Мир...
Будь то правда иль ложь, будь добро или зло - всё едино.
Собирал наравне с уникальностью всякую дрянь,
А в итоге под кистью времён нарождалась картина.
Продвигался вперёд по векам... возвращался назад,
Да подглядкой в бесмыслии черпал из истины капли.
По спирали кружился, то Рай узнавая, то Ад
В окруженье своём, хоть и знать их сподобился вряд ли.
От Лилит до Лолиты не так уж велик перескок,
Да и Ева с веками делить не привыкла привычки.
Хорошо, что у времени есть для сомнений кавычки,
А иначе Адам договор свой с творцом бы расторг.
Откупиться ребром от опал одиноких ночей -
Разве это сродни переплате, иль трате напрасной?
Здесь И Ева ничья... и Адам изначально ничей...
Если кто-то захочет быть чьим-то - его слово властно.
Жизнь совсем коротка... Не хватает на мудрость, увы.
Натянуть бы мгновенья на выдох с последним прощениьем.
Не склонить бы к унынью под палку своей головы,
Да ещё, не мещало б, грехов получить отпущенье.
Хорошо, что у времени нет пересмотра для дел:
Что творили, за то и платить непременно придётся.
Дай-то Бог, не скудели с живою водою колодцы,
Да не стали бы души ценимы людьми меньше тел.
05.11.2017
Краткий анализ текста
Тема. Размышления о природе времени, человеческой сущности, вечных противоречиях добра и зла, свободы воли и предопределённости. Через мифологические и библейские образы (Лилит, Ева, Адам) автор исследует цикличность бытия и моральную неоднозначность человеческого опыта.
Основная мысль. Жизнь — сложный, противоречивый процесс, в котором переплетаются истина и ложь, добро и зло, свобода выбора и неизбежность расплаты. Время неумолимо формирует «картину» бытия, а человеку остаётся стремиться к мудрости, искуплению и сохранению духовности.
Стиль речи. Художественный (поэтический) с элементами философского размышления. Насыщен символикой, аллюзиями, риторическими конструкциями.
Тип речи. Рассуждение с элементами описания. Текст выстраивает цепочку размышлений, подкреплённых образами и метафорами.
Композиция.
1;я строфа — тезис о противоречивой природе мира и его движении сквозь время.
2;я строфа — развитие мысли через библейские аллюзии, идея необратимости выбора.
3;я строфа — размышления о краткости жизни, свободе воли и необходимости искупления.
4;я строфа — итог: неизбежность расплаты за поступки и призыв к сохранению духовности.
Средства связи предложений:
анафоры («Будь то… будь…», «Хорошо, что…»);
лексические повторы («время», «Адам», «Ева»);
синтаксический параллелизм («От Лилит до Лолиты…», «Откупиться ребром…»);
местоимения и синонимы для связности («его слово», «жизнь», «мгновенья»).
Средства выразительности:
метафоры: «под кистью времён нарождалась картина», «натянуть бы мгновенья на выдох»;
антитезы: «правда иль ложь», «добро или зло», «Рай… Ад»;
символы: время (необратимость), ребро (жертва), живая вода (жизнь);
риторические вопросы и восклицания (подчёркнутая эмоциональность);
архаизмы и книжная лексика: «сподобился», «опалы», «скудели»;
сравнения: «От Лилит до Лолиты не так уж велик перескок»;
олицетворение: «время» как активный участник процесса.
Общий эффект. Текст создаёт ощущение философской глубины, соединяет мифологические архетипы с современными размышлениями о свободе, ответственности и смысле жизни. Интонация сочетает смирение перед неизбежностью и надежду на духовное возвышение.
Свидетельство о публикации №117110500082