Ирония случая

Что сотворить: жест, мимику, движенье,
Чтоб в зеркал увидеть - каково?
И отточить затем до восхищенья,
До сказочного удовлетворения
Рук, ног, лица и тела ухищренья
Для представленья вида своего?
Но, зеркало, ведь, только отраженье...
К тому ж, порой, кривоО.

Озвучить что: мысль мудреца, иль фразу
Великого философа времён?
И стразу стать в толпе приметным глазу.
И любопытство подтянуть к экстазу,
Так, чтобы многим стать известным сразу,
Поставив развенчанья риск на кон?
Но, сам-то, с философией не связан...
К тому ж, не так умён.

А как уйти, оставшись незаметным?
И этого я тоже не могу...
А зеркало не слишком-то корректно,
К моим переживаньям безответно,
Хоть я ему подмигивал приветно,
Мол, у меня ты, милое, в долгу.
Но отраженье куцо и бесцветно...
Здесь я не лгу.


05.11.2017

Краткий анализ стихотворения
1. Тема
Поиск самоидентичности и способов самовыражения. Лирический герой размышляет о том, как:
создать впечатляющий внешний образ («жест, мимику, движенье»);
заявить о себе через интеллектуальное высказывание;
остаться незаметным.
Центральное противоречие — разрыв между желаемым образом и отражением в зеркале (метафора самовосприятия).
2. Основная мысль
Человеку трудно достичь гармонии между внутренним «я» и внешним проявлением. Зеркало (самоанализ) оказывается ненадёжным: оно либо искажает («криво»), либо даёт «куцое» отражение. Герой ощущает несоответствие между амбициями и реальными возможностями.
3. Композиция
Три строфы, каждая — законченный смысловой блок:
1;я: попытка сформировать яркий внешний образ.
2;я: желание выделиться через интеллектуальность.
3;я: безуспешная попытка стать незаметным.
Финал подчёркивает разочарование: зеркало не отражает подлинного «я».
4. Тип речи
Рассуждение с элементами монолога. Герой задаёт вопросы, анализирует варианты, приходит к выводу.
5. Стиль речи
Художественный, с чертами философской лирики. Сочетает:
разговорные обороты («к тому ж», «не так умён»);
книжную лексику («развенчанья риск», «экстаз»);
ироничные интонации («мол, у меня ты, милое, в долгу»).
6. Средства связи
Анафора: «И отточить…», «И любопытство…», «И этого…» — создаёт ритмическое напряжение.
Повторы: «зеркало» (ключ к теме), «к тому ж» (усиливает скепсис).
Параллелизм: три части строятся по схеме «попытка — препятствие — вывод».
7. Средства выразительности
Метафоры: «сказочное удовлетворение», «развенчанья риск на кон».
Эпитеты: «кривое», «куцое и бесцветное» (отражение).
Антитезы: «стать известным» — «уйти незаметным», «мудреца» — «не так умён».
Ирония: обращение к зеркалу как к должнику.
Инверсия: «Но, зеркало, ведь, только отраженье…» — подчёркивает разочарование.
Риторические вопросы — передают внутреннюю неуверенность.
8. Настроение
Тревожно;ироничное. Герой колеблется между желанием быть замеченным и страхом несоответствия образу. Финал оставляет ощущение незавершённости: конфликт не разрешён.
9. Размер и рифма
Свободный ритм с элементами силлабо;тонической системы.
Перекрёстная рифмовка с чередованием мужских и женских рифм («ухищренья» — «представленья», «времена» — «сразу»).
Неточные рифмы («экстазу» — «на кон» ) усиливают разговорную интонацию.
Вывод
Стихотворение раскрывает экзистенциальный кризис: попытки героя «сотворить» себя наталкиваются на несовершенство самовосприятия. Зеркало становится символом невозможности полностью понять и выразить собственное «я».


Рецензии