Мон шер ами, а как узнать гармоничное хайку?
Про это еще Хаяно Хадзин, учитель Ёса Бусона взывал, но вот этот вот критерий — пожалуй что в такой короткой форме — говорит именно о гармоничности.
Аристотель учил разбирать стихотворения по форме, содержанию и поэтике. Или — собирать. Когда в одном месте и в нужное время все эти три штуки придут в неимоверное согласие, тогда и можно считать стихотворение состоявшимся. Или нет, не он это говорил и я сама придумала. Что, впрочем, не важно...
С короткой формой очень сложно в том плане, что можно сделать или слишком красиво, и тогда будет пафос и стилизация и не будет гармонии, а можно сделать излишне грубо и обрезано и тогда тоже будет негармонично.
Например, по содержанию. Часто любят вточить философию, сверху прикрасить философией и для надежности законопатить ею же третьей, чтобы никто в мире уже и не сомневался, что наша жизнь — игра. Содержание перевесит и развалит весь стих.
Либо вот поборники on-формата, то есть смотрим критерий формы. Разобьют строки не обращая никакого внимания на семантику (да ладно, что там семантику — даже ломая слова на полувздохе) — и тогда при чтении такого хайку начинают болеть зубы. Свои и чужие. Зубы. Ибо, следуешь чему-то, то понимай более глубоко почему ты этому следуешь и имей, в конце концов, ответственность. За слово, которое пытаешься приручить. Оно было в начале. А его рвут как Тузик грелку ради мифических канонов пять–семь–пять.
Поэтику даже трогать не хочу, тут хотя бы с этими двумя разобраться.
Уловить грань сложно, если придумываешь о чем бы писать и как написать. А придумывать и не стоит, видно потуги эти. Оно пришло вот только что, как выдох. Как продолжение приятной беседы. Как что-то не сочиненное, а подаренное.
Обычно, прочтя крепкое хайку, думаешь: "Мон шер ами, почему не я это написал?! Ведь видел же, но почему не задержал свой взгляд?!". Вот — это как раз яркий пример прочтения гармоничного хайку.
Свидетельство о публикации №117111202186
Не хайку. Но Пришло спонтанно в ответ
Форма ничто - поток всё
Не сочиняй стихи!
И корабль плывёт...
Артур Лено 12.11.2017 17:51 Заявить о нарушении
Работа со словом не должна быть видна, но она должна быть)
.
И по поводу иной поэзии... В "большой", сложилось такое стойкое ощущение, очень много поэтика играет. Спонтанность там самое последнее, что нужно. Ну я не буду настаивать)
Иса Лариса 13.11.2017 01:09 Заявить о нарушении
Но, чем короче форма, тем большее значение имеет спонтанность, Так, что по отношению к хайку, я думаю вы на 90% как минимум правы. А на оставшиеся 10 можно и поработать над словом ))
Артур Лено 13.11.2017 04:16 Заявить о нарушении
Из Китая в Японию такое развлечение пришло. Древние не гнушались. Весной, под сенью сакур цветущих. Вырывался ручей, желательно с кручи, течение нужно было. Кто-то из прислуживающих запускал кораблик с сакэ (кораблики красивые были). Поэты собирались где-то у воды ниже. И когда очередной кораблик подплывал, нужно было его подхватить, сакэ выпить и прочитать вака (танка, 5-стишие). Ну и вот, думается, чаше к седьмой наступала как раз спонтанность)
Иса Лариса 13.11.2017 05:37 Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/2017/10/11/952
Артур Лено 13.11.2017 07:55 Заявить о нарушении
А то самому многие вещи просто не видны, пока кто-нибудь внимание не обратитю
Артур Лено 13.11.2017 09:06 Заявить о нарушении
Поэтому пусть пока растет)
Иса Лариса 13.11.2017 09:54 Заявить о нарушении