Каминные ужи Ахматовой

                прочитав белый стих поэмы А.Ахматовой «Северные элегии-3»,
                что приведен внизу, задумался: а как бы он прозвучал с рифмой?
                дополнил его рифмами:
                *в каждой строфе:
                первые две строки – А.Ахматовой (см. стих снизу),
                остальные, в т.ч. дополняющие до рифм, – мои, Н.С. 

===========================
Каминные ужи Ахматовой
============================

***

В том доме было очень страшно жить,
И ни камина жар патриархальный,
Ни блики, что как дивные ужи
Ползли по стенам с шёпотом органным,
В камине воскрешая миражи,
Где в пламени мерещился архангел;

Ни колыбелька нашего ребёнка,
Ни то, что оба молоды мы были –
И воскрешали в грёзах мифы-были,
Где мы кумиры, но про всё забыли,
Пройдя сквозь бездну временно'й пустыни, –
Ничто не уменьшало чувства стыни!
Которое, став мамонтом простынным,
Вонзало в душу, в сердце, страха бивни,
Грызя печёнку.
И выпив кро'ви,
Вновь возвращалось в жар каминный,
Смеясь чертёнком.
И, несмотря на то, что мы, не плача
От всех невзгод, и что в кармане ни гроша,
Смеялись, верили, любили малыша,

И замыслов полны мы,** и удача
От нашего порога ни на шаг,
И что полна поэзией душа,
И что судьба не мыслится иначе,
И что любовь от нашего пути

За все семь лет не смела отойти, –
Не уменьшали это чувство страха:
Ни вера, ни полёты «вздохов-ахов»
Под всплеск шампанского с разлётом конфетти.
Везде дышало чувство страха – то мурахой
Пролезет в душу, то вдруг станет птахой,
То обернётся демоном, то плахой,
Грозящей нищетой и полным крахом,
То вдруг затявкает лисой, то росомахой,
То явится голодной черепахой,
То домовым, обжорой и неряхой,
То милым гномиком, вымаливая милость..

И я над ним смеяться научилась
И оставляла капельку вина –
Чтоб, охмелев, открыло мне причинность:
Раз виноваты мы, то в чём тогда вина?
Я, в подношения свои безумно веря, –
Не будет хуже от того, по крайней мере, –
В записки кла'ла крест, где наши имена,

И крошки хлеба для того, кто ночью
Собакою царапался у двери,
То стрекотал мелодию сорочью,
То хохотал, то выл, как воют звери,

Иль в низкое заглядывал окошко,
В то время как мы заполночь старались
Завесить зеркала', чтоб звуки пасторали
Не проникали из волшебных зазеркалий;
Задёрнуть шторы, чтобы лунною дорожкой
С небес не вторгся бес под видом кошки.
Да, мы старались,
                всё проделав как бы понарошку,

Не видеть, что творится в зазеркалье,
Под чьими тяжеленными шагами, –
Звучащими как гул загробной гаммы,
Когда по склепу бьют огромным камнем, –
Под чьими там литыми сапогами

Стонали тёмной лестницы ступеньки,
Как о пощаде жалостно моля.
И дикий холод шёл от каждой стенки.
Дрожал весь дом, дрожала я, судьба, земля.
И почему-то мне являлся дух Золя.
И силуэт Московского Кремля,
И петербургские застенки.

И говорил ты, странно улыбаясь:
"Кого они по лестнице несут?"
Мне чудилось: в последнем слове «Суд»,
И эхо с отголоском: «..ты раба' здесь»,
И скрежет звёзд, что мечут в нас ножи..

Теперь ты там, где знают всё, – скажи:
Что в этом доме жило кроме нас?
И почему ками'нные ужи,
Став змеями, – нас отравив, мой час,
Судьбу, страну, дитя, и нашу жизнь, –
В моей душе сплетают вязью: Спас?
На лжи...
Неужто в наших венах ложь бежит?

                ------------------------
                *в каждой строфе:
                первые две строки – А.Ахматовой (см. стих снизу),
                остальные, в т.ч. дополняющие до рифм, – мои, Н.С. 
                **«полны мы» употреблено вместо «исполнены»,
                чтоб не нарушался ритм

***
Николай Сысойлов,
15.11.2017

Коллаж мой – на основе фото из интернета

(Анна Ахматова, Николай Гумилёв, их сын Лев Гумилёв.
Фрагмент потолочной росписи Сикстинской капеллы "Изгнание из рая» Микеланджело Буонарроти.
Скульптура  «Лаокоон и его сыновья». Музей Пия-Климента. Ватикан)

===========

Анна Ахматова
«Северные элегии», часть 3

<ТРЕТЬЯ>

В том доме было очень страшно жить,
И ни камина жар патриархальный,
Ни колыбелька нашего ребенка,
Ни то, что оба молоды мы были
И замыслов исполнены . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . и удача
От нашего порога ни на шаг
За все семь лет не смела отойти,-
Не уменьшали это чувство страха.
И я над ним смеяться научилась
И оставляла капельку вина
И крошки хлеба для того, кто ночью
Собакою царапался у двери
Иль в низкое заглядывал окошко,
В то время как мы заполночь старались
Не видеть, что творится в зазеркалье,
Под чьими тяжеленными шагами
Стонали темной лестницы ступеньки,
Как о пощаде жалостно моля.
И говорил ты, странно улыбаясь:
"Кого они по лестнице несут?"
Теперь ты там, где знают всё, - скажи:
Что в этом доме жило кроме нас?

1921
Царское Село

=============

Коллаж мой – на основе фото из интернета

(Анна Ахматова, Николай Гумилёв, их сын Лев Гумилёв.
Фрагмент потолочной росписи Сикстинской капеллы "Изгнание из рая» Микеланджело Буонарроти.
Скульптура  «Лаокоон и его сыновья». Музей Пия-Климента. Ватикан)


Рецензии
Николай! Здравствуйте! Это случайная встреча после конкурса... Случайно с Вас начал читать из Премьер-лиги конкурса (отдельная история). Сегодня -день случайных (неслучайных?) открытий...
Впервые прочитал Ахматову (читал её мало) в таком ракурсе от Вас, интересно, нужно еще вчитаться...
Аутентичный перевод (вы ведь переводите...)как говорят переводчики, с иностранного (с подстрочника, например) трудное и не всегда благодарное дело. А теперь я скажу, что перевод с русского языка поэта прошлого времени на русский во сто крат труднее... Поясню, заревнуют, не поймут, закритикуют или, не поняв забросают дифирамбами, скрывая, что это трудно усвоить сходу.... Я не скрываю.
И еще, важно. Поэт на родном русском, у генетически русского читателя и,даже грамотея, вызывает гораздо больше образов и ассоциаций, чем от чтения и переводов иностранного поэта (проблема аутентичности). И каждый будет уверен, что прочитал Ахматовские образы (полу-мистика) точнее, чем другие... Понятно почему. А Вы рискнули "перевести" Ахматовские образы и строки для русских читателей и писателей. Теперь Вы понимаете, что слово "подвиг" уже не диферамб, а тяжелое подвижничество... так держать.

"П.С." а за Ваш мастер-класс с Ольгой Губской по поводу закрытого пространства - спасибо
С уважением

Игорь Путник   07.12.2017 22:07     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Игорь! и за такую глубокую рецензию! Удач и вдохновения Вам!
С улыбкой и уважением,

Николай Сысойлов   07.12.2017 22:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.