому культурному наследию, но предпочитает т.н. массовую культуру.
   ° критикует всех и вся, но не терпит критики в свой адрес.
   ° верит только в то, во что хочет верить.
   ° вера в справедливость почти сошла на нет.
   ° теряется ощущение реальности и точки опоры в жизни; хорошо хоть, что еще сохранилась надежда.

5. Заключение.

Возможно, растеряность и пессимизм проистекают оттого, что личность оказалась неготовой к стремительному прогрессу общества. Естественно, личность ищет альтернативы, одной из которых является возврат к старым, привычным и потому комфортным идеям и образу жизни.
   Последнее время, в идеологическом пространстве появилось расплывчатое политико-философское движение, условно называемое "ордеризмом". Ордеризм (order - порядок) акцентирует недостатки западной демократии и взамен предлагает альтернативу "порядка". Он пытается незаметно и ненавязчиво проникнуть в сознание европейского (и не только европейского) населения, с тем, чтобы подорвать веру в западную демократию. Ну а где же еще сейчас есть настоящий закон и порядок, как не в России и Китае?))) Путин уже не раз говорил об отсутствии порядка в Европе. Недавно, в интервью газете " Красная звезда", замминистра обороны РФ, генерал Дмитрий Булгаков, заявил, что Россия вышла на первое место по количеству бронетехники и катюш. Может, Путин решил, что пора опять навести в Европе "порядок"?!

* * * * *

      К чести поэтов стихиры, многие из них сохранили здоровый оптимизм и надежду на мирное будущее. Что же касается современной личности в целом, то врядли стоит бить тревогу – люди не раз доказывали необыкновенную устойчивость души во все времена.

---------------- конец ----------------------


.  Nov 19, 2017


Рецензии
"Песня о дяде Вове" - блеск!
Подобные правоверные, но бездарные опусы высмеивал ещё Гашек в "Похождениях Швейка".
А Фрейда, думаю, напрасно считают гением.
Он изобрёл героин, который рекламировал, как лекарство от наркомании. Оказалось, что это - тоже наркотик, причём ещё более вредный и опасный, чем натуральный опиум.
Известны его размышления о "фаллическом символе": что каждый длинный предмет похож на мужской член. Да у нас таких "гениев" - в любой средней школе полные классы!
Ну, а среднестатистическая личность - то же самое, что средняя температура по больнице. Были, есть и будут личности, далеко отичающиеся от средних. Имеенно они и вершат судьбы человечества. И поэты на Стихире - как раз тем и хорощи, что каждый - не средний. Одни пишут лучше, лругие - хуже, но все - по-своему.
С уважением.

Макс-Железный   10.12.2017 06:32     Заявить о нарушении
Приятная рецензия - по существу и без нападок личного характера. Безусловно, выдающиеся личности влияют на историю, но и народные массы не являются статистами исторических процессов – хотя бы потому, что личности приходят и уходят, а массы – по-прежнему тут. Есть мудрая арабская поговорка: собаки лают, а караван идёт (немного грубо, но по делу)))).

Виктор Хадсон   10.12.2017 15:39   Заявить о нарушении