Читая стихи Ольги Шельпяковой

Обзор трех произведений Ольги Шельпяковой http://www.proza.ru/avtor/alissa5      
http://www.stihi.ru/avtor/bazholga64

Стихотворение «Горка!» начинается с восклицания. Поставленный пунктуационный знак сообщает о том, что кто-то восклицает радостно: «Горка!». Можно предположить, что восклицает ребенок и именно о детях далее пойдет речь.
«Под окном катается с горки ребятня.
Носятся, ледянками весело звеня,
Шустрые, румяные, будущие дяди,
Будущие тёти, по зеркальной глади.»
Однако, повествование идет от лица, наблюдающего из окна катание с горы. Неужели от удивления воскликнул: «Горка!», сам рассказчик? Он так поразился, обнаружив за окном горку? Она неожиданно возникла? Нет, у нас, конечно, есть различные жизненные казусы, например, для ЖКХ зима всегда неожиданно настает. Возможно рассказчик один из работников ЖКХ и просто не заметил, как под окнами образовалась горка?! Не склон, не горочка, а такая гора где носятся, те, не так себе катятся из-за небольшого размера земельного образования, а набирают большую скорость, которая даже становится причиной того, что рассказчик сквозь окно слышит, как звенят льдинки.
Хочется отметить выбранный автором стихотворный размер
/-/-/--/---/ 12
 /---/--/---/ 12
 /---/--/---/- 13
 /---/-/-/-/- 12
Ударения скачут точно с горы камни сыплются и даже нельзя предположить к какому размерному ряду отнести подобное строение. Последний стих «хромает», рифма «дяди-глади» добавляет диссонанса. Рифма подарок даже для начинающего пародиста. Все мы знаем, что первый пародийный опыт приобретается еще в школе. Если дети прочтут это произведение, непременно переиначат смысл путем замены одной буквы, которая и так слышится благодаря близкому звучанию «б» и «д» дважды.
Далее ритмический рисунок еще интереснее. 12, 13, 11,12. Но теперь можно предположить, что автор пытался написать хорей.
«У кого "каталки" чёткие, крутые!
У кого - фанерные, самые простые.
Зависти ни грамма, все равны зимой.
Снежные, вспотевшие прибегут домой.»
Каталки взяты в кавычки, автор употребляет слово иносказательно, но именно каталки являются главными героями этого катрена. Это у них ни грамма зависти, и они снежные, вспотевшие прибегут домой.
Если бы речь шла о владельцах каталок – детях, возник бы вопрос: почему дети зимой равны, а в остальное время года нет. Но речь идет о каталках, читателю абсолютно понятно, что все они предназначены для катания, а значит равны.
Далее не совсем понятно какие такие родственники могут быть у каталок.
«Будут мамы сетовать, бабушки ворчать,
Недовольно дедушки головой качать,
Папы громко хмыхать, да глядеть сурово.
Всё это старо как мир, и увы - не ново.»
Размер произведения теперь 12, 12, 12, 13, а о порядке ударений вообще сложно говорить, и я считаю, что неактуально. Очевидно – в данном произведении не преследуется цель создать единый ритмический рисунок.
Хочется поподробнее остановиться на рифмах: «сурово-ново», «качать-ворчать», «крутые-простые», «зимой-домой» и та самая «ляди-дяди». При таком наборе простых, однотипных рифм, достаточно хорошая «ребятня-звеня» кажется случайным вкраплением.
И в последнем катрене мы снова возвращаемся к детям, что заставляет подумать о том, что ранее тоже говорилось о детях. Только не понятно лексическое наполнение относительно горки - почему сказки и тетрадки упоминаются при описании катания с горы?
«Пусть себе катаются,
Рвут штаны салазками!
Пусть резвятся, тешатся
 Радостными сказками!
Жизнь ещё поставит "неуды" в тетради,
Будущие тёти, будущие дяди...»
Обратим внимание, что ни один катрен не повторяет рисунок своего собрата по произведению:12, 12, 13, 12/12, 13, 11,12/12, 12, 12, 13/14, 14, 12, 12. Зато избитыми рифмами усыпаны все четыре.
Странное впечатление остается после прочтения «Горки». С одной стороны, на читателя с колоссальной скоростью летят дети с горы и вполне себе понятно почему недовольны родственники, ведь даже двигаясь в автомобиле на такой скорости необходимо соблюдать осторожность, а с другой стороны, если предположить, что перед нами обычная горка, а не сверхзвуковая, совершенно не понятно, почему все родственники столь негативно относятся к зимней забаве – катанию с горы.
Совершенно непонятно почему жизнь поставит неуды. Так безапелляционно – поставит и все тут. Разве не бывает людей счастливых, хотя бы твердых троечников?!
Необходимо отметить скудное смысловое наполнение. Произведение переполнено повторами – стихотворный прием, предназначенный для усиления какого-либо художественного впечатления, в этом произведении, являет собой обратный процесс – усиливает не образы, а диссонанс – ломает целостное восприятие картины.
Каждый стих по информативности можно смело делить пополам: ребятня /катается, носится/ – понятно, что не ползет медленно – второе слово неинформативно, опять же ребятня /шустрая, румяная/ – понятно, что шустрый ребенок никогда не будет страдать болезненной бледностью, а значит уточнение лишнее; /каталки четкие, крутые/ – два взаимозаменяемых сленговых слова, /фанерные, самые простые/ – идентично, /снежные, вспотевшие/ - здесь хочется сказать, что неплохо бы развить хоть одну мысль, это же стихи. Почему так скупо /снежные, вспотевшие/? Почему нет описания какой снег – пушистый, мягкий, на ресницах, на шарфиках, вспотевшие – разгоряченные зимней забавой с душой нараспашку?!
Перечисления штампами стоят подряд в каждом катрене и не имеют сюжетного развития, значения. Зато на целый катрен описано недовольство всех возможных членов семьи. Так и вспоминается картина «Опять двойка». Ребенок, накатавшись на горке, приходит домой и его встречают, как неуча – все недовольны его поведением и ярко выражают свои негативные эмоции. Может быть так принято в семье того самого героя, который нам повествует историю наблюдая бешенные спуски детей с горы под его окнами?
В общем, сложно понять какова идея произведения. Что бы сделать вывод, необходимо оттолкнуться от общепринятых литературных и социальных норм, но этого сделать невозможно.
В произведении не заложено никаких основ. Все противоречиво, двусмысленно, а описанная негативная обстановка в семье вызывает сочувствие к детям. А как начиналось произведение – с восклицания «Горка!», кажется прокричал ребенок радостно и такой диссонанс далее.
У меня после прочтения остался неприятный осадок. Жалко детей, жалко мучающегося от звона льдинок за окном работника ЖКХ, страшно за детей, катающихся с такой оглушительной скоростью, неприятна жизнь, которая обязательно наставит неудов, ну и созвучие это с рифмой на «лядь» заставляет поежиться и обойти стороной «Горку!».
Следующее произведение «Жизнь в запас».
Снова начнем с названия. /В запас/ употребляется в значении военного термина – отправить в запас, находиться в запасе и тд, а в накопительном значении чаще всего употребляется /про запас/, хотя и «в» употребительно, но реже.
Итак, еще не начав читать произведение я уже нахожусь в сомнениях и хочу их развеять. Куда же отправится жизнь – в запас или про запас?
Первый стих
/Запасная жизнь - это ночь./
Ничего не проясняет. С тем же успехом можно сказать: запасная шутка – это ночь или дембель – это затмение.
Читаю втор стих
/Хоть, на смерть похожа она./
Опять ничего не понятно о запасах. И дембеля бывают на смерть похожи, простите черный юмор, но смотря где служил и чем кормили.
Дочитываю катрен
/Гонит сон-забвение прочь
 молодая стерва луна./
Еще больше не понимаю. Попробую в строчку:
 /Запасная жизнь - это ночь. Хоть, на смерть похожа она. Гонит сон-забвение прочь молодая стерва луна./
О чем здесь написано?
О том, что запасная (как отставной генерал?) жизнь – это ночь, хоть (почему противоречие, к чему, к какому слову это «хоть» относится?) похожа на смерть она (кто она – жизнь или ночь, или луна?). Снова заботливое уточнение «сон=забвенье», спасибо, но я знаю. Чувствую себя школьником, которому что-то объясняют, забыв, что «школьник» уже университет окончил.
Ну, да: ночь черная, а значит она похожа на общеизвестный черный образ смерти. Да: сон – это забвение. Да: есть такое свойство Луны – светить ярко, тем самым мешая человеку уснуть. Здесь же – раз Луна такая яркая, значит ночь не такая уж и черная, а если ночь и есть запасная те отложенная про запас, а не отправленная в запас, значит она не такая уж и страшная, тогда остается вопрос: причем здесь /хоть/?
Как все запутано и интересно!
Что же дальше?
 /Смотрит нагло прямо в глаза,
без отрыва, до ломоты.
Душно...
Видно, будет гроза.
Завывают хором коты./
Вот теперь я точно чувствую себя школьником, которому очень многое в этой жизни неизвестно.
Коты завывают? Да еще и при Луне?
А я думала так делают волки.
Коты воют перед грозой. Вот это новость. А я все думаю – на что ориентируются наши метеорологи, составляя прогнозы погоды!
Ну, да, ладно. Самое интересное вначале. Луна смотрит без отрыва и до ломоты.
Вот эту новость можно прям на сайте «NASA» публиковать. Там та-а-акое иной раз публикуют. Тут недавно в «NASA» тонны информации о Луне, просто, потерялись. Я с трудом себе представляю, как можно потерять ручку в здании, нашпигованном сигнализациями и камерами, а тут коробки, коробки, коробки и все исчезает совсем незаметно. Завывающие коты предсказатели погоды и Луна, испытывающая ломку вполне могут затмить томами исследований о себе образовавшуюся информационную брешь в несколько тонн.
Так что там с запасами? Может последний катрен прояснит?
 /И сквозь этот сумрачный бред,/
А! Встрепенусь я. Еще не все потеряно. Это бред, а не я школьница неразумная.
 /жизни, смерти ли канитель?/
Вот здесь прям сильный удар. Жизнь или смерть? Смерть – это жизнь? Да, многие философы и даже ученые предполагают, что смерть – это не конечная точка существования человека, вернее его информационного и/или душевного наполнения. Но почему канитель – золотая нитка?
Может последние стихи мне всю суть произведения раскроют?
 /Ухожу по звёздам,
а вслед,
соловьиная
 свистом трель./
Сижу я очень грустная и думаю: «А следом со словами музыка – песня».
Так и не поняла я, что там с запасами. Какой запас автор имел ввиду?!
Смерть – это запасная жизнь. Почему? Хоть намекните мне п о ч е м у. Зачем здесь коты, Луна, соловьи… Почему смерть – это запасная жизнь? Или жизнь это отставная – в запасе смерть? Объясните.
Хотя… Пусть в «NASA» разбираются, когда найдут по летящим трелям главного героя, ушедшего по звездам.
Вполне возможно в запас ушедшего?
Или из запаса смерть вызывающего?
Все.
Или в запасе жизнь смерть ожидает под соловьиные трели…
Нет.
Все.
Закончила чтение.
Спасибо.
Может третье произведение окажется находкой?
 "Продажная душа" http://www.proza.ru/2013/05/03/1994
Ой. Сразу захотелось закрыть страницу, но наверно надо пояснить это свое ОЙ.
Говорить о рифмах я не буду /ясно-прекрасно/ все и так понятно.
Во втором катрене интересное что-то с временами происходит: был пока не бросят?
Но в общем все это кажется такой мелочью если прочесть третий катрен:

 /Жизнь взбаламучена опять!
Какого чёрта?  Всё сначала?
Душа продажна словно  б**дь,
Что, будто вечность не кончала./

Вот это знания дебрей социальных пластов мне открылись.
Что там музыка со словами типа песня или Луна в конвульсиях. Есть продажные души. Да, мы все знаем, что есть такой рогатый господин, который занимается скупкой душ. Но здесь-то, простите, нам открывается совершенно иная степень продажности. Душа по принципу second hand, которая продается и продается, продается и продается... Одного не могу понять, а как она опять оказывается у хозяина? Купившие обнаруживают брак и возвращают?
Ну, а последний стих обсуждать не хочу.
Да. Горка.
Скатились. Приехали.

Мне бы и хотелось высказать мнение, которое у меня сложилось о произведениях Ольги, но что-то руки не поднимаются, а душа противится.

Единственное о чем не могу умолчать так это о сегодняшнем положении дел в творческих кругах. Все пишут о чем хотят и как хотят.
Будем надеяться, что отсутствие цензуры, слабые отголоски критики, благодатная почва раскрепощения взрастят таланты с большой буквы.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.