Декарт и страсти души

      Как мыслит Декарт? Есть действие и есть претерпевание действия и это два разных названия для одного и того же.
      Страсти души - это движения души. Страсть является и претерпеванием действия - зажиганием и самим действием - выплеском, поиском.
     Страсть - форма, охватывающая с двух сторон равно захваченного субъекта. И все вариации возможных различений движений души находят себя в различных страстях. Страсти - это обозначенные градации движений души. Одно дело - страх, другое дело - наслаждение. Некоторые различные позиции претерпевания и действия души.
     Но вы не найдёте у Декарта рассмотрения состояний, поскольку полноту формы он не помещает в самого субъекта, а как бы выносит её вовне и полагает в пространстве "между" - между одним субъектом и другим субъектом и в таком случае, тогда мы имеем только движения, а не состояния, и причём движения относительные, охват которых и даёт форму в конце концов.
    Трактат Декарта "Страсти души" - есть форма созерцания философом основных возможных вариаций душевных движений, они как бы перебираются и упорядочиваются в свете разума.
     Но что есть состояния? - сложность и противоречивость, положенная внутри самого субъекта - и действие, и претерпевание действия, которые борются в нём самом, образуя всякое человеческое чувство(любое человеческое чувство - противоречиво), но у Декарта этого нет - его противоречия возникают только из противостояния друг другу различных субъектов, как бы из пространственного расположения последних, и из его смены и взаимного влияния.
    Несмотря на то, что страсти объявляются им как бы делом "внутренним", душевным, то есть отличным от внешней протяжённости вещей - способ, каким они рассматриваются Декартом, снова неукоснительно сводит их словно бы обратно - к той же вещной пространственности. Правда, при этом они становятся предельно наглядны, однако основательно теряют в своей сложности.
    Страсти Декарта - это пространственно понятые страсти, что уже само по себе составляет довольно необычный феномен.
      Переводя на современный язык его подход можно было бы назвать как его личную тему так: единое чувство - на двоих... субъектов... и его возможное движение... Достаточно радикальный подход, несмотря на аннигиляцию внутренней формы.
     Почему же этот подход нисколько не устарел и не должен быть подвержен однозначному упразднению? Да потому что внутреннее человеческое чувство как раз и формируется вначале таким образом - как чувство на двоих - одно на двоих, а это именно то, что рассматривает Декарт. Следовательно, Декарт невольно попадает в точку генезиса человеческого чувства. О каком же упразднении может идти речь? Только о возможном понимании и верном прочтении. То, что кажется в Декарте примитивным и якобы устаревшим, на самом деле составляет неизбежный первоначальный этап человеческой чувственности, и как один из её необходимых этапов, вообще неустраним из проблемы чувственности, - является одним из её постоянно действующих элементов.
       Увлёкшись своим богатым, многообразным, сложноразветвлённым внутренним миром, последующая философия слишком далеко ушла вперёд, чтобы должнвм образом возвращаться к вопросам тела или души как тела, чем занимался Декарт. И так ли уж она была в этом права, когда забыла кое-что, оставив его позади?
      Как движутся "страстные тела" по отношению друг к другу? - вот вопрос, который занимает и беспокоит Декарта как философа. И насколько это движение тел является в принципе движением души?
Несомненно интригующая и детально слабо обдуманная в истории философии позиция.
      В декартовской системе координат мы должны говорить так: любовь начинается с претерпевания движения Другого.
"Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты" - бессмертный Александр Сергеевич... Но что созерцаем мы в этом мгновении как не движение привлёкшего нас человека? Обычно мы говорим - образ. Но что как образ - всего лишь та область восприятия и воздействия, которая открыта для нас и с которой потому начинаем осознанный отчёт мы? Что как есть области, являющиеся несущим основанием, однако неприметным для нашего душевного глаза и разумного осмысления? Что как Декарт прав и прежде всего встречаются движения? Что только определённым образом двигаясь, я могу воспринять другое движение и почувствовать его? Что образ - "шапка", одетая на все эти сложности взаимодвижений?
      Есть странный вопрос начала любви, который заключается в том, что мы можем влюбиться в того человека, которого уже знали раньше. Образ этого человека уже был перед нами, однако он не вызывал в нас волнения. И вдруг... Что же скрывается за этим вдруг???

      Движение другого человека становится насущно-необходимым продолжением нашего собственного движения - вот что... И этот первоначальный импульс разворачивает для нас и прошлый образ, мгновенно превращая его из пассивного или реактивно-нейтрального в актуальный по максимуму. Пока мы наблюдаем и воспринимаем, наше тело уже всё решило за нас. Именно поэтому говорят, что любовь - сильнее человека. Укоренённая в телесно-двигательной непреложности, она не мыслит подмен - разве только если вы не перевоплотились благодаря следующей жизни в иное тело, но и тогда говорят, мы несём на себе следы прошлого. Наши тела "разговаривают друг с другом" гораздо более мощно, чем мы можем себе это представить.
      А язык тел, как пространственных тел впервые открылся Декарту.
И можно порицать его за механистичность или математичность(геометричность), или же за ситематичность его познания, но нельзя отрицать тот факт, что "телесное мышление" не как спонтанный неосознанный феномен, а как осознанно представленная позиция впервые принадлежит Декарту.
      Тела движутся и своими движениями они обнаруживают вдруг - одно движение на двоих. То, что существовало якобы автономно, теряет свою автономность, но неожиданно обнаруживает, что обретает в таком случае необычайную свободу. Восхитительный парадокс!
      "Только от страстей зависит всё благо и зло в этой жизни" - таким параграфом заканчивает Декарт свои "Страсти души".
     Наше свободное, потерявшее ложную независимость движение и есть предельное Благо или предельное Зло. Больше ничего не может составить их настолько глубинно.
     Тело в пространстве - это тело в движении. Тело в движении - это тело как ДВА тела - одно аффектированное, другое аффектирующее, их всегда два, иначе нет движения. Тело как два, а не как абстрактное одно - это тело как свобода.
     Итак, одно тело как два тела - формула пространственной свободы или свободы пространства, то есть формула топологического пространства, поскольку топология и есть свободная пространственность, топология - это такое пространство, когда одно в другом уживается вместе с их взаимных исключением. Таким образом Декарт совершенно неожиданно предстаёт перед нами не как обыкновенный геометр, а как замаскированный создатель современной топологии, её сущностных принципов. И быть может тех принципов, которые как любая математика, не знает до сих пор и сама нынешняя топология.


Рецензии