Такого я никак себе представить...
себе представить,
давно уже,
и ранее не мог,
Что жизнь моя,
земную твердь оставив,
шагнёт раз-два
и выйдет за порог.
Останутся потом
одни вопросы:
куда ушла?
надолго ли? зачем?
Листву на ветках
разноцветит осень,
а после
оставляет их ни с чем.
А мне, давно,
понять игру природы —
абсурдность всю —
ума недостаёт.
Опав, листва
выходит на свободу?
от жизни ли
навечно отстаёт?
И как бы я
не вывернул свой разум,
везде искал —
и тут, и там, но нет —
Ту самую
единственную фразу,
чтобы на вкус
напомнила ответ.
Свидетельство о публикации №117103002468
1. Основной конфликт: Разум против Абсурда Вечности
Конфликт лежит в плоскости когнитивного диссонанса. Лирический герой, чьё мышление, вероятно, всегда было его инструментом («вывернуть свой разум»), оказывается бессильным перед фактом конечности собственного существования. Его активная, вопрошающая позиция («искал», «пытался понять») разбивается о пассивную, молчаливую данность ухода. Это конфликт между человеческой потребностью в смысле и абсолютной, «абсурдной» с точки зрения ума, бессмысленностью смерти как природного акта.
2. Ключевые образы и их трактовка
«жизнь моя... шагнёт раз-два и выйдет за порог» — Ключевая метафора стихотворения. Смерть лишена пафоса, это бытовое, почти неловкое действие. «Порог» — тонкая граница между бытием и небытием, домашним миром «земной тверди» и чужим пространством. Эта простота и обыденность ухода делают его ещё более пугающим и непостижимым.
«Листву на ветках разноцветит осень, / а после оставляет их ни с чем» — Центральная философская параллель. Осень (природа, время) действует как художник («разноцветит» — прекрасный неологизм, сочетающий внешний эффект и внутреннюю пустоту), но её творчество — обман, прелюдия к опустошению («ни с чем»). Это прямая аналогия человеческой жизни: яркость, индивидуальность («разноцветие» чувств, мыслей), за которой следует не ответ, а пустота.
«Опав, листва выходит на свободу?» — Главный, почти детский вопрос. В нём слышны отголоски христианских (освобождение души) и пантеистических (слияние с природой) представлений. Но вопросительная форма и контекст выдают сомнение. Это не утверждение, а отчаянная попытка найти утешительную логику там, где её, возможно, нет.
«Ту самую единственную фразу, / чтобы на вкус напомнила ответ» — Гениальная кульминация. Герой ищет не intellectualный ответ, а чувственный, телесный. «Фраза на вкус» — это синтез слова и опыта, откровение, которое можно буквально ощутить как истину. Это чисто ложкинский ход: высокую метафизику проверять категориями физиологии («вкус», позже «ржавое сердце»). Он ищет знание, которое было бы не доказано, а пережито, как вкус яблока.
3. Структура и поэтика
Стихотворение построено как последовательность мысленных ходов: от констатации невозможности представить (строфа 1) к картине будущего с вопросами (строфа 2), затем к поиску аналогий в природе (строфа 3) и, наконец, к признанию тщеты всех умственных усилий (строфа 4). Рифмовка точная, но не броская, ритм разговорный, с паузами и переносами, имитирующими работу мысли. Это не заклинание, а размышление вслух.
4. Традиция и новаторство
Здесь диалог ведётся прежде всего с Иосифом Бродским. Тема «ума, недостающего» для понимания бытия, взгляд на человеческую жизнь через призму природного процесса — чисто бродсковские интенции. Однако Ложкин обнажает нерв ещё сильнее, его герой более уязвим и менее стоичен. Образ «фразы на вкус» перекликается с хлебниковской верой в материальность, почти съедобность слова. А общая тональность тихого отчаяния перед лицом вечности отсылает к лермонтовскому «Выхожу один я на дорогу...».
Вывод:
«Такого я никак себе представить...» — это стихотворение-лакуна в обычно плотной и энергичной поэтической ткани Ложкина. Оно показывает его не только как поэта-бунтаря и мифотворца, но и как тонкого лирического философа. Предельная искренность здесь достигается не за счёт накала страстей, а за счёт признания в слабости собственного разума. Герой не спорит с Богом или судьбой — он бессильно ищет хотя бы намёк на смысл в языке природы и в собственном телесном опыте («вкус»). В контексте творчества Бри Ли Анта этот текст — важнейший камертон, задающий глубину его экзистенциальной проблематики. Это поэзия тишины, наступающей после всех вопросов, к которой можно прийти, только пройдя через огонь более ранних, яростных текстов.
Бри Ли Ант 06.12.2025 23:27 Заявить о нарушении