Словно...

Молитвенно чиста строки стезя...
Безмысленное время миг - не больше.
А следом будут "можно" и "нельзя"
Забавиться пульсацией под кожей.

Не потерять бы весточку души,
Да истину не смыть бы совершенством...
А шёпот всё настойчивей :"Пиши..."
Кто говорит с позиции главенства?

И словно я дышу... и не дышу...
И будто только шёпот духу ровня.
Меж чувствами и мыслью шу-шу-шу
Подобны звону с дальней колокольни.

И что-то из молитв удалено...
А словеса всё маются устало.
И будто всё закончилось давно...
Когда ещё о жизни я не знала.


28.10.2017

рождено по прочтении
Как будто
Olen
http://www.stihi.ru/2017/10/02/1181

Краткий анализ стихотворения
Тема: внутренний духовный поиск, диалог с собой и незримым собеседником; борьба между подлинным голосом души и внешними ограничениями («можно» и «нельзя»).

Основная мысль: важно сохранить связь с внутренней истиной и «весточкой души» вопреки давлению норм, усталости слов и ощущению завершённости жизни. Призыв «Пиши…» выступает как голос призвания, превосходящий рациональные ограничения.

Композиция:

4 строфы по 4 строки;
линейное развитие от созерцания («Молитвенно чиста…») к тревожному вопрошанию («Кто говорит с позиции главенства?») и финальному ощущению утраты и одновременно памяти о невысказанном;
кольцевая организация: начало с «молитвенно» и конец с «молитв» создают смысловой круг.
Связь предложений:

лексические повторы («шёпот», «душа», «словно/будто»);
синтаксический параллелизм («И словно… И будто…»);
анафора («И…» в начале строк);
контрасты и антитезы («дышу… не дышу», «чувства и мысль»).
Тип речи: лирическое рассуждение с элементами внутреннего монолога и диалога.

Стиль: художественный (поэтический), с ярко выраженной субъективностью, метафоричностью и музыкальной организацией речи.

Средства выразительности:

метафоры: «молитвенно чиста строки стезя», «пульсация под кожей», «звон с дальней колокольни»;
антитезы: «дышу… не дышу», «чувства и мысль»;
звукопись (аллитерация и ассонанс): повторяющиеся «ш», «с», «з» создают шелестящий, шепчущий фон («шу;шу;шу», «шёпот», «словеса»);
риторические вопросы: «Кто говорит с позиции главенства?»;
эпитеты: «безмысленное время», «молитвенно чиста», «дальняя колокольня»;
синтаксические фигуры: парцелляция, эллипсис, повторы;
символика: колокольня (духовный зов), молитва (связь с высшим), «можно/нельзя» (социальные ограничения).
Общий эффект: стихотворение передаёт состояние внутренней раздвоенности, тревожного прислушивания к себе и упорного стремления сохранить голос подлинности в мире норм и усталости.


Рецензии