Икт-неопределенность
Сандомирский М. Е., д.пс.н.
в терминологии М. Prensky (2001), "цифровых аборигенов". Подобные состояния имеют общие
Как подчеркивает А. Каплан (цит. по Аскоченской А., 2012): «Пользователь может управлять всем, мгновенно выбирая информацию, способ ее подачи, видеоряд, музыкальное сопровождение. Но эволюционно мозг не приспособлен к такой высокой скорости переключения с одной темы на другую.» Помимо повышенной отвлекаемости (фаббинга), подобную неэкологичную информационную нагрузку создают такие особенности восприятия цифровой (особенно онлайновой) информации, как многозадачность, мультимедийность, постоянные обновления контента и переключения внимания (Carr N., 2008, 2010).т
Следствием информационной избыточности на уровне переработки информаци
Адаптация к неопределенности.
В отечественной психофизиологии детально изучалась индивидуальная адаптация к неопределенности, связанная с механизмами вероятностного прогнозирования (Фейгенберг И.М., Журавлев Г.Е., 1977), поисковой активности (Ротенберг B.C., Аршавский В.В., 1984), оценки вероятностной структуры
Регрессия, по К.Г. Юнгу (1994) может происходить в двух направлениях: индивидуальном (онтогенетическом) и коллективном, или видовом (филогенетическом). Рассмотрим проявления индивидуальной регрессии, как адаптивные, так и дезадаптивные, актуальные для пользователей ИКТ.
Адаптивная роль регрессии в ситуации неопределенности
Параллельно индуцированная неопределенностью регрессия, как первичная психологическая защита, активизирует ряд вторичных психологических защит: рационализацию, негативизм, фантазирование, идентификацию (в том числе проективную), а также приводит к снижению критики (Сандомирский М.Е., 2016).
Дезадаптивная роль регрессии, индуцированной неопределенностью
1. В эмоциональной сфере
Согласно известной "формуле эмоций" П.В. Симонова (1981), интенсивность проживаемых человеком эмоций прямо пропорциональна силе актуальной для него потребности и обратно пропорциональна количеству имеющейся информации, необходимой для удовлетворения этой потребноем интенсивности эмоций.
2. В сфере мышления
а) Клиповое мышление
Клиповое мышление, являющееся закономерным продуктом ИКТ-формата предъявления контента пользователю, по сути противопоставляется мышлению понятийному(Добавим к этому снижение критики как характеристику клипового мышления и отсюда повышение внушаемости, вкупе с сетевым конформизмом.) В свою очередь, интернет-инфантилизация может становиться причиной геймификации интернета и основой опережающего развития таких его сегментов, как социальные медиа, предназначенные главным образом для общения и развлечения пользователей.
Неопределенность как фактор психопатологии
По генезу это артифициальная антропогенная неопределенность, механизмом патогенетического влияния которой выступает несоответствие социальной среды и инстинктивных адаптивных механизмов, приводящая к рассогласованию функциональных систем (по П.К. Анохину), в 3 видах
Вследствие интенсивного социального проникновения ИКТ и влияния базовой неопределенности в информационном обществе происходит трансформация традиционных душевных расстройств, а также появление новых массовых социально-психологических проблем. В этом аспекте можно говорить об информационной патологии и об информационном здоровье, о "цифровом здоровье" и "цифровых болезнях". Ранее мы описывали психологию поведения пользователей соцсетей (Сандомирский М.Е., 2009) и вытекающие из нее социальные угрозы социомедийной среды в аспекте душевного здоровья пользователей, такие как:
а) цифровой психоморфоз (Сандомирский М.Е., 2013);
б) цифровую агрессию, или троллинг (Сандомирский М.Е., 2010);
в) цифровую ипохондрию, или киберхондрию (Сандомирский М.Е., 2016);
г) социомедийно индуцированную или социомедийно опосредованную "цифровую" тревогу и депрессию (Сандомирский М.Е., 2011);
д) экстремальный селфизм и селфицид (Сандомирский М.Е., 2014, 2015).
Описанный процесс индукции психических расстройств и их патоморфоз происходят вследствие того влияния, которое соприкосновение с современными ИКТ оказывает на нервную систему и психику человека, эволюционно приспособленные к пребыванию в качественно иной информационной среде.
Одним из ведущих факторов воздействия информационного (цифрового) общества на психику человека оказывается ИКТ-неопределенность, порождаемая информационной избыточностью, изменчивостью и противоречивостью социальной среды. Соответственно толерантность и адаптация к неопределенности в условиях информационного социума становится важнейшим элементом социально-психологической адаптивности и фактором поддержания психического здоровья.
Литература
Алишев Б.С., Габдулхакова М.В. Толерантность к неопределённости, тревожность и чувство психологической безопасности у русских и татарских студентов // Ученые записки казанского университета. — 2013. — Т. 155, кн. 6. Гуманитарные науки. — C. 162-173.
Арнольд В.И. Теория катастроф. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 128 с.
Аскоченская А. Интернет делает нас глупее? // Psychologies. — 2012. — №77.
Брюн Е.А. Введение в антропологическую наркологию // Вопр. наркологии. — № 1. — 1993. — С. 72-78.
Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / Под ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлева. — М.: Наука, 1977. — 391 с.
Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе. — М.: Академический проект, 2008.
Демьянков В.З., Кубрякова Е.С. Когнитивная революция, когнитивный поворот // Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Под общ. ред. Е.С. Кубряковой. — М.: МГУ, 1996. — С. 72-73.
Дипак Лал. Непреднамеренные последствия. Влияние обеспеченности факторами производства, культуры и политики на долгосрочные экономические результаты. — М.: ИРИСЭН, 2007.
Драгунский Д.В. Отнимать и подглядывать. — М.: АСТ, 2014. — 378 с. — С. 9
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. — М.: ИИУ МГОУ, 2017. — 416 с.
Крауклис А.А. Методологические аспекты исследования эмоционального стресса. // Методологические проблемы исследования функций мозга. — Рига: Зинатне, 1984. — С. 70-74.
Леонов И.Н. Толерантность к неопределенности как психологический феномен: История становления конструкта. // Вестник Удмуртского университета. / Философия. Психология. Педагогика. — 2014. — Вып. 4. — С. 43-52.
Панов А.Д. Кризис планетарного цикла Универсальной истории. // Вестник Российской академии наук. — 2004. — Т. 74, №6.
Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. — М.: Наука, 1984. — 192 с.
Сакс Дж. Цена цивилизации. — М.: Изд. Ин-та Гайдара, 2012. — 352 с.
Сандомирский М. Е. Неопределенность как социально-психологический феномен информационного общества // Социальный психолог. — 2017. — №2 (34). — С. 230-234.
Сандомирский М.Е. Интегративная концепция психосоматических расстройств. Автореф. дисс... докт. психол. наук. — Ярославль: МАПН, 2016. — 51 с.
Сандомирский М. Е. Социально-психологические и психотерапевтические аспекты интенсивных интегративных психотехнологий обучения в информационном обществе // Методология современной психологии. Вып.6 / Сб. под ред. Козлова В.В., Карпова А.В., Мазилова В.А., Петренко В.Ф. — М-Ярославль: ЯрГУ, ЛКИИСИ РАН, МАПН, 2016. — 474 с. — С. 365-378
Сандомирский М.Е. Матетика: деятельностный подход к повышению эффективности обучения // Деятельный ум: От гуманитарной методологии к гуманитарным практикам. Матер. Межд. конгр., посв. 80-летию со дня рождения А.А. Леонтьева (Москва, 23-26 мая 2016г.). Часть 2. — 116 с. — С. 106-108.
Сандомирский М.Е. Киберхондрия как клиническая и социально-психологическая проблема // Психотерапия. — 2016. — №11 (167).
Сандомирский М.Е. Селфимания, экстремальные селфи и селфицид: на перекрестке аддиктологии и суицидологии // Психотерапия. Международный конгресс «Интегративное движение в психотерапии. Психотерапия здоровых. Духовно-ориентированная психотерапия» Москва, 15—18 октября 2015. - 2015. — № 10 (154). — С.27-41.
Сандомирский М.Е. Интернет-индуцированный цифровой психоморфоз, инфантильность и социомедийная психотерапия // Психотерапия. Материалы Конгресса. Объединенный Евроазиатский конгресс по психотерапии. Выпуск №2. — 2013. — №8 (128) — С. 33-41.
Сандомирский М.Е. Социомедийная среда: ее социальные угрозы и новые возможности для психотерапии // Сборник материалов. 1-й международный конгресс «Экология мозга: искусство взаимодействия с окружающей средой». — М. : Издательство АММ-ПРЕСС, 2013. — 136 с. — С. 101-103
Сандомирский М.Е. Номофобия как следствие распространения мобильных коммуникационных технологий // Психотерапия. — 2011. — №10. — Материалы Междунар. конгресса «Интегративные процессы в психотерапии и консультировании. Психотерапия здоровых. Медиация» Москва 7-9 октября 2011 г. — С. 30.
Сандомирский М.Е. Социомедийная психотерапия и феномен троллинга // Психотерапия. Спец. Выпуск: Матер. Первого Всемир. Конгресса русскоязычных психотерапевтов «Языки психотерапии» 8-10 октября 2010. — С. 154-157.
Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная терапия: Практическое руководство. — М.: Незав. Фирма «КЛАСС», 2005. — 592 с.
Сандомирский М.Е., Белогородский Л.С. Возрастная регрессия и формирование искусственных сенситивных периодов с точки зрения функциональной асимметрии полушарий // Современные направления психотерапии и их клиническое применение. Матер. конф. М.: Ин-т психотерапии, 1996. — С. 126-127.
Симонов П.В. Эмоциональный мозг. — М.: Наука, 1981
Трыков В.П. Формирование теоретической модели современной высшей школы: постмодернистская концепция высшего образования Жана-Франсуа Лиотара // Знание. Понимание. Умение. — 2012. — № 3. — Источник URL: Урсул А.Д. Информация и глобальные процессы: междисциплинарные исследования // Знание. Понимание. Умение. — 2013. — №3. — С. 26-33.
Фромм Э. Бегство от свободы. — М.: Прогресс, 1990.
Хананашвили М.М. Информационные неврозы. —Л.: Медицина, 1979. — 144 с.
Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и симолы. —СПб., 1994. — 415 с.
Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. — 527 с. — С. 319.
Barrett D. Supernatural Stimuli: How Primal Urges Overran Their Evolutionary Purpose. — New York, W.W. Norton & Company, 2010.
Сarr N. The Big Switch: Rewiring the World, From Edison to Google. — New York: W. W. Norton & Company, 2010.
Сarr N. The Shallows: What the Internet Is Doing to Our Brains. — New York: W. W. Norton & Company, 2010.
Flood A. 'Post-truth' named word of the year by Oxford Dictionaries. // The Guardian. - 15.11.2016 [Электрон. ресурс] — Режим доступа: Greenfield S. Interview: Social websites harm children's brains: Chilling warning to parents from top neuroscientist (Text by D. Derbyshire) // Daily Mail. — 24 February 2009.
Hayes S. C., Strosahl K., Wilson K. G. Acceptance and Commitment Therapy: An experiential approach to behavior change. — New York: Guilford Press, 1999. — 304 рр.
Heppell M. How to be briliant. — Pearson Education Ltd., 2004. — 142 pp.
Porges S.W. The Polyvagal Theory: Neurophysiological Foundations of Emotions, Attachment, Communication, and Self-regulation. New York: WW Norton, 2011.
Prensky М. Digital Natives, Digital Immigrants // On the Horizon. MCB University Press. — October 2001. — Vol. 9, No. 5.
Small G., Vorgan G. iBrain: Surviving the Technological Alteration of the Modern Mind. - New York: Harper, 2009.
Twenge J.M. iGen: Why Todays Super-Connected Kids Are Growing Up Less Rebellious, More Tolerant, Less Happy - and Completely Unprepared for Adulthood - and What That Means for the Rest of Us. — NY: Atria Books, Simon & Shuster, 2017. — 342 pp.
Wells A., Matthews G. Attention and emotion: A clinical perspective. Hove, UK: Erlbaum, 1994.
Wells A., Matthews G. Modelling cognition in emotional disorder: The S-REF model. // Behaviour Research and Therapy. — 1996. — V. 32. — Pp. 867—870.
Свидетельство о публикации №117110911316