Медных трубы, огонь и вОды - зерно рабочее прошло!

=1=

Сонет 2200

Случайно может вдруг - порЕзаться
В сапожном деле новичок;
СложнА квалификаций лЕстница
Сносить подошвы каблучок,

Где - по гвоздЮ, а где - по пАльчику,
Он будет бить ещё сильней,
Пока мужчине, а не мАльчику
На складе выдадут гвоздей.

К нему пойдут тогда орАвою:
Он быстро шьёт, и не спешА,
Ведь опыт распрощался с трАвмою,
Как будто режет без ножа.

Разряд повысил свой сапОжника
Как встарь, от опыта-помОщника.


===

=2=

Сонет 2202

Без травм жить может больше мЕсяца?
Тогда он и не ученик,
В нём мастерство такое свЕтится,
Что хоть сапожник, он - Велик!

К нему подходят с уважЕнием,
Он для клиентов – «гУру» стал,
Его внимают точке зрЕния,
Его ведут на пьедестал.

Звук медных труб - звук ликовАния,
Прошёл огонь в воды КТО,
Звук этот может все старАния
Свести на нет, где ОН – никто!

Так, в опыте и не без лИшнего,
Но кто достиг разряда вЫсшего.


===

=3=

Сонет 2204

Вновь травмы в нём - разряда нИзшего,
Как будто опыта и нет,
Над верстаком ножа завИсшего
В раскрой вредит авторитет;

И молоток - теперь всезнАющий,
От мастерства бьёт вдалеке,
Как бьют ученики-товАрищи
Себе случайно по руке.

Такой не только у сапОжников
При мастерстве вновь травматизм:
От сталевАров и до плОтников,
Где человечий эгоизм.

Загадочно ЗЕРНО РАБОЧЕЕ
Однообразия средь прОчего.


===

*

В тексте –
три мной избранных моих Сонета:
2200, 2202, 2204
из моего Венка Сонетов номер 21
«Зерно рабочее в ДНК человечьем»
(http://stihi.ru/2016/08/15/3626
http://proza.ru/2016/08/15/587)

*

Прототипом этого Венка Сонетов № 21
послужил мой Сонет № 2207

Сонет 2207

Когда неопытен, беда
Подстерегает в каждом «чИхе»,
СтрашИт и воздух, и вода...
Такое – в Гении и в Психе.

Куда ни кинь, повсюду клин,
Но больше чем кидаешь «кости» -
Растает лёд твоих кручИн,
Засветит радость вместо злости.

Так, опыт власть даёт тебе
Распоряжаться над собою,
Чтоб ни в мороз и ни в огне –
Ничто не сделалось с тобою!

Но ОПЫТ - чувства притупИт,
Когда велИк, ОН – паразит.

*

«Охрана труда» -
была одной из обязательных дисциплин
в технических ВУЗах СССР.
Этот предмет студентами считался скучным
и ненужным в практической деятельности
будущих инженеров.
Тем не менее, по ОХРАНЕ ТРУДА 
читались лекции,
проводились практические лабораторные работы,
был зачёт и даже обязательный экзамен.

Помню, на одной из таких лекций в ЛИТМО
преподаватель вычертил мелом на доске
кривую, показывающую соотношение числа
несчастных случаев
от профессионализма работника.
Кривая приводилась в отношении электриков
от Первого разряда до высшего –
Шестого разряда.
По мере увеличения мастерства,
число несчастных случаев уменьшалось,
а на уровне Пятого разряда снизилась
до НУЛЯ.
Но дальше, число травм резко увеличилось,
а при наличии Шестого разряда –
сравнялось с Первым.

Преподаватель объяснял это тем,
что чем больше работник знает и умеет,
тем больше
проявляется Человеческое качество:
«Я всё знаю!»,
мол, что для меня 220 вольт?
меня даже и 1000 воль не берёт!

И это качество распространяется практически
на все специальности;
даже штурманы кораблей
при своём двухлетнем опыте
швартуются безукоризненно,
а на пятом году допускают ошибки,
которые совершали
только в начале своей практики!

На мой субъективный взгляд,
именно поэтому Антон Семёнович Макаренко
в своей Великой «ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЭМЕ»
говорит о том,
что заменял подростков-начальников
в своей Колонии -
каждые полгода.

Невольно вспомнишь
мудрое изречение Сократа:
«Я знаю только то, что ничего не знаю».

*

Санкт-Петербург, 2017 год


Рецензии