Дума о песне авторской. Пять лет спустя

Прошло уже пять лет со дня памятного для ташкентских любителей авторской песни фестиваля "Осенний аккорд", когда его почетными гостями стали Сергей Никитин и Дмитрий Сухарев, создатели известной песни "Золотая Бричмулла". Многие вспоминают и сейчас их концерты, выступления и простое дружеское общение. Безусловно, яркие талантливые личности всегда оставляют след и на них равняются. О том уровне интеллигентности, который был слышен буквально в каждом слове, каждом аккорде, просто в манере поведения знаменитого московского барда, многим нашим ребятам приходится только мечтать. Но, по словам многих гостей из России и Казахстана именно в нашем городе сохранен уникальный дух теплой дружбы, незамутненный погоней за коммерческими выступлениями. И в этом ключе мне хочется сказать именно об авторской песне нашего города, о тех изменениях, которые происходят, ну, и немного своих мыслей, т.е. дум. 
      Клуб авторской песни, носящий название жизнестойкого горного дерева "Арча" существует с 1993 года, уже девятнадцать лет.  Многие таланты уехали жить в Россию или в дальнее зарубежье. И это грустно, потому что вспоминается дух той, старой "Арчи", когда бардовская братия была настолько живой и самобытной, что тех, кто приходил в клуб впервые, сразу же охватывало мистическое, эйфоричное чувство: Виктория Мурадян, (Краснодар) Григорий Саруханов (Петербург), Александр Белинзон и Лариса Ячина (Германия),  покинувший этот мир Валерий Мамонов (Самара), один из основателей "Арчи" Сергей Изергин (Омск), Шухрат Хусаинов (Ярославль), дуэт Антон Макаров и Игорь Хегай (Москва), Ирина Савицкая (Великобритания). Можно сказать, что "Арча" пустила корни по всему миру.
По словам руководителя КАП "Арча", Темура Шенгареевича Валитова, уровень исполнительства растет, число участников ежегодных фестивалей авторской песни также увеличивается. Расширяется круг друзей-бардов из Казахстана.
В своем постфестивальном  интервью этого года он назвал основные вехи, как он их назвал, "фишки" фестиваля: "Настоящим подарком был приезд свежих сил из Чимкента команд Тахира Узденова: Куршебаев Мурзымурад, Рысымбетов и Николай Зверев! Николай завоевал гран-при фестиваля своим непревзойденным исполнением и голосом.
Порадовали также свежие имена  из Узбекистана: Комаров Виктор (Ташкент), Бабкина Елена (Зарафшан).
Замечательно выступили:  трио из Зарашана: Прудов, Прокоьев и Бабкина, прекрасная юная исполнительница из Алматы - Швецова. Неплохо - автор Зоя Решетова.
Я считаю, что дуэт "Ташкенткие гитары", Ахмедова Шухрата и Нуритдинова Бахтияра наголову разбили в очередной раз дуэт КПСС!.. И КПСС придется нелегко в августе в Алма-ате, чтобы устоять в реванше!"
Безусловно, международный фестиваль авторской  "Чимганское эхо", который проводится ежегодно в урочище Чимган, является результатом и целью работы клуба "Арча". Но возникает вопрос: почему на протяжении стольких лет и клуб и сам фестиваль продолжают оставаться единственными на многомиллионный город?
В своей одноименной статье, опубликованной пять лет назад в газете "Гармония", и созданной под впечатлением приезда Никитина  я писала о возникшей в "Арче" настораживающей тенденции подогнать, построить  свободолюбивую бардовскую братию под некие "флажки", творческие ограничения, навязать правила, как надо сочинять, на какие темы петь можно, а на какие нельзя.  Пятнадцать лет руководства  огромным клубом логично завершились усталостью и тем, что Валитов Т.Ш. взял в помощники нового ведущего, а как известно, новый лидер формирует новую аудиторию в согласии со своей этикой. Степан Степанович Балакин - поэт, журналист взял на себя эту нелегкую ношу - каждую среду в течение трех часов проводить заседания клуба в ташкентском Доме фотографии. "Арча" заметно изменилась. Нет, безусловно, таланты есть, и новые вливания тоже - это полный автор, Виктор Ким, которого сразу же признали мэтром, мягкий исполнитель Владимир Шабалин, и женская энергия Янь: Ольга Абишева - интересный, серьезный автор и классическая, с утонченной манерой Светлана Шейко.
Но многие ребята просто ушли из клуба - им в "Арче" стало не интересно. Это Дмитрий Кравцов, Никита Кондрашов, - они организовали свой бардовский андеграунд,  Влад Маевский, - выступает в концертах при русском культурном центре, очень талантливые, самобытные авторы, Владимир Пак и Луиза Данковцева вообще ушли из авторской песни и перестали выступать. Из старого состава могу назвать двоих, это - Михаил Михелев и Александр Якушев. На общем фоне они сверкают, как звездочки на Чимганском небосводе. Их песни всегда ждут с нетерпением и просят петь ещё и ещё, что является лучшим показателем того, что автор действительно хорош!  Андрей Цой - его можно сравнить с оазисом в пустыне.  Не каждому дано свыше столько кипучей жизненной энергии. Работает промышленным альпинистом, по выходным водит тургруппы по горам, сложными, заметьте, маршрутами. Собирает друзей в своем бард-кафе по пятницам. А в "Арчу" Андрей приходит под самый конец, чтобы совершенно свободным исполнением классики авторской песни (особенно Виктора Третьякова) просто зажечь остатки полууснувшей аудитории. Но не каждого есть дар оставаться свободным в любых условиях и при любой власти. Андрей - счастливый человек, чего и всем желаю! 
Отдельным абзацем сочту необходимым сказать о новом дуэте под названием "Ташкентские гитары" - это Шухрат Ахмедов и Бахтияр  Нуритдинов. Шухрат в молодые годы два года играл в ансамбле "Ялла" - у него превосходный слух, артистические способности и профессиональная игра на гитаре. Они ворвались в привычный арчовский ритм жизни объемными инструментальными композициями на популярные мелодии. И два года новый инструментальный  жанр покорял слушателей концертов и фестивалей отличным уровнем исполнения. До тех пор, пока руководителям не показалось, что все-таки, если ребята играют в клубе авторской песни, то им надо петь ту самую авторскую песню…. Ребята запели, куда деваться? Авторская самобытность была потеряна. Можно сказать, что они сами сделали свой выбор.    
     Проще будет сказать, что все, мол, хорошо, прекрасная маркиза, подать все в наилучшем,  а то и преувеличенном виде, сказать, что уровень растет, таланты множатся и крепнут, число участников фестиваля превосходит многие тысячи….Ура! Но это не совсем так, вернее, совсем не так. Если сравнить насыщенные, интересные встречи начала десятилетия, и теперешние, то сравнение будет явно не в пользу последних.  Заседания клуба поделены на две части, по полтора каждая. И после десятиминутного перерыва зрителей и участником остается одна треть. Скучно. "Выстраивание под флажки" сыграло свою роль. Клуб как бы поделился на две части. Это - адепты Степана Балакина, не улыбчивые, настороженные. Конечно, можно расслабиться, но рискуешь получить едкую, злую тираду в свой адрес, или того хуже - вообще в следующий раз вообще не выпустят на сцену. Потом - перерыв, в течение которого собирают "налог на мусор" добровольные пожертвования на уборку помещения в доме фотографии. Потом звучит резкий автомобильный клаксон Балакина, или полицейский свисток - и то и другое бьет по ушам. И вот на пороге адепты другие - шумной толпой вваливающиеся вслед за Темуром после перерыва, эти уж сделают все, чтобы их шеф не заскучал после напряженного трудового дня, споют веселую песенку, именно ту, которую Темур просто обожает. Контрасты, контрасты…
Иногда вспоминают, что сегодня, мол, какая-то дата, какой-то день, типа, дня рождения Визбора…  Иногда в клуб заглядывают таланты иного рода - кто-то исполнит яркую композицию на фортепиано или споет не под гитару, а так, а-капелла. Но им ведущий сразу даст понять, что со своим уставом в чужой монастырь не ходят, мол…
А о поэтах и говорить нечего. Захотят ведущие - позволят прочесть одно стихотворение, не захотят - признают, что поэты в клубе - народ излишний.  Хотя ещё десять лет назад был популярным девиз: "Слова - это душа песни, музыка - её крылья, песня - полет души". И как вообще можно помыслить песню без слов? Идея объединения бардов и поэтов, которая была взращена мной за столом салонов "У самовара", постепенно претворилась в жизнь. Поэты пошли в "Арчу", хотя до 2005 года в клубе поэтов было всего четверо: ваша покорная слуга,  Наталья Еременко, Андрей Ролич и Наталья Бунич. На сегодняшний день поэтов трудно сосчитать, но их статус, к сожалению, не высок. Не потому, что стихи плохие (просто стихотворцы в "Арче" не задерживаются), а потому что частенько поэтов с их скромностью и тихими голосами просто игнорируют, не слышат.
Хорошо, если сразу же  не зарежут наповал потоком критики.  В последние годы известность в бардовской среде приобрел поэт-долгожитель Олег Георгиевич Бардовский из ЛТО "Данко". Пожалуй, он один.  Посетившие несколько раз клуб молодые и перспективные Виктор Клепиков и Алина Дадаева сразу поняли, что это - не их уровень. И слава богу!
    Теперь, к сожалению,   в клубе в ходу другие слова: "Скромность - это путь к неизвестности, если хочешь быть скромным, сделай так, чтобы об этом знали все!".
И вот именно тут вспоминается сдержанная, врожденно-интеллигентная манера пения и общения Сергея Яковлевича Никитина, которые просто своим видом, своим пребыванием показывал, КАК надо любить искусство в себе, а не себя в искусстве…
    Если обобщить вышеописанные мысли, то собственно, и причин для недовольства нет, все развивается спонтанно, путем естественного отбора. Возможно, так и должно быть. Но отчего появляются вопросы? Отчего возникает чувство тревоги за дальнейшую судьбу авторской песни в Ташкенте? Может оттого, что тот, кто стоит у руля, слишком уж спокоен, самоуверен, или сконцентрирован только на своем творчестве, или же смотрит на перспективу  сквозь розовые очки?  Почему не выдерживают и уходят из "Арчи" молодые, яркие звездочки? Почему нет альтернативы "Арче"?   Почему нет поддержки молодым, например, занятий типа мастер-класс,  а только условия жесткой конкурентной борьбы? 
Возможно, что вопреки, а не благодаря… выковываются, выкристаллизовывается истинный талант и закаляется сталь. Возможно. Но люди разные, существует иное мнение, иная ипостась: "Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами". Мне ближе именно эта. И насколько стало бы больше ярких талантливых звезд, если бы кто-то в авторской песне действительно смог их разглядеть и вовремя подать руку.

Июнь 2012 г.


Рецензии