Занятие I. Хорей

План занятия:
1. Определение хорея.
2. Распространённые хореические размеры.
3. Равносложные хореические размеры.
4. Разностопные хореические размеры.
5. Разнообразие хореических строф.
6. Задания для самостоятельной проработки.
 
1. Хорей – двусложный стихотворный размер, в стопах которого ударения  приходятся преимущественно на первые слоги, или на нечётные слоги строки, считая слева направо: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17. В отдельных стопах реального хорея могут вообще отсутствовать ударения, или наоборот стоять сверхсхемные ударения,  но ударения основных членов предложения, использованных в строке, должны располагаться на её нечётных слогах.

Количество стоп и слогов в строках хорея, в зависимости от вида рифмы, и схемы ударных и безударных слогов указаны в  таблице, приведённой выше.

Например: в строке трёхстопного хорея, заканчивающейся дактилической или мужской рифмой по 5 слогов (причём в мужской рифме последний слог ударный), в строке, оканчивающейся женской рифмой - 6 слогов. В хорее строки, оканчивающейся дактилической или мужской рифмой, содержат нечётное количество слогов. Сроки, заканчивающиеся женской рифмой, имеют чётное число слогов.


Рассмотрим на примерах различные хореические размеры.

1.1. Вот короткие пушкинские строки:

Милый мой, сегодня
Бешенных повес
Ожидает сводня,
Вакх и Геркулес. 

Для определения размера любого стихотворения необходимо, во-первых расставить в словах ударения, а затем выделить в строках стопы. Ударения ставят во всех членах предложений, использованных в строках стихотворения. В служебных частях речи, т.е. в предлогах, союзах, частицах и междометиях, состоящих из одного слога и не являющихся членами предложений, ударения не ставят.
В нашем примере ударения в словах выделим заглавными гласными, которые находятся под ударением. Чтобы не путать заглавную букву начала строки и ударную букву в сказуемом «ожидает» запишем его со строчной буквы. Получим следующее:

МИлый мОй, сегОдня
БЕшенных повЕс
ожидАет свОдня,
ВАкх и ГеркулЕс.

Выделим в строках стопы, т.е. пары слогов, и  отделим их друг от друга знаком дефис:

МИлый - мОй, се - гОдня
БЕшен - ных по - вЕс
ожи - дАет - свОдня,
Вакх и -  Герку - лЕс.

Мы видим, что в первой строке прилагательное «милый» совпадает с первой стопой. Вторая стопа образована местоимением «мой» и первым слогом слова «се - годня». Последние два слога этого слова образуют третью стопу. Во второй строке первая стопа задается двумя слогами прилагательного «бешен - ных», его окончание и предлог «по» образуют вторую стопу, которая не имеет ударных слогов. В третьей строке первая стопа также безударная.
Стопы, не имеющие ударения, не редкость в стихах и в двусложных размерах имеют название, пришедшее из греческого языка, –  «пиррихий». Для простоты мы их будем называть по-русски – безударные стопы. Наличие в строках рассматриваемого стихотворения безударных стоп  несколько затрудняет определение стихотворного размера, но не сбивает сам размер, который чётко проявляется в первой и четвёртой строках, содержащих по три ударных слога и, являющихся, с точки зрения определения размера, ключевыми. Таким образом, четверостишие написано трёхстопным хореем, поскольку количество стоп определяется по максимально возможному числу ударных слогов в сроках стихотворения.
 
Схематически строки четверостишия выглядят так:

/-  /-  /-
/-  --  /
--  /-  /-
/-  /-  /

Кроме метра размер стихотворения определяют количество  слогов в строках и схема рифмовки. В приведённом выше примере в нечётных строках по 6 слогов, а в чётных по 5 слогов. В нечётных слогах используется так называемая женская  рифма с ударением на предпоследнем слоге, а в чётных строках мужская рифма с ударением на последнем слоге. Схема рифмовки перекрёстная, т. е. первая строка рифмуется с третьей, а вторая с четвёртой. Такая рифмовка является наиболее совершенной. (Самой слабой рифмовкой считается смежная, при которой рифмуется пара строк. В указанном нами сборнике такая рифмовка встречается только в 14 стихотворениях из 212).
В рукописи стихов после заголовка или первой строки полезно указывать подробный  размер стихотворения,  включающий такие характеристики, как количество стоп соответствующего метра и количество слогов в строках, схема рифмовки  и виды рифм в нечётных и четных строках. Для рассмотренного стихотворения запись этих сведений выглядит так:
Размер стихотворения: 3-х стопный хорей:  6/5/6/5 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м/ж/м.
Примечание. Поскольку при перекрёстной рифмовке количество слогов и рифмовка первых двух строк  четверостишия идентичны соответствующим характеристикам двух последующих строк, постольку размер стихотворения может быть записан более кратко, применительно к паре строк: 3-х стопный хорей:  6/5 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м. Подобную сокращённую запись мы и будем применять далее. При кольцевой (охватной,опоясывающей) рифмовке строк четверостишия, а также при рассмотрении более сложных строф, в которых применяется смешанная рифмовка, стихотворный размер придется записывать подробно.

1.2. Такой же размер имеет есенинское стихотворение:

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.

Расставим ударения в четверостишии:
ТОпи да болОта,
СИний плАт небЕс.
ХвОйной позолОтой
ВзвЕнивает лЕс.

Выделим в строках стопы:
ТОпи - да бо - лОта,
СИний - плАт не - бЕс.
ХвОйной – позо - лОтой
ВзвЕни - вает лЕс.

Представим строки четверостишия схематически:

/-  --  /-
/-  /-  /
/-  --  /-
/-  --  /

Ключевой строкой является вторая. Размер стихотворения: 3-х стопный хорей: 6/5 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

Если в рассматриваемом фрагменте стихотворения нет ключевой строки, то надо либо перейти к следующему отрывку, либо анализировать строки данного фрагмента в совокупности.

1.3. А. Величанский

Осени плачевной
наступил черёд –
листьев предвечерних
кончен перелёт.

Расставим ударения в четверостишии:

Осени плачЕвной
наступИл черЁд –
лИстьев предвечЕрних
кОнчен перелЁт.

В словах, содержащих букву «ё» ударение приходится именно на неё. По этой причине в стихах целесообразно писать букву «ё» последовательно, а не выборочно.
 
Выделим в строках стопы:

Осе - ни пла - чЕвной
Насту - пИл че - рЁд –
лИстьев – предве - чЕрних
кОнчен – пере - лЁт.

Представим строки четверостишия схематически:

/- -- /-
-- /- /
/- -- /-
/- -- /

Во всех строках фигурирует по одной безударной стопе. Тем не менее, из схемы видно, что во всех строках ударения приходятся на нечётные слоги: в первой, третьей и четвертой строках – на первые и пятые слоги, во второй строке  – на третий и пятый слоги, что характерно для хорея. Размер стихотворения: 3-х стопный хорей: 6/5 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м. 

Понятно, что слишком короткие строки требуют много рифм, а слишком длинные строки затрудняют их чтение, так как рифмы встречаются редко и стихи перестают восприниматься стихами. Вспомним пушкинское: «Не много рифм и много прозы».  Тем не менее, встречаются стихи и с более длинными строками:
 
1.4. Н. Гумилёв

ВОЛШЕБНАЯ СКРИПКА

Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое темный ужас начинателя игры!

Расставим ударения в четверостишии:

МИлый мАльчик, тЫ так вЕсел, так светлА твоЯ улЫбка,
Не просИ об Этом счастьЕ, отравлЯющем мирЫ,
ТЫ не знАешь, тЫ не знАешь, чтО такОе Эта скрИпка,
ЧтО такОе тЕмный Ужас начинАтеля игрЫ!

Выделим в строках стопы:

МИлый - мАльчик, - тЫ так - вЕсел,- так свет- лА тво- Я у -лЫбка,
Не про- сИ об  Этом - счастьЕ, - отрав- лЯю -щем ми -рЫ,
ТЫ не - знАешь, - тЫ не знАешь, - чтО та –кОе – Эта - скрИпка,
ЧтО та - кОе - тЕмный  - Ужас – начи – нАте -ля иг- рЫ!

Представим строки четверостишия схематически:

/- /- /- /- -- /- /- /-
-- /- /- /- -- /- -- /
/- /- /- /- /- /- /- /-
/- /- /- /- -- /- -- /

В третьей и четвёртой строках «что» – местоимения, которые находятся под ударением. Ключевой для определения размера является третья строка четверостишия. Размер стихотворения: 8-ми стопный хорей: 16/15 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

 
2. Самыми распространёнными хореическими размерами являются 4-х, 5-ти и 6-ти стопные хореи. Количество стоп при этом во всех в строках одинаковое, а вот количество слогов разное, некоторые строки, чётные или нечётные могут быть короче на один слог за счёт использования мужской рифмы.
 
2.1. Н. Гумилёв

КАПИТАНЫ
         III

Только глянет сквозь утесы
Королевский старый форт,
Как веселые матросы
Поспешат в знакомый порт.

Расставим ударения в четверостишии:

ТОлько глЯнет сквозь утЕсы
КоролЕвский стАрый фОрт,
Как весЕлые матрОсы
ПоспешАт в знакОмый пОрт.

Выделим в строках стопы:

ТОлько- глЯнет- сквозь у-тЕсы
Коро-лЕвский – стАрый - фОрт,
Как ве-сЕлы- е  мат-рОсы
Поспе-шАт в зна- кОмый - пОрт.

Представим строки четверостишия схематически:

/- /- -- /-
-- /- /- /
-- /- -- /-
-- /- /- /

Как видно, во всех строках присутствуют безударные стопы. Наиболее близки к хорею первая, вторая и четвёртые строки. Размер стихотворения: 4-х стопный хорей: 8/7 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.


2.2. А вот стихотворение, написанное разновидностью 4-х стопного хорея.

Е. Артюхов

Я проснулся ровно в шесть
И взглянул на жизнь трезвее.
Утро, верно, мудренее.
В этом тоже что-то есть.             С. 15.

Расставим ударения в четверостишии:

Я проснУлся рОвно в шЕсть
и взглянУл на жИзнь трезвЕе.
Утро, вЕрно, мудренЕе.
В Этом тОже чтО-то Есть.

Выделим в строках стопы:
Я прос - нУлся - рОвно - в шЕсть
и взгля - нУл на - жИзнь трез - вЕе.
Утро, - вЕрно, - мудре - нЕе.
В Этом  - тОже - чтО-то - Есть.

Представим строки четверостишия схематически:
/-  /-  /-  /
--  /-  /-  /-
/-  /-  --  /-
/-  /-  /-  /

Как следует из схемы, ключевыми строками являются первая и четвёртая.
Размер стихотворения: 4-х стопный хорей: 7/8/8/7 слогов; рифмовка кольцевая м/ж/ж/м.

2.3. Н. Гумилёв

ПАМЯТЬ

Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи.
Мы меняем души, не тела.

Расставим ударения в четверостишии:

ТОлько змЕи сбрАсывают кОжи,
Чтоб душА старЕла и рослА.
МЫ, увЫ, со змЕями не схОжи.
МЫ менЯем дУши, не телА.

Выделим в строках стопы:
ТОлько - змЕи - сбрАсы - вают -кОжи,
Чтоб ду - шА ста- рЕла - и рос- лА.
МЫ, у - вЫ, со - змЕя -ми не - схОжи.
МЫ ме - нЯем - дУши, - не те - лА.

Представим строки четверостишия схематически:

/- /- /- -- /-
-- /- /- -- /
/- /- /- -- /-
/- /- /- -- /

Несмотря на наличие безударных стоп во всех строках, первая, третья и четвёртая строки позволяют определить размер стихотворения как 5-ти стопный хорей: 10/9 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

2.4. Реже встречается следующая разновидность пятистопного хорея:

Н. Дмитриев

Время лечит? Время не лечи!
Что со мною будет с исцеленным?
Позабуду горя плеск соленый
И обиды жаркие лучи.                С. 59.

Расставим ударения в четверостишии:

ВрЕмя лЕчит? ВрЕмя не лечИ!
Что со мнОю бУдет с исцелЕнным?
ПозабУду гОря плЕск солЕный
И обИды жАркие лучИ.

Выделим в строках стопы:

ВрЕмя - лЕчит? - ВрЕмя - не ле - чИ!
Что со - мнОю - бУдет - с исце - лЕнным?
Поза - бУду  гОря - плЕск  со - лЕный
И об - Иды - жАрки - е лу - чИ.

Представим строки четверостишия схематически:

/- /- /- -- /
/- /- /- -- /-
-- /- /- /- /-
-- /- /- -- /

Во второй строке «что» – местоимение, а не союз, по этой причине ударение на нём уместно.  Несмотря на наличие в каждой строчке безударных стоп, в целом схема четверостишия показывает, что размер стихотворения: 5-ти стопный хорей: 9/10/10/9 слогов; рифмовка кольцевая: м/ж/ж/м.

2.5. А вот пример 6-ти стопного хорея:

Е. Ефремов

ПЕСНЯ О РОДНОМ ГОРОДЕ

Занесенный чистым снегом или вымыт
Самым грустным, самым ласковым дождем,
Он меня к себе каким угодно примет
И согреет,
Словно голубь,
Под крылом.                С. 75.

Расставим ударения в четверостишии:

ЗанесЕнный чИстым снЕгом или вЫмыт
САмым грУстным, сАмым лАсковым дождЕм,
Он менЯ к себЕ какИм угОдно прИмет
И согрЕет,
СлОвно гОлубь,
Под крылОм.

Выделим в строках стопы:

Зане –сЕнный – чИстым-  снЕгом- или - вЫмыт
САмым  -грУстным,-  сАмым  -лАско - вым  дож - дЕм,
Он ме - нЯ к се - бЕ ка - кИм у - гОдно - прИмет
И сог - рЕет,-
СлОвно - гОлубь,
Под кры - лОм.

Представим строки четверостишия схематически:

-- /- /- /- -- /-
/- /- /- /- -- /
/- /- /- /- /- /-
-- /-
/- /-
-- /

Как видно из схемы, ключевой строкой является третья строка, размер стихотворения: 6-ти стопный хорей: 12/11 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.


3. Если в строках одинаковое число стоп и рифма одного вида, то и количество слогов в строках одинаково.

3.1. Н. Гумилёв

Он поклялся в строгом храме
Перед статуей Мадонны
Что он будет верен даме,
Той, чьи взоры непреклонны.

Расставим ударения в четверостишии:

Он поклЯлся в стрОгом хрАме
Перед стАтуей МадОнны,
Что Он бУдет вЕрен дАме,
ТОй, чьИ взОры непреклОнны.

Выделим в строках стопы:

Он по- клЯлся - в стрОгом - хрАме
Перед – стАту -ей Ма - дОнны,
Что Он - бУдет - вЕрен - дАме,
ТОй, чьИ - взОры – непре - клОнны.

Представим строки четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимених «Он» и «чьИ» знаками «+»:

/- /- /- /-
-- /- -- /-
- + /- /- /-
/ + /- -- /-

Итак, первая строка четверостишия является ключевой поскольку хорей в ней представлен идеально. Размер стихотворения: 4-х стопный хорей: 8/8 слогов; рифмовка перекрёстная: Ж/ж.


3.2. Ю. Друнина

ДВА ВЕЧЕРА

Мы стояли у Москвы-реки,
Ветер шелком платья шелестел.
Почему-то вдруг из-под руки
На меня ты странно посмотрел –

Расставим ударения в четверостишии:

МЫ стоЯли у МосквЫ-рекИ,
ВЕтер шЕлком плАтья шелестЕл.
ПочемУ-то вдруг из-пОд рукИ
На менЯ тЫ стрАнно посмотрЕл –

Выделим в строках стопы:

МЫ сто - Яли - у Мос - квЫ-ре - кИ,
ВЕтер - шЕлком – плАтья - шелес - тЕл.
Поче - мУ-то - вдруг из - пОд ру - кИ
На ме - нЯ тЫ - стрАнно - посмот - рЕл –

Представим строки четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «тЫ» знаком плюс «+»:

/- /- -- /- /
/- /- /- -- /
-- /- -- /- /
-- /+ /- -- /

Несмотря на наличие безударных стоп, схемы двух первых строк указывают на пятистопный хорей. Размер стихотворения: 5-ти стопный хорей: 9/9 слогов; рифмовка перекрёстная: М/м.

3.3.  Н. Крандиевская-Толстая

Яблоко, протянутое Еве,
Было вкуса – меди, соли, желчи,
Запаха – земли и диких плевел,
Цвета – бузины и ягод волчьих.

Расставим ударения в четверостишии:

Яблоко, протЯнутое Еве,
БЫло вкУса – мЕди, сОли, жЕлчи,
ЗАпаха – землИ и дИких плЕвел,
ЦвЕта – бузинЫ и Ягод вОлчьих.

Выделим в строках стопы:

Ябло - ко, про - тЯну - тое - Еве,
БЫло - вкУса – мЕди, - сОли, - жЕлчи,
ЗАпа - ха – зем - лИ  и - дИких - плЕвел,
ЦвЕта – бузи - нЫ и  - Ягод - вОлчьих.

Представим строки четверостишия схематически:

/- -- /- -- /-
/- /- /- /- /-
/- -- /- /- /-
/- -- /- /- /-

Вторая строка, являясь ключевой, позволяет определить размер стихотворения как 5-ти стопный хорей: 10/10 слогов; рифмовка перекрёстная: Ж/ж.

3.4. Н. Гумилёв

     ЛЕС

В том лесу белесоватые стволы,
Выступали неожиданно из мглы,


Расставим ударения в двустишии:

В тОм лесу белесовАтые стволЫ,
ВыступАли неожИданно из мглЫ,

Выделим в строках стопы:

В тОм ле - су бе - лесо - вАты - е ство - лЫ,
Высту - пАли – нео – жИдан - но из - мглЫ,

Представим строки двустишия схематически:

/- -- -- /- -- /
-- /- -- /- -- /

Обе строки изобилуют безударными стопами, но имеющиеся ударения приходятся на нечётные слоги: 1,7, и 11 в первой строке, и 3, 7, и 11 во второй строке, что характерно для хорея. Размер стихотворения: 6-ти стопный хорей: 11/11 слогов; рифмовка смежная: м/м.

3.5. Н. Гумилёв

ПЬЯНЫЙ ДЕРВИШ

Соловьи на кипарисах и над озером луна,
Камень черный, камень белый, много выпил я вина.
Мне сейчас бутылка пела громче сердца моего:
Мир лишь луч от сердца друга, все иное тень его!

Расставим ударения в четверостишии:

СоловьИ на кипарИсах и над Озером лунА,
КАмень чЕрный, кАмень бЕелый, мнОго вЫпил Я винА.
МнЕ сейчАс бутЫлка пЕла грОмче сЕрдца моегО:
МИр лишь лУч от сЕрдца дрУга, всЕ инОе тЕнь егО!

Выделим в строках стопы:

Соловь - И на - кипа - рИсах - и над -  Озер - ом лу - нА,
КАмень - чЕрный, - кАмень - бЕелый, - мнОго - вЫпил - Я ви - нА.
МнЕ сей - чАс бу - тЫлка - пЕла - грОмче - сЕрдца – мое - гО:
МИр лишь - лУч от - сЕрдца  -дрУга,  -всЕ и - нОе ¬- тЕнь е - гО!

Представим строки четверостишия схематически:

-- /- -- /- -- /- -- /
/- /- /- /- /- /- /- /
/- /- /- /- /- /- -- /
/- /- /- /- /- /- /- /

Ключевыми строками являются вторая и четвёртая. Размер стихотворения: 8-ми стопный хорей: 15/15 слогов; рифмовка смежная: м/м.

Рифма в равносложном хорее может быть и дактилической:

3.6. Н. Крандиевская-Толстая

В кухне крыса пляшет с голоду,
В темноте гремит кастрюлями.
Не спугнуть ее ни холодом,
Ни холерою, ни пулями.

Расставим ударения в четверостишии:

В кУхне крЫса плЯшет с гОлоду,
В темнотЕ гремИт кастрЮлями.
Не спугнУть еЕ ни хОлодом,
Ни холЕрою, ни пУлями.

Выделим в строках стопы:

В кУхне - крЫса - плЯшет - с гОлоду,
В темно - тЕ гре - мИт кас- трЮля- ми.
Не спуг- нУть е - Е ни - хОло - дом,
Ни хо- лЕро - ю, ни - пУля- ми.

Представим строки четверостишия схематически:

/- /- /- /- -
-- /- /- /- -
-- /- /- /- -
-- /- -- /- -

В первой строке пятистопный хорей проявляется почти идеально. Поскольку все строки заканчиваются дактилическими рифмами, постольку последние слоги строк безударные. Размер стихотворения: 5-ти стопный хорей: 9/9 слогов; рифмовка перекрёстная: Дактилич./дактилич.

4. Иногда стихотворения пишут разностопным хореем, используя в строках разное число стоп.

4.1. М. Цветаева

Радость всех невинных глаз
– Всем на диво! –
В этот мир я родилась –
Быть счастливой,

Расставим ударения в четверостишии:

РАдость всЕх невИнных глАз
– ВсЕм на дИво! –
В Этот мИр Я родилАсь –
БЫть счастлИвой,

Выделим в строках стопы:

РАдость - всЕх не - вИнных - глАз
– ВсЕм на - дИво! –
В Этот - мИр Я – роди - лАсь –
БЫть счас - тлИвой,

Представим строки четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «Я» знаком плюс «+»:

/- /- /- /
/- /-
/- /+ -- /
/- /-

Ключевыми строками являются все, кроме третьей. Размер стихотворения: 4-х стопный/двустопный хорей: 7/4 слога; рифмовка перекрёстная: м/ж.


4.2. Р. Бёрнс  (перевод С. Маршака)

     НЭНСИ

– Муженек, не спорь со мной,
       Не сердись напрасно.
Стала я твоей женой –
      Не рабой безгласной!

Расставим ударения в четверостишии:

– МуженЕк, не спОрь со мнОй,
       Не сердИсь напрАсно.
СтАла Я твоЕй женОй –
      Не рабОй безглАсной!

Выделим в строках стопы:

– Муже - нЕк, не - спОрь со - мнОй,
       Не сер - дИсь нап - рАсно.
СтАла - Я тво - Ей же - нОй –
      Не ра - бОй без - глАсной!


Представим строки четверостишия схематически:

-- /- /- /
-- /- /-
/- /- /- /
-- /- /-

В нечётных строках четырёхстопный хорей. На это однозначно указывает третья строка, являющаяся в этом смысле ключевой. В остальных строках первые стопы безударны. Тем не менее, в чётных строках ясно виден трёхстопный хорей. В целом размер стихотворения: 4-х/3-х стопный хорей: 7/6 слогов; рифма перекрёстная: м/ж.

4.3. А. Пушкин

 КАЗАК

Раз, полунощной порою,
        Сквозь туман и мрак,
Ехал тихо над рекою
        Удалой казак.

Расставим ударения в четверостишии:

РАз, полУнощной порОю,
        Сквозь тумАн и мрАк,
Ехал тИхо над рекОю
        УдалОй казАк.

Выделим в строках стопы:

РАз, по - лУнощ - ной по - рОю,
        Сквозь ту - мАн и - мрАк,
Ехал - тИхо - над ре - кОю
        Уда - лОй ка - зАк.

Представим строки четверостишия схематически:

/- /-  -- /-
-- /- /
/- /- -- /-
/- /- /

В первых трёх строках имеются безударные стопы. Четвёртая строка – идеальный трёхстопный хорей. Таким образом, в четных строках – трёхстопный хорей, в нечётных – четырёхстопный хорей. Запишем размер четверостишия: 4-х/3-х стопный хорей: 8/5 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

4.4. А. Блок

Ночь – как ночь, и улица пустынна.
             Так всегда!
Для кого же ты была наивна
              И горда?

Расставим ударения в четверостишии:

НОчь – как нОчь, и Улица пустЫнна.
             ТАк всегдА!
Для когО же тЫ былА наИвна
              И гордА?

Выделим в строках стопы:

НОчь – как ¬- нОчь, и - Ули - ца пус - тЫнна.
             ТАк все - гдА!
Для ко - гО же - тЫ бы - лА на - Ивна
              И гор - дА?

Представим строки четверостишия схематически:

/- /- /- -- /-
/- /
-- /- /- /- /-
-- /

Невзирая на наличие безударных стоп в нечётных строках, и анализируя их вместе, приходим к выводу, что в них по пять стоп хорея.Схема второй строки показывает, что а в четных строках по две стопы хорея. Итак, размер стихотворения: 5-ти стопный/двустопный хорей: 10 слогов/3 слога; рифмовка перекрёстная: ж/м.

4.5.  А. Блок

ШАГИ КОМАНДОРА

Тяжкий, плотный занавес у входа,
          За ночным окном – туман.
Что теперь твоя постылая свобода,
Страх познавший Дон Жуан?

Расставим ударения в четверостишии:

ТЯжкий, плОтный зАнавес у вхОда,
          За ночнЫм окнОм – тумАн.
ЧтО тепЕрь твоЯ постЫлая свобОда,
СтрАх познАвший ДОн ЖуАн?

Выделим в строках стопы:

ТЯжкий, - плОтный - зАна - вес у - вхОда,
          За ноч - нЫм ок - нОм – ту - мАн.
ЧтО те - пЕрь тво - Я пос - тЫла - я сво - бОда,
СтрАх поз - нАвший - ДОн Жу - Ан?

Представим строки четверостишия схематически:

/- /- /- -- /-
-- /- /- /
/- /- /- /- -- /-
/- /- /- /

Размер чётных строк определяем по четвёртой строке, являющейся ключевой. Размеры нечётных строк определяем отдельно, подсчитывая число стоп, включая и безударные. Размер стихотворения: 5-ти стопный/4-х стопный/6-ти  стопный/4-х стопный хорей: 10/7/12/7 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

К разностопному хорею приводит и использование дактилической рифмы в двух строках четверостишия:

4.6. Н. А. Некрасов

ПЕСНЯ ЕРЕМУШКЕ

«Стой, ямщик! Жара несносная,
Дальше ехать не могу!»
Вишь, пора-то сенокосная –
Вся деревня на лугу.

Расставим ударения в четверостишии:

«СтОй, ямщИк! ЖарА неснОсная,
ДАльше Ехать не могУ!»
ВИшь, порА-то сенокОсная –
ВсЯ дерЕвня на лугУ.

Выделим в строках стопы:

«СтОй, ям - щИк! Жа - рА нес – нОсна - я,
ДАльше - Ехать - не мог - У!»
ВИшь, по - рА-то – сено- кОсна - я –
ВсЯ де - рЕвня - на лу - гУ.

Представим строки четверостишия схематически:

/- /- /- /- -
/- /- -- /
/- /- -- /- -
/- /- -- /

Ключевой строкой, позволяющей определить размер стихотворения, является первая строчка. Размер стихотворения: 5-ти стопный/4-х стопный хорей: 9/7 слогов; рифмовка перекрёстная: дактилич./м.

4.7. Н. Крандиевская-Толстая

Фаусту прикидывался пуделем,
Женщиной к пустыннику входил,
Простирал над сумасшедшим Врубелем
Острый угол демоновых крыл.

Расставим ударения в строках:

ФАусту прикИдывался пУделем,
ЖЕнщиной к пустЫннику входИл,
ПростирАл над сумасшЕдшим ВрУбелем
Острый Угол дЕемоновых крЫл.

Выделим в строках стопы:

ФАус - ту при - кИды - вался - пУде - лем,
ЖЕнщи - ной к пус- тЫнни - ку вхо - дИл,
Прости - рАл над - сумас - шЕдшим - ВрУбе - лем
Острый - Угол - дЕемо - новых - крЫл.

Представим строки четверостишия схематически:

/- -- /- -- /- -
/- -- /- -- /
-- /- -- /- /- -
/- /- /- -- /

Схема четверостишия усыпана безударными стопами. В нечётных строках по шесть стоп и дактилические рифмы, в чётных строках по пять стоп и мужские рифмы. Размер стихотворения: 6-ти/5-ти стопный хорей:11/9 слогов; рифмовка перекрёстная: дактилич./м

5. Хореическими размерами могут писаться не только двустишия и четверостишия, но и строфы  с другим количеством строк.

5.1. Н. Крандиевская-Толстая

За спиной свистит шрапнель.
Каждый кончик нерва взвинчен.
Бабий голос сквозь метель:
«А у Льва Толстого нынче
Выдавали мервишель!»

Расставим ударения в строках:

За спинОй свистИт шрапнЕль.
КАждый кОчик нЕрва взвИнчен.
БАбий гОлос сквозь метЕль:
«А у ЛьвА ТолстОго нЫнче
ВыдавАли мервишЕль!»

Выделим в строках стопы:

За спи - нОй свис - тИт шрап - нЕль.
КАждый - кОчик - нЕрва - взвИнчен.
БАбий - гОлос - сквозь ме - тЕль:
«А у - ЛьвА - Тол - стОго - нЫнче
Выда - вАли - мерви - шЕль!»

Представим строки схематически:

-- /- /- /
/- /- /- /-
/- /- -- /
-- /- /- /-
-- /- -- /

Размер строфы из пяти строк: 4-х стопный хорей: 7/8/7/8/7 слогов; рифмовка сложная: м/ж/м/ж/м.

5.2. Н. Крандиевская-Толстая

НОЧЬЮ НА КРЫШЕ

В небе авиаигрушки,
Ни покоя им, ни сна.
Ночь в прожекторах ясна.
Поэтической старушкой
Бродит по небу луна.

Расставим ударения в строках:

В нЕбе авиаигрУшки,
Ни покОя Им, ни снА.
НОчь в прожекторАх яснА.
ПоэтИческой старУшкой
БрОдит пО небУ лунА.

Выделим в строках стопы:

В нЕбе - ави - аиг- рУшки,
Ни по - кОя - Им, ни - снА.
НОчь в про – жекто - рАх яс - нА.
Поэ – тИчес - кой ста - рУшкой
БрОдит - пО не - бУ лу - нА.

Представим строки схематически:

/- -- -- /-
-- /- /- /
/- -- /- /
-- /- -- /-
/- /- /- /

Размер строфы из пяти строк: 4-х стопный хорей: 8/7/7/8/7 слогов; рифмовка сложная: ж/м/м/ж/м.

5.3. Е. Баратынский

Что за звуки? Мимоходом
Ты поешь перед народом,
Старец нищий и слепой!
И, как псов враждебных стая,
Чернь тебя обстала злая,
Издеваясь над тобой.

Расставим ударения в строках:

Что за звУки? МимохОдом
ТЫ поЕшь перед нарОдом,
СтАрец нИщий и слепОй!
и, как псОв враждЕбных стАя,
ЧЕрнь тебЯ обстАла злАя,
издевАясь над тобОй.

Выделим в строках стопы:

Что за - звУки?-  Мимо - хОдом
ТЫ по - Ешь пе - ред на - рОдом,
СтАрец - нИщий - и сле - пОй!
и, как - псОв враж- дЕбных -  стАя,
ЧЕрнь те - бЯ об- стАла - злАя,
изде – вАясь - над то - бОй.

Представим строки схематически:

-- /- -- /-
/- /- -- /-
/- /- -- /
-- /- /- /-
/- /- /- /-
-- /- -- /

Размер шестистишия: 4-х стопный хорей: 8/8/7/8/8/7 слогов; рифмовка смешанная: Ж/Ж/м/ж/ж/м. Примечание. Обстать – (устар. поэт.) окружить, обступить.


    5.4. Н. Крандиевская-Толстая

Вещи есть совсем обычные,
Незаметные, привычные, –
И не думаем о них,
Например, вот эта палочка,
Путевод и выручалочка,
Антигона всех слепых.

Расставим ударения в строках:

ВЕщи Есть совсЕм обЫчные,
НезамЕтные, привЫчные, –
И не дУмаем о нИх,
НапримЕр, вот Эта пАлочка,
ПутевОд и выручАлочка,
АнтигОна всЕх слепЫх.

Выделим в строках стопы:

ВЕщи - Есть сов - сЕм о - бЫчны - е,
Неза - мЕтны - е, при - вЫчны - е, –
И не – дУма - ем о - нИх,
Напри - мЕр, вот - Эта пА - лочка,
Путе - вОд и - выру - чАлоч - ка,
Анти - гОна - всЕх сле - пЫх.

Представим строки схематически:

/- /- /- /- -
-- /- -- /- -
-- /- -- /
-- /- /- /- -
-- /- -- /- -
-- /- /- /

Первая и последняя строки наглядно демонстрируют, что пару строк пятистопного хорея с дактилической рифмой завершает четырёхстопный хорей с женской рифмой.
Размер строфы из шести строк: 5-ти стопный/5-ти стопный/4-х стопный/5-ти стопный/5-ти стопный/4-х стопный хорей: 9/9/7/9/9/7 слогов; рифмовка смешанная: Дактил./Дактилич./ж/дактил./дактил./ж.


6. Задания для самостоятельной проработки.

Во всех заданиях необходимо расставить ударения в словах, выделить стопы в строках, представить строки схематически, найти ключевую строку (строки) и определить размер стихотворения.Решения заданий можно отражать в рецензиях на данное занятие.

1. Н. Кремнева

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ

Мама ходит на работу,
кормит птичку на окне,
мама добрую заботу
проявляет обо мне…                С. 123.

2. А. Бобров

ПЕСНЯ

Лунным светом пыль к земле прибита,
И дорога белая видна.
Столько тьмою перепутий скрыто,
Столько бед, а Родина одна.                С. 21.

3. М. Зайцев

Дерево упало – стало больше света!
Только ветер взвился, ветви шевеля.
Поглядел направо – вертится планета,
Влево глянул – крутится матушка-земля.   С. 81.

4. В. Ведякин

Мимо Клина и Любани
По немеряной России
Мягко шли снега,
                ступали,
Будто ноженьки босые.                С. 33.

5. Н. Дружининский.

Поплавок мой из гусиного пера.
Клюй смелей, стальная густера!            С. 63.

6. И. Слепнев.

НОРИЛЬСК
 
Город сильных
                за Полярным кругом
стал мне первым комсомольским другом.                С. 180.

7. О. Левитан

Помнишь, ночь была на свете, ночь без времени и края?
На недвижимые воды звезды падали, сгорая…                С. 132.

8. И. Жданов.

Мелкий дождь идет на нет,
окна смотрят сонно.
Вот и выключили свет
в красной ветке клена.               С. 76.

9. В. Николенко

БОЛЬШАЯ РОДИНА

Родина! Великая, большая,
видная с обоих полушарий –
другу и врагу!

                С. 153.

10.   В. Мальми

Захожу я в горницу –
пышут калачи,
вечная работница
вечно у печи.                С. 142.

   05.11.17


Рецензии
кабы кабы кабы
если бы столько времени ни разбирали- может, сына родили и дерево вырастили
стих приходит готовым, если бы это было не так- поэт написал бы за всю жизнь пару приличных стихотворений - вернее, стихосложений
потому что стихо-творение- это не стихо-сложение

стих либо есть- либо нет
мёд есть, и вот уже нет

сижу на стихире
вся в мыслях лечу
любая задача мне по плечу

не знаю хореев и ямбов не знаю
учила я в школе подобную хрень
но тот, кто стишки сочиняет, считая
то он счетовод - и мозги набекрень

не участвовать мне в конкурсах
да и ладно
что они дают?
разве только помогают не забыть арифметику, а то недавно кое-как сама 20 рублей мелочью насчитала))

Симмона Михпетова   14.08.2022 02:41     Заявить о нарушении
Стихосложение - процесс, а стихотворение - результат. Отсюда стнановится понятным, что оно не приходит готовым, а требует работы над ним. Есенин, например, затрачивал большие усилия нананписание своих стихов.

Александр Аркадьевич Андреянов   04.09.2022 11:31   Заявить о нарушении
не уверена..про усилия
как можно прилагать усилия к тому, что является просто плодом чувственных переживаний и других накоплений
но явно не зависит от знания всяких форм
возьмем, к примеру, былины и другое народное творчество

ты написал мне письмецо
и бросил прямо мне в лицо
творец - он вовсе не купец
стихи слагает, не торгуясь
с Богом
но почему-то лавры он решает себе присвоить
и даже мзду за то, что он творит
и явно не один
берёт себе

если поэт чёркает слова и даже строчки
не потому, что он работает над ними
он просто всё не уловил за раз
вот и начинает крутить и так, и эдак

короче- всё у вас ещё впереди
всё зависит от того - насколько вы срослись со своими представлениями о поэзии

Симмона Михпетова   04.09.2022 16:49   Заявить о нарушении
Предположим, что Вам приходят стихи в готовом виде. Назовите источник стихов, условия (время дня, место Вашего нахождения, характер Вашего душевного сосотояния и пр.). Приходят ли к Вам классические стихи, с рифмой и с твёрдым размером, или только нерифмованные строки?

Александр Аркадьевич Андреянов   05.09.2022 17:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.