Конкурс 16. Лепестки сакуры. Пружина в хайку
Представим себе уставшего путника идущего дальней дорогой. Силы на исходе, одежда превращается в лохмотья, но непоколебимый внутренний дух не позволяет упасть и помогает держать путь дальше. Легче когда идёшь налегке и когда путь ровный без камней и препятствий. С этим можно сравнить жизненный путь каждого человека. А именно в жизни, на своём пути, мы черпаем вдохновение и впечатление от увиденного. Чтобы насладиться красотой вокруг, не отвлекаться на ненужные преграды, важно, чтобы на пути меньше было препятствий. Каждое препятствие – сбой дыхания, остановка, переключение мысли, нарушение ритма… Какое это имеет отношение к хайку… В хайку тоже ничего не должно мешать. В конкурсе №3 «Лепестки сакуры. Ничего лишнего» мы уже затрагивали эти вопросы о лишних словах.
Вспомним, что мы имеем дело с минимализмом, лаконичностью. Лаконичность - стихотворение сжимается настолько, насколько это вообще возможно. Лишние слова удаляются безжалостно. Связка слов предпочтительно осуществляется удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и ПРЕДЛОГОВ. Остаются только те слова, без которых теряется смысл произведения, смысл которых необходимо передать и это невозможно сделать за счёт других слов. Каждое слово отвечает не только за свой смысл, оно несёт смысловую нагрузку сразу нескольких слов, которых в стихотворении нет, но которые незримо присутствуют. Слово в хайку как предложение в абзаце! Само стихотворение - сжатая до предела пружина, мощно распрямляющаяся при восприятии. Сверх сжатость не приводит к потере информации, иногда в трёх строчках и восьми словах можно рассказать целую новеллу!
Итак, давайте попробуем обратить внимание на то, что обычно само по себе, бездумно, заполняло наш текст в хайку – на ПРЕДЛОГИ. Во многих рекомендациях к написанию хайку совет избегать употреблять предлоги присутствует. В последнем нашем конкурсе «Лёгкость в хайку» наблюдалось использование до трёх, и порой одинаковых предлогов, в одной хайку. Давайте поработаем над тем, чтобы избежать употребление предлогов и посмотрим насколько удачно у нас это получится. Так как вдохновение - процесс неуправляемый, хайку с предлогами будут приниматься, но… за каждый из них итоговая оценка будет понижаться по 5 баллов. Искусственный отказ от них приведёт к искажению текста, т.к. каждое слово должно быть на своём месте. Поэтому задача не из лёгких.
Итак, задание для конкурса «ПРУЖИНА В ХАЙКУ»:
1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Но только в этом конкурсе ЗА КАЖДЫЙ ПРЕДЛОГ БУДЕТ ВЫЧИТАТЬСЯ 5 БАЛЛОВ из итоговой суммы полученных баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах ( от 13 до 20, например)
2. В хайку будет оцениваться НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ПРЕДЛОГОВ. а ТАКЖЕ ОПРАВДАНИЕ ИХ НЕЗАМЕНИМОСТИ. А также будет приниматься во внимание фонетическое звучание, благодаря наличию АЛЛИТЕРАЦИИ И АССОНАНСАМ. Всевозможные разночтения и создание дополнительных образов приветствуются. Вместе с поставленной задачей не забывайте, что каждое слово в хайку должно быть на своём месте и тоже незаменимо.
Для настроения рекомендуемая тема "ПОРЫВ ВЕТРА". Но не обязательно.
Заявку на участие в конкурсе публикуем в виде рецензии ниже! Но ТЕКСТ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:
Текст хайку в количестве от 1 до 3 от каждого автора присылайте мне на почту:
ignattur@gmail.com (можно послать сообщение на страницу "Клуб Золотое сечение" или "Татьяна Игнатова 5" http://www.stihi.ru/avtor/ignattur , но обязательно должен прийти от меня ответ)
По форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку
Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ.
Призовой фонд:
1-е место - 400 баллов,
2-е место - 300 баллов,
3-е место - 200 баллов,
4-е место - 100 баллов.
Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее у читателя ассоциации пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное остутствие рифмы
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10)Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ. (На этот конкурс предоставляется больше времени)
Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.
Жду только новые работы! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!
Приём работ до 15 НОЯБРЯ, СРЕДА, или до 30 работ! После будет объявлено голосование!
Принято - 20 хайку.
Ведущая конкурса Татьяна Игнатова.
Свидетельство о публикации №117110100516
Клуб Золотое Сечение 16.11.2017 01:54 Заявить о нарушении