Поэзия Михаила Минина. К 85-летию поэта

 Текст, прочитанный на ХХI городской краеведческой научно-практической конференции «СТЯЖКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ»

г. Каменск-Уральский, Социально-культурный центр, 28 октября 2017 г.

Полное название моей работы – поэзия Михаила Минина, как фактор формирования разговорного языка местного городского сообщества. Здесь представлен краткий конспект этой работы.

Каменскому поэту Михаилу Минину вчера, т.е., 27 октября, исполнилось  85 лет. Хотя он и не дожил до этого дня, про поэтов не принято говорить в прошедшем времени, поэтому будем апеллировать настоящим.

Поэт, по Бродскому, является  инструментом языка. Поэт действует исключительно на территории языка, в его границах и его средствами. Но и язык также является инструментом поэта, что не требует доказательств. Поэзия – авангард языка, его передовая. Поэт завоёвывает для языка новые территории, «осваивает необжитые фактории». Массовое сознание обживает эти поэтические завоевания, делает их сферой непоэтического языка, частью бытовой речи. В этом смысле, любой хороший поэт, поэт-новатор – благо для языка, на котором он пишет. О Минине в этом смысле говорить не приходится, он не был новатором языка, т.е., являясь представителем традиционного,  «консервативного» стихосложения, не продвигал новые прогрессивные идеи и приёмы, не был обременён поиском новых поэтических форм. Он и сам достаточно трезво оценивал свои возможности и к поэтам серьёзного уровня себя не относил. «Смотря, какими мерками подходить, - определял поэт собственную планку, - Разве что, если критерием считать удачные строки…»    А вот по удачности, звучности и доходчивости отдельных строк, по тому, какой резонанс они получили у читателей, Михаил Афанасьевич может дать фору любому каменскому поэту. «Удачная строка», по самоопределению – собственное мерило, установленное поэтом, от него и будем «плясать». Собственно, отдельно взятые строки – источник возникновения многих афоризмов и крылатых фраз и есть цель данной работы.

Михаил Минин не был революционером стиха, его новаторство другого порядка: поэт  не был новатором формы, он был новатором смысла.  Он имел удивительную способность  отражать настроения многих людей, мысли большинства; умел гармонически оформить, облечь в рифмованный ритмизированный текст то, что чувствовали и другие, но не могли выразить словами. Не случайно, многое из того, что поэт написал, получило отклик у жителей нашего города, имело и имеет общественный резонанс. Причины этого явления надо искать не только в свойствах поэтики Михаила Минина, но и в свойствах его личности, качествах характера, в биографии Михаила Афанасьевича, вернее, в его творческой биографии.

  Прежде чем стать маститым поэтом, признанным мастером слова, Михаил Минин 25 лет писал стихи «на случай», «на заказ», примерив на себя сюртук, так называемого, «датского поэта». Так и пришёл в этом статусе в городское литературное объединение в 1987 году, как он сам говорил, в «перезрелом» для поэта возрасте – в 55 лет.

С годами у поэта выработался своеобразный писательский рефлекс, заставляющий его находиться в творческом тонусе, в постоянной работе, непрерывно записывая полученные впечатления.  Товарищи Михаила Минина по литобъединению  до сих пор вспоминают бесконечные «мишины записульки» - на  случайных бумажках, спичечных коробках, пачках от сигарет, - исписанные мелким бисерным убористым почерком  стихами «быстрого реагирования», которых немало вышло из под пера, вернее, из под любой попавшейся под руку авторучки, огрызка карандаша – на заседаниях ЛитО, на банкетах, торжествах, творческих вечерах, просто, на бегу. Однажды одна такая зарисовка, написанная экспромтом  на салфетке во время торжественного подведения итогов Рождественского поэтического конкурса весной 1998 года, неожиданным образом попала на стол директора издательства «Банк Культурной информации» Юрия Яценко, а оттуда – прямиком в коллективный сборник лучших уральских поэтов, посвящённый 200-летию А.С.Пушкина «Духовной жаждою томим». И этот экспромт, которому сам автор не придавал никакого значения, а попросту, позабыл о его существовании сразу же после написания, позднее не раз цитировался со сцены на городских мероприятиях  и даже стал своеобразным девизом-символом поэтической самоиндентификации Каменска-Уральского, как «поэтической аномалии», где на одном полюсе – пафосный  слоган – «Каменск - город поэтов и металлургов», а на другом - стихотворение Михаила Минина:

                Когда разбудят звоном звонари
                Рождественские зимние рассветы,
                Успешно акушерствует жюри:
                Великий миг! – рождаются поэты.

                И, может быть, совсем недолго ждать,
                Чтоб в городок у маленькой речушки
                Небесная спустилась благодать,
                И здесь родился свой, уральский Пушкин…

Ещё одна из таких сиюминутных заметок, словно списанная с натуры Михаилом Афанасьевичем с самого себя, в которой он, как будто полемизирует с предполагаемым редактором, в очередной раз не пропускающим произведения поэта в печать:
               
                - Прочти-ка нам стихи свои, поэт.
                Они - не очень, говорят. Шероховаты.
                - Прочёл бы я, да вот стихов-то нет.
                - Как нет?
                - А расхватали на цитаты...


Это постоянное стремление (и способность) мгновенно реагировать на любой внешний и внутренний раздражитель, не было графоманской жаждой самовыражения – ни дня без строчки, то был способ познания себя и окружающего мира, когда любое событие по воле автора становится частью литературы, фактом искусства, объектом поэтической рефлексии. Ведь, тот же Ильич из одного из самых знаменитых стихотворений Михаила Минина «Ленин и часовня» - не что иное, как отклик на городское событие –  возведение Храма Александра Невского.  В соседстве, тогда её строящегося храма и, доставшегося нам в наследство от коммунистического прошлого панно на городской ратуше с изображением вождя пролетариата, поэт увидел не только комическую ситуацию, но и знак времени и поднял зарисовку на злобу дня до глобального общенационального масштаба.


                Вошла в очередной эксперимент
                Излишне легковерная Отчизна,
                И бродит – ищет новый континент
                Невоплощённый призрак коммунизма.

                А мы? А что нам?  Снова  безусловно
                Найдутся нашим мыслям пастухи.
                Пока же… Город, строй скорей часовню:
                Идёт Ильич замаливать грехи.


Выражение «Идёт Ильич замаливать грехи», наверное, одно из самых употребляемых в народе выражений Михаила Минина. Оно стало частью городского самосознания, даже, можно сказать, вошло в разговорный обиход. Лично неоднократно приходилось слышать эту строчку из стихотворения как от знакомых людей – поэтов, любителей поэзии, т.е., контекстуально и текстуально и контекстуально подготовленных, так и от случайных, посторонних, незнакомых. Однажды услышал это выражение непосредственно на главной городской площади. Цитировавший Минина молодой человек, проводивший на площади Ленинского Комсомола экскурсию для своих друзей, по всей видимости, гостей города, как выяснилось, не знал ни стихов Михаила Минина, ни самого поэта и ни того, что разговаривает в данный момент стихами.   

Вообще, Михаила Минина цитируют и городские газеты, и со сцены, зачастую, как в данном случае,  даже не предполагая о первоисточнике. По свидетельству каменского поэта Евгения Черникова, по долгу журналистской службы, вынужденного присутствовать на многочисленных городских культурно-массовых мероприятиях, цитаты из произведений Михаила Минина кочуют из сценария в сценарий, постепенно теряя авторскую маркировку. Самым популярным у местных сценаристов мининским слоганом являются строки  «Каменск – отчеством Уральский»: «Где раньше был посёлок маломальский, вода шумела, падая с плотин, родился Каменск, отчеством Уральский, и это значит – он Урала сын».  Поэт Михаил Минин первым заметил, что наш город уже более полувека называют не иначе как «по имени-отчеству», пусть даже не придавая этому значения, не замечая, но, тем не менее, непроизвольно оказывая нашей малой родине знак особого внимания и уважения. Минин не только обратил на это внимание, но и закрепил этот факт своим поэтическим «законодательством».  Кстати, поэт Нина Буйносова, редактируя первую книгу Михаила Минина «Времена», не хотела включать в неё это стихотворение, считая его слабым и нехарактерным для творчества поэта. Однако автор отстоял право на публикацию, видимо, подспудно понимая значимость этого произведения и для себя,  и для города. И, видимо, не зря. Весьма символично, что вышедшая недавно в челябинском издательстве Марины Волковой книга стихов каменских поэтов о своём городе была названа редакторами именно «Каменск, отчеством Уральский». Этот сборник был специально выпущен в качестве подарка города Челябинска нашему городу  в честь открытия Международного  совещания молодых писателей и писательского форума «Рифейские встречи», прошедших в Каменске-Уральском в мае 2013 года. Стихотворением Михаила Минина"Каменск-Уральский" в исполнении артиста театра "Драма Номер Три" Ивана Шмакова открывается спектакль "Вода живая" (режиссёр Людмила Матис) городского муниципального театра, полностью построенном на произведениях каменских поэтов.

Строчками из мининских произведений называют не только книги.  Журналисты озаглавливают ими свои очерки и статьи, художники – вернисажи. Из недавних примеров: 3 сентября в ДК УАЗа открылась выставка каменских художников «В любую пору ты мне очень дорог…», название которой дала несколько видоизменённая строка из того же самого стихотворения Михаила Минина. Интересно, что организаторы выставки  (досуговый центр «Дарина»)  акцентировали особое внимание на названии, о чём говорилось на открытии: в частности, прозвучало заявление, что выставка посвящается строке из стихотворения М.Минина «Каменск-Уральский», давшей название экспозиции, а молодой каменский поэт Андрей Никора прочитал это произведение. То, что художественная выставка посвящена конкретной поэтической строке – факт сам по себе удивительный и уникальный, даже если абстрагироваться от темы данной работы. Кстати,  концепцию, тематику и  общую направленность уазовскому вернисажу  дала одноимённая фотосерия каменского поэта и фотографа Людмилы Никоры, которую она регулярно экспонирует на площадках города (например, буквально, несколько месяцев назад, в июне этого года, в выставочном зале в рамках общегородской фотовыставки «В объективе – целый мир»)

Многие стихи Михаила Минина стали каменской классикой, а отдельные строки из них - городскими литературными мемами, афоризмами, местными крылатыми фразами. Кто-то в знак уважения перед прошлым величием чего-либо или кого-либо «снимает воображаемую шляпу перед проходящей бывшей красотой», кто-то,  говоря о своём невеликом участии в каком-нибудь большом деле, скромно замечает: «тропу вот протопчу угодным  Богу, всё польза небольшая от меня», некоторые о благих намерениях изменения «хорошего» на «лучшее»  говорят, вот, мол, вышел на арену без хвоста, но выгляжу породистым поэтом.
Многие стихи Михаила Минина стали неотъемлимой частью городского обихода, местными достопримечательностями, городскими брендами, такими же реальными, как, например, «Пушка», римский фонтан, пермяковский «Лось», как описанные самим Михаилом Афанасьевичем  объекты городского ландшафта, например, Богатырёк. Не случайно, в городе существуют, так называемые, «мининские места» - объекты своеобразного литературного паломничества школьников в рамках общеобразовательного процесса. Ещё при жизни поэта в телекомпании «Гонг» был снят сюжет «Литературные места Каменска-Уральского», полностью построенный по произведениям Михаила Минина. По его стихам можно изучать природу родного  края, читая строки, как учебник. И некоторые учителя в школах города и Каменского района с благодарностью приняли "подарок" поэта Минина, используя его произведения на своих уроках. Частым гостем в школах города был и сам поэт. Учитель литературы Фаина Садовникова, ещё работая в школе  с. Позариха, не раз приглашала Михаила Афанасьевича на встречи со своими учениками. А уже преподавая  в школе № 32, в которой, кстати, учился Михаил Афанасьевич, проводила с поэтом литературно-краеведческие уроки-прогулки по уголкам нашего города и окрестностей, воспетых поэтом – т.е., тем самым «мининским местам». Возле одного из таких «арт-объектов» мининской поэзии - «Красного камня», на берегу реки Каменки, рядом с отчим домом Михаила Афанасьевича на улице Крестьянской, в котором он провёл большую часть своей жизни, ежегодно в день смерти – 15 июля, собираются друзья и близкие поэта, чтобы почтить его память: читают стихи, поминают и вспоминают поэта стихами и вином. Эти встречи сами участники называют «Мининские чтения», потому, что главное здесь - поэзия Михаила Минина.

Михаил Афанасьевич был членом городского краеведческого общества, начал ходить на его заседания давно, кажется, даже раньше, чем в городское литобъединение, в обоих сообществах был принят «за своего». То, что Михаил Минин – чистый поэт, стал полноправным членом краеведческого собрания, фактически благодаря своим лирическим произведениям – факт уникальный и делающий честь как Михаилу Минину, так и каменским краеведам.

Из-за ограниченности во времени, не будем проводить здесь анализ творческого метода Михаила Минина и обозначенной проблемы. Только заметим в скобках, что сам поэт (да и не только он) существенно недооценивал силу и значение своей поэзии.

   В этом нет, конечно, ничего сверхъестественного: история литературы знает немало примеров как преувеличения своих литературных способностей («Я гений Игорь Северянин!…»), так и вопиющей недооценке: классический пример – Борис Пастернак, ставящий себя гораздо ниже многих своих менее даровитых современников. Единственное, подобная самооценка Михаила Минина даёт своеобразный карт-бланш нам – его современникам, знавших, любящих и уважающих Михаила Афанасьевича – поэтов, краеведов, литературоведов, критиков, просто, любителей поэзии, чтобы как-то изменить существующее положение дел. Ведь давать оценки собственному творчеству – не есть прерогатива поэта. Это дело нас с вами и времени, которое, смею надеяться, для поэзии Михаила Минина ещё не наступило.

А закончить мне хотелось бы пассажем из разряда «Пока верстался номер»: буквально, вчера, на одном из городских порталов, с весьма символичным для контекста нашего разговора названием - «Каменск, 21 век», под материалом, посвящённом 85-летию Михаила Минина, отметился комментарием некий Чили Джан, достаточно известный в каменском интернет-сообществе пользователь, который перефразировал слова самого Михаила Минина в виде своеобразного, необычного,  поэтического «алаверды» города своему певцу:


                «Михаил Афанасьевич!
                С годами он тебя всё больше любит
                наш добрый Каменск на реке Исеть!»

                Сергей СИМАНОВ
 

               


Рецензии
Спасибо за весьма познавательную статью!

Тлеуж Руслан Шихамович   20.12.2021 23:42     Заявить о нарушении
Спасибо за столь лестную рецензию! Хотя несколько удивительно, что наши местные поэтические дела могут быть интересны ещё кому-то кроме нас! У меня ещё и дочь в Краснодаре живет, вдвойне приятно пробудить кому-нибудь в этом городе интерес к своему!

Кумохоб   21.12.2021 01:20   Заявить о нарушении
Надо же, какое совпадение! Ваша дочь тоже поэтесса?

Тлеуж Руслан Шихамович   21.12.2021 08:10   Заявить о нарушении