Символ двуединства как выражение трех гун

Наш путь из тьмы и света состоит.
Не удивительно, на том весь мир стоит.
Но каждый миг мы сами выбираем
Каков же будет результат на вид

Пожалуй, нет более узнаваемого символа, чем символ двуединства, инь-ян. Но мало кто усматривает в этом знаке присутствие третьей компоненты. А ведь она изображена настолько явно, что кажется невероятным: как можно ее игнорировать?
О какой третьей составляющей идет речь?
 Итак, перед нами круг, как символ единства и абсолютного совершенства. Но в круге не один центр, а два: две точки, которые  не воспринимаются ни центрами светлой и темной фигур, ни кажутся вообще особо значимыми в данном символе.
 Все внимание, как правило, приковано к двум, похожим не то на запятые, не то на головастиков, равнозначным фигурам.
Темная - инь, светлая - ян. Нам говорят: одна невозможна без другой. В любой точке круга существуют обе, но в разных пропорциях - чем больше одна, тем меньше выражена другая. А вообще-то, они равнозначны, то есть, обе занимают равное положение . Сколько в целом инь, столько же и ян.
 Но, если так, то зачем понадобилось изображать столь причудливый по форме образ?
 Почему бы не ограничиться простым разделением круга на две симметричные половины?  Справа - белая, слева - черная. Все понятно и просто.
 Как в схоластических догмах - есть святое и есть нечистое, весь мир поделен на владения Бога и дьявола. Как природа делит сутки на день и ночь. Но любая философия, религиозная в том числе, предполагает описание начала, то есть, истоки того процесса, который продолжается в наше время.
 А что может сказать о возникновении круг, поделенный надвое прямой линией?  Такое изображение тянет лишь на констатацию факта, но никак не помогает обосновать процесс возникновения и развития.
 А вот две половинки, которые закручиваются вокруг друг друга по спирали - это уже объяснение.
 И пример тому - двойная спираль ДНК. Или два рукава туманности ...
Причем, каждый из завихряющихся потоков имеет свой центр зарождения,  Потоки эти возникают синхронно, и потому имеют одинаковую силу противостояния. Одно определяет другое. Как поток положительно заряженных ионов противостоит потоку отрицательно заряженных частиц. Собственно, возникновение этих потоков становится возможным лишь при сегрегации единого на два компонента, и эти потоки проходят сквозь друг друга, устремляясь каждый к своему полюсу.
Поэтому, есть два полюса, которые окружены максимальным потоком частиц противоположной полярности.
Анионы притянуты к плюсу, как катионы - к минусу.
Но разве не то же самое мы видим в изображенном символе инь-ян?  В центре фигуры - маленькая точка противоположного цвета. Как основа для существования всей массы.
 Итак, есть разделение единого надвое. И есть динамика процесса.
Иначе говоря, с разделением всегда появляется направление. И именно эта динамика и является третьим компонентом, без которого немыслимо существование первых двух.
В символе это выражено не только формой спирали, но и постепенным изменением количества одного фактора относительно другого. В любой момент времени, в любом сечении круга количество инь и ян равное, а вот их распределение вариативно.
 И эта неоднородность и создает все возможные варианты жизни.
Но, рассматривая наши компоненты, мы говорим лишь о двух - об инь и ян. Когда же вступает в силу третья? А она никогда и не исчезала.
 Всегда и во всякое мгновение есть все три составляющие. Темная инь, светлая ян и ДВИЖЕНИЕ.
Что такое инь в абсолютном выражении? Полная и абсолютная неподвижность . Равно, как и ян. Две ступени, две категории, два качества. Они кажутся противоположными, но только потому, что сосуществуют вместе. А вот переход с одной ступени на другую, это и есть динамика процесса. Возможно ли вообще говорить о двух уровнях, если они не разнесены между собой? Разнесенность, разделенность категорий сосуществует одновременно с самими категориями. И никак иначе.
 Без этой разнесенности оба уровня сольются в одно. Или просто перейдут один в другой, как это происходит в  лестнице, где каждая ступенька оказывается одновременно и верхней и нижней, верхней относительно нижних и нижней относительно более высоких.
 Если обе категории обозначить другими названиями, а именно, тамас и саттва, то мы приходим к теории трех гун. Третья гуна - раджас, то есть, царская, правящая, названа так не случайно. Ведь именно раджас имеет самое непосредственное отношение к Индре, владыке всех богов и к индриям, то есть, органам чувств.  Ведь гуна раджаса - это гуна страсти и связана как с проявлением эмоций, так и с теми органами, которыми наше тело улавливает информацию из мира.
 Тамас обычно понимается в упрощенном варианте, как гуна невежества, тьмы, разрушения. В онтологическом смысле тамас - это неразличение , отсутствие сегрегации. Но ведь и чистая саттва, то есть гуна благости, в высшем проявлении также не разделяет мир на части, поскольку во всем видит проявление единого начала. И именно поэтому обе гуны являются статичными  площадками на графике, где вертикалью между ними служит гуна раджаса.
Процесс обратим и происходит одновременно в двух направлениях. Вверх и вниз. От саттвы к тамасу и от тамаса к саттве.  Главным является направленность, а она задается волей человека .
Из символа двуединства становится понятным и то обстоятельство, почему древние индийские трактаты говорят о том, что нигде, ни в какой точке пространства невозможно существование чистого проявления одной из гун. Нельзя стать абсолютно саттвичным, как невозможно пребывать в абсолютном тамасе.
Даже в боге есть частица тамаса. И в любом асуре частица саттвы. Эти маленькие частицы являются теми самыми полюсами, вокруг которых концентрируется основная масса противоположной гуны. Именно поэтому в русских Ведах нельзя отделять Белобога от Чернобога, как нельзя прекращать их вечное противостояние. Поскольку именно оно порождает весь мир.


Рецензии
Нэт, ты приподнес великолепный материал. Понравилась теория 3-х гун. Здорово! Как-то и не задумывалась о триединстве именно в этом аспекте. Но я давно приняла суть триединства - всегда есть точка отсчета, объединяющая две противоположности в одно целое и дающая зарождение движению. Ты там упомянул схоластические догмы, так я разу воодушевилась. В эпоху Возрождения была бы на стороне гуманистов. И вдруг меня посетила мысль, что любой религиозный догмат имеет право быть без философствований. Фактически поставлен запрет на уход в размышления, который будет вносить раскол в религиозные воззрения и попирать проверенные истины. Вся философия осталась в языческой вере, хотя она и была сплошь в символах и тайных знаниях для избранных. Вот и китайский фэншуй имеет языческие истоки, где я нашла факты, потверждающие правильность некоторых догматов и главное - объясняющие. Кстати, как говорила мне моя подруга, знающая китайский и традиции Китая, что любое заимствование они всегда очень четко описывают. Китайцев отличает любовь к новшествам. Те же Инь и Ян - истоки древние и отнюдь не китайские. Нет, надо нажать стоп-кран, а то еще дел полно, а я просто зависла у тебя. Спасибо, дорогой, что поместил такой прекрасный материал.
Хорошего дня и удачи, Анита

Анита Карелина   09.11.2017 14:05     Заявить о нарушении