Обелиск. поэма

  ОБЕЛИСК
(поэма)

Цок-цок, цок-цок –
  Стучитмолоток.
Стучит молоток –  Человек тешет камень
У развилки дорог. «И зачем ты стучишь? – Говорили ему. – Мы давно позабыли Убийцу-войну, Боль её угасает На нашей земле, Так зачем же ты дуешь На угли в золе? Так зачем раздуваешь Поминальный пожар И в зажившее сердце Наносишь удар?»… …Он молчал и стучал, Молча он отвечал. Сталагмитом росла Из базальта стрела, Вознося к небесам То, что помнил он сам, Что почувствовал сам. Не был он на войне. Не прошёл по годам. Только отблеск войны, Только отзвук войны, Только чувство невольной вины…
                ВОСПОМИНАНИЕ О ПЕРВОМ ДНЕ. НА ОКРАИНЕ СЕЛА

… И – ударил дгол, И – взорвался дгол, И завыла зурна… В молчаливой толпе Тихий ропот прошёл: – Не нужна нам зурна, Не на… – Да!  – сказал зурначи-Матевос, –  Да, – сказал он, – достаточно слёз! Эй! Фашист-лиходей! Посмотри на людей, Ты на нас посмотри –  Шаг к тебе зангезурец Начнёт… с кочари! И – ударил дгол, И взорвался дгол, И завыла зурна… Древний танец в сердцах Опору нашёл. И нашла сто бойцов страна.
Эй, посторонитесь, Эй, посторонитесь, Дайте место, дайте круг! Цепью  становитесь, Цепью становитесь –  Ты мой друг И я твой друг! Были – хлеборобы, Стали мы  солдаты, Мы придём с победой, Мама, не грусти! Если мы погибнем, – Брат пойдёт за брата, Вы нам пожелайте Лёгкого пути!
…Сто бойцов уходили, Печатая шаг. Всю войну у ста жён Оставался в сердцах Этот шаг, Этот марш, Этот страх…

Цок-цок, цок-цок –  Стучит молоток, Стучит молоток… Стучит молоток
У развилки дорог… Человек на вопрос отвечает, Целый год ремеслом отвечает, По усам капли пота стекают И… серый базальт освящают. Ранним утром И днём, И вечерней порой Он зубилом дробит
Человечий покой. Под горой, На виду у всего села Вырастает базальтовая стена,
А на ней имена… Сто имён. Тех, кто в мире рождён, Кто в сраженьи сражён
И потом отомщён.

ВТОРОЕ ВОСПОМИНАНИЕ МАСТЕРА

Налетели два ворона –
О смерти Две вести. Принесли похоронную В конверте Невесте. Долго каркали, ныли, Будто сердце калили, Будто олово в горло, Расплавив, залили:

– Молодая, красивая, Собирайся ты с силами, Заживёшь, позабудешь, Может, снова полюбишь, Примиришься с утратою, Станешь женщиной, матерью, Можешь сына родить, Сын твой жить будет, жить! А у матери жениха, В поле сбитого, Грудь давно уж суха, Им испитая… Ох, жестоко природа судит, Но детей у неё Не будет… Вот теперь ты должна понять, Почему тебе надо молчать, Почему похоронку в конверте, В этом страшном, чёрном конверте Мы тебе принесли, а не ей.

…Только ты промолчать сумей…

Цок-цок, цок-цок… Стучит молоток, Стучит молоток, Обелиск прорастает У развилки дорог. Человек молчаливый Стучит молотком. Вспоминает – о ком? Плачет тайно – о ком? Или кто-то в семье Погиб на войне? Но их имени нет На серой стене… Только память военного детства Листает страницы. Никуда ей не деться, Никогда не забыться…

ЕЩЁ ОДНО ВОСПОМИНАНИЕ МАСТЕРА

…А дедушка сидит на камушке,
А вкруг него уселись кумушки. Амо-папик играет чётками, Глядит на контуры нечёткие И начинает приговаривать, Словами кумушек одаривать: – Две войны прошёл  дед Амо, Дед Амо не видит давно, Но он знает, что вам, красавицы, Слушать деда Амо очень нравится. Чтобы вам, молодым, легче жить, Сказку вам я хочу сложить! Быль то или небыль, Было или не было, Кто знает – пускай отгадает…

…Есть на свете река широкая, Речка-Днепр она называется. Берег правый у ней высокий, А берег левый – в землю вжимается. И наше войско с берега левого Через Днепр переплыть собирается. И шагнул Липарит наш вперёд, А за ним и его весь взвод, И поплыли туда, Где столбами – вода И где небо мешалось с землёй. Каждый молча тогда Навсегда-навсегда Попрощался с мамой родной. Думал наш Липарит: – Эх, фашист как палит, Сверху – ад, снизу – ад, Я – в серёдке… Вдруг – моргнуть не успел, Ахнуть он не успел – Оказался он в маленькой лодке.

И на узенькой этой лодчонке Среди посвиста пуль и разрывов
В вихре света явилась девчонка – И спокойная, и красивая. Осерчал наш Липо тогда вроде бы, Закричал: «Ты откуда такая?»,
А она отвечала: «Я – Родина, Я от смерти тебя защищаю». И такие глаза у ней сделались, Что вернулись все силы иссякшие
И плыла ли та лодка, летела ли – Прямо к берегу, берегу страшному. Триста пушек в Липо стреляли, Сто фашистов Липо окружали!
И тогда встал Липо во весь рост, Крепко сжал он связку гранат
И сказал: «Ты, фашист, это брось! Не так прост зангезурский солдат! Глянь-ка: Родина рядом со мной, За её, за моею спиной Миллионная сила идёт, Всенародная сила идёт, Вас ничто от неё не спасёт! …И как стал он громить,
И как стал он крушить, Как пошёл он вперёд и вперёд…

…Дед Амо всё поёт и поёт… Только кто-то тихонько вздохнёт…


Цок-цок, цок-цок –  Стучит молоток, Звенит молоток, Как колокол в древнем храме… Плывёт этот звон кругами, Плывёт над горами, полями, Над мирными городами, Находит людей с их делами, Находит и в шуме, и в гаме, За свадебными столами
И с нами Ведёт разговор, Звучит, словно тихий укор, Напоминая о том, что прошло,
О том, что быльём поросло.

ВОСПОМИНАНИЕ МАСТЕРА О БАБУШКЕ
                А у бабушки соседской трое сынов было.
И у бабушки той трёх сыновей убило. Жила эта бабушка совсем небогато: Десять ртов кормила она – внучата. Да невестки три. Всем слёзы утри. Эх, тяжелая бабке совсем пора настала – Предколхоза тогда она у нас стала. Мужика бы туда, конечно, да нету: Их фашист уже всех почти сжил со свету…
…И беда всей страны
На плечи её навалилась,
Не забылись сыны,
Да боль в делах притупилась.
Лишь потом, по ночам, Даст волю слезам… Уважали её всегда у нас в народе, Ей тогда за рекорды труда дали орден!
И летала, не шла по селу, – орлица! Кто б мог с бабушкой нашей сравниться?
За мужчин – наравне. Мужики – на войне… Все страданья она прошла И все беды. А потом умерла. В День Победы.

…Хоронить вся округа пришла Днём лучистым. Беспартийной она была. Не коммунистом.

Цок-цок, цок-цок – Стучит молоток, Стучит молоток… Серый базальт, серый, Как пепел серый базальт. Над Вечным Огнём стелы Склонённые стоят. На две неравные части Гром обелиск разорвал… Что же задумал ты, мастер, Что же ты этим сказал? Грань обелиска шептала Путнику скорбную весть: Лучшая часть – на войне осталась, Их сыновья – здесь…
                ВОСПОМИНАНИЕ МАСТЕРА. ВОЗВРАЩЕНИЕ.
Пир  горой! Пир горой! Он вернулся живой! Без руки, но живой Наш Сако дорогой! Вай, Сако, свет очей, Сколько долгих ночей Иссыхала Астхик, Зажигала ночник И молилась, не веруя, Богу, Чтоб домой ты нашёл бы дорогу!
А сейчас – пир горой, Угощайся, родной, Есть вино, есть и сыр, и лаваш, Угощайся, родимый ты наш! Отойдите, соседки, не ждите, Вы потом на него поглядите, А сейчас уж простите, – он мой, Приголубит одной рукой, Потому что живой, Жи-и-и-ивой!

Цок-цок, цок-цок – Стучит молоток, Стучит молоток!
Я с тобой, человек У развилки дорог. Память наша дробит тишину, Память пеплом Клааса стучит. Сердцем мы ненавидим войну, Но не выпустим огненный щит. Тишина Обостряет Слух. Тот, кто к шороху будет глух, Не услышит над головой Чужедальний смертельный вой. Не заметишь, Что пахнет дымком, –  Вспыхнет огненным вихрем Твой дом. Чтоб не ползать потом По золе, Приложи-ка ты ухо к земле. Слышишь – Бой барабанный вдали? Слышишь – шаг чужеземных солдат? На планете Земля им мало земли – Даже Космос топтать хотят. Начинают истошный вой, Поднимают ракетный меч…
Неужель мы не сможем с тобой То, что создано нами, – сберечь?! Неужели мы наших детей Не сумеем от них защитить? Мир! Не лей ты нам в жилы елей! Алой кровью пусть сердце кипит!
 Нужно будет, – пройдёт строй бойцов Мимо каменной этой стены, Взяв с собой имена всех отцов,   Не вернувшихся с той войны.               

 


Рецензии