провозвестие Рамакришны. гл. 11

ГЛАВА XI.

Внезапное обращение

Бхакта: – Бхагаван, почему некоторые достигают познания Бога быстрее, чем другие?
Рамакришна: – Это зависит от самскар, или впечатлений прежних жизней. Ничто не происходит неожиданно или случайно. Один человек выпил немного вина утром и был пьян. Люди, видевшие его, удивлялись, что он опьянел от рюмки вина. Другой человек, слыша их, возразил: «Потому что он пил всю  ночь». Было много примеров внезапного обращения. Жившие в богатстве и роскоши люди вдруг отрекались от мира. Такие внезапные перемены являются результатом духовных впечатлений их прежней жизни. В конечном воплощении дживы преобладают качества саттвы: сердце и душа стремятся к познанию Бога, ум перестаёт быть привязан к мирским удовольствиям и остаётся непрерывно сосредоточенным на Всевышнем.

Твёрдость веры необходима  для постижения Бога

Такие люди веруют и поклоняются Богу, не имеющему формы, и это правильно. Будьте тверды только в поклонении одному аспекту – или Богу в форме, или Богу без формы. Твёрдость в вере есть первая вещь необходимая для познания Бога как Реальности. Ничто не может быть совершено без твёрдости. Если вы твёрдо верите в Бога, имеющего образ, вы достигнете Его; равным образом, если  вы твёрдо верите в безличное и не имеющее формы Божество, вы достигнете Его. Сахар остаётся сладким, всё равно, кусать его прямо или косо. Но вы должны быть тверды и взывать к Богу с сильнейшим желанием. Когда мирской человек говорит о Боге, знаете ли вы, на что это кажется мне похожим? На детей, которые ссорятся играя и произносят имя Бога всуе; на щёголя, который гуляет по саду, с тросточкой в руке, срывает цветок и праздно восклицает:  «Какой прекрасный цветок сотворил Господь!» И даже такая мысль о Боге живёт только один момент, как капли воды на раскалённом железе. Твёрдость в поклонении одному аспекту Бога абсолютно необходима. Ныряйте глубже. Не опустившись на самое дно океана, человек не может достать сокровище. Если вы будете плыть по поверхности, вы не можете достигнуть его. Учитесь любить Бога. Будьте поглощены любовью к Нему.

Страстно ищущие Бога видят Его, познают Его, говорят с Ним таким же точно образом, как говорю я с вами. Я говорю вам правду, что Бога можно видеть. Кто послушает меня, и кто поверит мне?

Ничто не приобретается без милости Божией. Старайтесь заслужить Его милость, посвятите энергию вашу достижению её, и милостью Божиею вы увидите Его, и Он охотно будет говорить с вами.

Когда приходит истинная мудрость, тогда Бог недалеко. Он уже не там, где-то вне вас, а здесь, в вашем 
сердце. Он уже не то, а это. Он пребывает во всём. Кто ищет Его, тот находит Его.

Во-первых, будьте преданны Богу. В одной из священных песен говорится: «Господи, можно ли знать Тебя без веры, только путём дел и жертв?» А о том, что даёт истинную веру и бескорыстную любовь к Богу, вы должны молиться в молчании со страстным желанием. Проливайте слёзы покаяния, пока не приобретёте чувства.

Откажитесь от своей воли в пользу Бога. Выдайте ему полную доверенность. Когда кто-нибудь вполне зависит от доброго человека, разве этот добрый человек приносит вред ему? Мысленно возложите на Бога всё ваше бремя, и сидите спокойно, не тревожьтесь. Что назначит Он делать вам, делайте.

Всё зависит от ума. Нечистый ум приносит привязанность к миру, ум же очищенный приносит познание Бога. Нечистый ум мужчины привязывается к женщине. Женщина естественно любит мужчину, а мужчина естественно любит женщину и отсюда возникает привязанность  к миру.

Божественная Мать во всех женщинах

Каждая женщина представляет Божественное Материнство. Одна и та же Божественная Мать проявляется во всех женщинах в разных видах. В Священном Писании сказано, что Нарада так молился Раме: «О, Рама, Ты Пуруша, ты являешься во всех видах мужчин, а Сита, Твоя Пракрити, является в виде всех женщин. Ты мужчина, а Сита женщина. Там, где мужская форма, там Твоё  проявление; где женская форма, там проявление Ситы, Божественной Матери».

Привязанность к телу

Пока существует влечение к мирской жизни и желание мирских вещей, имеется привязанность к телу. По мере того, как уменьшается влечение к миру, ум устремляется к Атману или истинной сущности, и тогда привязанность к физическому телу ослабевает. Когда влечение к миру совершенно исчезнет, приходит самопознание, и Атман  отделяется от физического тела. Когда кокосовый орех бывает разрезан на половинки, зерно очень трудно отделить от скорлупы; но когда орех высушен, зерно само отделится. Вы можете чувствовать это, тряся орех. Человек, познавший Бога, подобен сухому кокосовому ореху; его душа отделилась от его тела, и всякая привязанность к телу покидает его. Он равнодушен к наслаждениям и страданиям тела; он не ищет удобств для тела; он переходит  с места на место как освобождённая душа. «Настоящий бхакта моей Божественной Матери достигает абсолютной свободы в настоящей жизни и вечно счастлив». Когда вы замечаете, что текут слёзы, и трепет пронизывает тело при повторении имени Господа, тогда вы можете убедиться, что привязанность к чувственным предметам ослабла, и бхакта стоит на пути к познанию Божества. Например, сухая спичка загорится, как только вы чиркнете ею; но  сырую спичку вы можете чиркать пятьдесят раз, и всё же не получите огня. Равным образом, если ум пропитан водою желания мирских вещей, Божественное просветление не наступит, какие бы усилия вы ни делали; будет только потеря времени и труда. Но когда вода эта испаряется, духовное просветление немедленно приходит.

В чём причина гордости и почитания себя центром всего? Происходят они от знания или невежества? Возвеличение своего «я» есть свойство тамаса, порождаемое невежеством. Это преграда, препятствующая душе видеть Бога. Когда эта преграда исчезает, всякие затруднения прекращаются. Какая же  польза возвеличивать своё «я»? Земное тело, со всеми его привычками и прихотями, не долго существует.

Внутренние свойства человека можно разделить на три класса – тамас, раджас и саттва. У одного преобладает одно, у другого – другое. Принадлежащие к первому классу люди очень высоко ставят свое «я». Они слишком много спят и едят, страсть и гнев преобладают в них. Люди второго класса слишком привязаны к работе.  Они любят красивые, хорошо сшитые одежды и они любят наряжаться; им нужны роскошные дома; поклоняться Богу они любят в дорогом платье; милостыню подают на показ. Люди третьего класса очень спокойны, добродушны, смиренны, равнодушны к одежде, ведут простую жизнь и имеют небольшой заработок, потому что потребности их не велики. Они не льстят с корыстной целью; жилище их скромное; они не наряжают своих детей; они не  ищут славы и не любят лести; они поклоняются Богу, дают милостыню и медитируют молча и тайно. Саттва последняя ступень на лестнице, которая ведёт к Божеству. Человеку, который достиг этого состояния, не долго придётся ждать Богосознания. (Младшему судье:) Вы недавно сказали, что все люди равны, но теперь вы видите, как разнообразны характеры людей.

Когда исчезает возвеличение «я» всё совершается. Не следует говорить: «Я поучаю, а вы слушаете»; это чувство «я» и «вы» нужно уничтожить. Возвеличение «я» происходит из невежества, а не из знания. Кто свободен от чувства «я», тот достигает знания. Дождевая вода скопляется в низком  месте, вытекая из высокого места; равным образом, вода мудрости скопляется в смиренном сердце.

«О, Мать, я простое орудие в Твоих руках. Всё делается Тобою. Как Ты руководишь мною и заставляешь меня говорить, так я и говорю».

Говорят, что привязанность матери к своему ребёнку сильнее, чем привязанность отца. Потому вы можете просить вашу мать более настойчиво, чем отца. Вы имеете большие права на всё принадлежащее вашей матери, чем на то, что принадлежит вашему отцу».

Абсолютный Брахман и Мать вселенной одно и то же. Где нет никакой деятельности, там состояние абсолютного Брахмана, а где эволюция и разрушение, там проявление Божественной Матери. Когда вода океана спокойна без волнения и ряби, она подобна состоянию Абсолюта. Когда же вода в движении и волнуется, то это будет состояние Созидательной энергии или Божественной Матери. Божественная Мать имеет и не имеет  имеет форму. Вы веруете в Божество, не имеющее формы, следовательно, можете воспринять мою Мать без формы. Если ваша вера сильна, Божественная Мать покажет вам, какая Она. Тогда вы узнаете что Она не есть лишь абсолютное Бытие. Она придёт к вам и будет говорить. Имейте веру и вы всё получите. Если вы веруете в Божество без формы, то пусть вера ваша будет крепка, как скала. Но не будьте догматичны; не создавайте догматов о Боге.
Вы не должны говорить, что Он подобен этому и не похож на то. Вы можете говорить: «Я верую в Божество без формы, но что Оно ещё представляет собой, известно только Ему. Я же не знаю и не могу понимать». Слабый ум человека не может охватить всю природу Бога. Сосуд, вмещающий одно количество воды, не может вместить два количества. Если Бог Своею милостью проявит Себя человеку и покажет ему Свою природу, тогда человек начинает 
постигать Бога как Реальность, но не ранее. Абсолют и Божественная Мать одно и то же.
Виджай: – Каким образом можем мы увидеть Божественную Мать и постичь Абсолют?
Видение Божественной Матери и Абсолюта
Рамакришна: – Это можно достигнуть сильным желанием и искренней молитвой со слезами. Когда сердце будет очищено, тогда перед вами встанет видение, как отражение солнца в чистой воде. В зеркале  «я», то есть в душе истинного бхакты, можно увидеть отражение абсолютной Матери вселенной в форме. Но зеркало должно быть тщательно отшлифовано; при самых маленьких пятнах отражение уже не будет совершенным. Когда вы видите солнце в воде «я», и пока нет других способов получить изображение реального Солнца, отражённый образ солнца должен приниматься за абсолютно реальный. Пока «я» реально, отражённый образ солнца тоже реален,  и не отчасти, а абсолютно. Этот отражённый образ солнца есть Божественная Мать. Если вы желаете достигнуть абсолютного Брахмана, который безличен и не имеет атрибутов, тогда идите мысленно от этого отражённого образа вперёд, по направлению к реальному Солнцу. Личный Бог, или Брахман с атрибутами, есть Тот, Кто принимает молитвы. Просите Его, и Он дарует вам высшую мудрость, потому что этот самый личный Бог имеет также безличный  аспект, который есть абсолютный Брахман. Божественная энергия, которая есть Мать вселенной, представляет другой аспект того же Брахмана, Все они сливаются в абсолютное единство. Мать может дать Брахма-джняну, знание Абсолюта, а также истинную бхакти и абсолютную любовь. Бог есть владыка всего. Отбросив чувство «я», подчините вашу волю Его воле и вы получите всё, что пожелаете.

Когда вы бываете в обществе других людей, вы должны любить их всех, абсолютно слиться с ними воедино. Не питайте ненависти к людям. Не разбирайте касты или веры. Не говорите, что этот человек верует в личного Бога, а тот в безличного; этот человек поклоняется Богу, имеющему форму, а тот исповедует Бога не имеющего формы; этот человек индус, а тот христианин или мусульманин. Не осуждайте друг друга, говоря так.  Эти различия существуют потому, что Бог внушил различным людям понимать Его различным образом. Разница заключается в природе людей. Зная это, вы сойдётесь со всеми, насколько возможно близко, и полюбите их, насколько возможно для вас крепко. Тогда вы будете блаженно счастливы в душе. Зажгите светильник мудрости в тайнике вашего сердца. При этом свете взгляните в лицо моей абсолютной Матери, и вы увидите истинную природу  вашего «я». Когда пастухи ведут скот на пастбище, коровы образуют одно стадо, как бы принадлежащее одной семье; но когда они возвращаются ночью, они разделяются, и каждая идёт в свой хлев. Так бхакты (религиозные люди) разных сект и вероисповеданий при встречах подобны членам одной семьи, но когда они остаются одни, они обнаруживают особенности своих вероисповеданий.


Рецензии